КУльтура речи юриста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 10:40, реферат

Описание работы

Язык и речь занимают особое место в профессиональной деятельности юриста. Ведь юрист- это правовед. А право - это совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения между людьми и выражающих волю государства. Формируя и формулируя правовые нормы, охраняя их в различных многочисленных процессуальных актах, юрист должен безупречно владеть нормами языка и охранять их.
Изучение языка законов, процессуальных актов, судебных речей осуществляется двумя науками: юриспруденцией и лингвистикой. Однако, говоря о языке нормативного или процессуального акта, судебной речи, авторы выступают прежде всего как юристы, так как их интересует выраженное в документе правовое содержание, анализ же языка, как правило, без соответствующей лингвистической основы, и сводится, по существу, к общим рассуждениям о точности, доходчивости, выразительности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Глава I. Культура речи юриста………………………………………………..4
§1. Понятию культуры речи…………………………………………………...4
§2.Особенности культуры речи юриста………………………………………4
Глава II. Основные коммуникативные характеристики речи……………….6
§1. Логическая культура……………………………………………………….6
§2.Речевые средства убеждения……………………………………………….8
§3. Профессиональная этика юриста…………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………..10
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

реферат.Риторика.Культура речи юриста.docx

— 30.68 Кб (Скачать файл)

   Однако эмоциональное воздействие выступает как необходимый момент, так как убеждение достигается двумя путями: рациональным и эмоциональным. "Человеческая мысль постоянно колеблется между логическим восприятием и эмоцией; … чаще всего наша мысль складывается одновременно из логической идеи и чувства". Без этого значительно ослабляется эффективность превращения знаний в личное убеждение.

   В работе юристов о культуре речи нередко выражается мысль, что речь должна быть образной, эмоциональной, в то же время некоторые авторы предупреждают ораторов о том, что не следует увлекаться использованием художественных, изобразительных средств.

    Эмоция - это чувство, переживаемое душевное волнение, чувственная реакция; Эмоциональность - выражение чувств, переживаний, субъективного отношения к предмету речи. Экспрессивность же речи понимается как ее выразительность, воздейственость. Все средства, которые делают речь глубоко впечатляющей, действенной, являются экспрессией речи. Это может быть определенный интонационный рисунок, усиление звучания согласных звуков, замедление и убыстрение темпа речи, интонационное выделение отдельных слов, паузы. Это может быть использование синтаксических средств: вопросительных конструкций, повторов, коротких предложений и т. д. Экспрессия может пронизывать как эмоциональное содержание, так и интеллектуальное, логическое. Кроме того, экспрессивность усиливает точность и ясность мысли, эмоциональность речи. Выражение эмоций в языке всегда экспрессивно, но экспрессия в языке всегда эмоциональна.

 

Задаче воздействия служит набор  эмоциональных средств языка. Одними из способов воздействия является прием  адресации, то есть способ отражения  в речи наличия лица, к которому обращена речь. Используются также  местоимения Вы, Вам, глаголы повелительного наклонения: посмотрите, вспомните  и др. Довольно часто воздействие  проявляется через инфинитивные предложения с модальными словами, имеющими значение долженствования: Нельзя не верить показаниям такого свидетеля; или: Нужно здесь сделать вывод; или: Его действия следует расценивать  как неосторожные.

   Одним из своеобразных средств воздействия аудиторию являются термины оценочного характера (юрид.: оценочные понятия), в которых имеется потенциальная оценочность за счет входящих в них слов оценочного значения: злостное хулиганство, грубое нарушение правил, условия усиленного надзора, колонии усиленного, строгого и особого режимов и т.д. Эти термины способствуют выполнению речью профилактической функции.

   Важным средством речевого воздействия на является точность словоупотребления, когда оратор привлекает внимание к важным, с его точки зрения, явлениям.

   Богатыми возможностями воздействия обладают изобразительно - выразительные средства языка. Яркие краски художественной литературы позволяют оратору создать эмоциональность, торжественность, пафос. Оратор может цитировать художественные произведения для подтверждения своих мыслей. 

   Средством, поддерживающим интерес к речи, побуждающим к активному восприятию того, о чем говорится, является риторический вопрос, который в экспрессивной форме несет определенную (утвердительную или отрицательную) информацию. Риторический вопрос, как правило, содержит в себе оценку того, о чем говорит оратор. Употребленный во вступлении, где обычно дается общественная или моральная оценка деяния, риторический вопрос, подчеркивая то или иное суждение, создает эффект эмоционального усиления. Такие выступления дают эмоциональный настрой всей речи.

   Для выделения и подчеркивания тех или иных явлений, деталей в судебной речи широко употребляется инверсия - намеренное изменение объективного (прямого) порядка слов.

   Повторы, то есть повторение слова или словосочетания, используются судебными ораторами с целью подчеркнуть значимость чего-либо. Аудитория, как правило, сосредоточивает внимание на тех моментах, которые подчеркивает оратор.

   Таким образом, овладение логическими основами убедительности, внимательное отношение к построению речи и к логике изложения позволит оратору сделать речь по-настоящему доказательной и убедительной.

 

 

                       §3. Профессиональная этика юриста.

 

   Этика - это нормы поведения, мораль человека какого - либо класса, общественной или профессиональной группы. Синонимом этого слова является нравственность - совокупность норм поведения в каком - либо обществе. Следовательно, можно говорить о нравственной культуре как форме общения. Что такое нравственная культура? Это единство внешней и внутренний культуры личности, одним из составных элементов которой является этикет. Этикет - это совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах и одежда). Этикет совпадает с общими требованиями вежливости.

   Неприятное впечатление производит чтение текста речи с листа, вместо произнесения речи - чтение прокурором обвинительного заключения.

   Чтение нарушает контакт с аудиторией, и, кроме того, свидетельствует о неуважительном отношении к слушателям.

   Нравственный долг оратора заключается в том, чтобы создать у присутствующих правильное представление об общественной опасности деяния, воспитать у них уважение к закону, к правосудию, содействовать правовому воспитанию граждан. В наибольшей степени это касается государственного обвинителя, на которого присутствующие в зале суда совершенно обоснованно смотрят как на лицо, провозглашающее точку зрения государства.

    Этичным является поведение адвоката, который, защищая права подсудимого, совершившего убийство, выражает сочувствие, соболезнование родственникам погибшего. Уважительное отношение к подсудимому обусловлено осознанием общественной значимости судебного процесса, пониманием его глубокого воспитательного воздействия. Судебное заседание проходит в обстановке борьбы мнений процессуальных противников. Но самая накаленная атмосфера не дает права судебным ораторам некорректно отзываться друг о друге или о потерпевшем, подсудимом, свидетелях. Грубость недопустима, так как судебный процесс происходит при непосредственном общении с народом, и это требует от судебных ораторов сдержанности, вежливости.

 

                                          Заключение

 

    Успех выступления оратора определяется целенаправленным, настойчивым стремлением совершенствовать себя, учиться искусно владеть словом, так как речевая культура является обязательным элементом культуры судебного процесса.

    Культура речи начинается там, где знание переходит в навык, так как привыкнув в повседневном общении говорить как придется, в процессе работы юрист может повторить привычные ошибки. Поэтому необходимо постоянно работать над повышением культуры речи, стремиться знания увязать с речевыми навыками.

    Коммуникативные качества речи: ясность ( доступность, простота ), точность, убедительность, логичность, эмоциональность и экспрессивность позволяют юристу сделать речь по настоящему доказательной. Языковые средства способствуют логичности, убедительности речи.

   Безусловно, общество вырабатывает формы речевого поведения и требует от носителей языка соблюдения этих правил. Поэтому юрист должен производить сложную операцию отбора в речевой акт того, что является наиболее уместным для данной обстановки общения.

    И в заключении, следует отметить, что необходимо уделять большое внимание развитию культуры общего ораторского искусства. Основы красноречия нужно закладывать уже в период обучения детей в школе, так как именно школа должна воспитывать сознательное отношение учеников к языку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Список использованной литературы

 

1.Адамов Е.А. Из истории ораторского искусства. М., 2004.

 

2. Алексеев Н.С., Макарова Е.В. Ораторское искусство в суде. 2003.

 

3. Владимиров Л.Е. Русский судебный оратор, 2005.

 

4. Гросудина Л.К. Миськевич Г.И. Теория и практика русского красноречия. 2006.

 

5. Ивакина Н. Н. Культура речи юриста., 2005.

 


Информация о работе КУльтура речи юриста