Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 20:10, контрольная работа
Культура речи – понятие многозначное. Одна из основных задач культуры речи – это охрана литературного языка, его норм. Следует подчеркнуть, что такая охрана является делом национальной важности, поскольку литературный язык – это именно то, что в языковом плане объединяет нацию. Создание литературного языка – дело не простое. Он не может появиться сам по себе. Ведущую роль в этом процессе на определенном историческом этапе развития страны играет обычно наиболее передовая, культурная часть общества.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 КУЛЬТУРА РЕЧИ КАК ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЫСОКОЙ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА………………….
1.1 Основные понятия культуры речи………………………
1.2 Определение норм культурной речи………………………
2 КУЛЬТУРА РЕЧИ И КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ………………….
2.1 Общение, его типы и виды. Психологическая природа общения………………………
2.2 Компоненты общения………………………
2.3 Культура и этика речевого общения………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….
Говорящий
человек всегда заявляет о себе как о личности,
и только в этом случае возможно установление
контакта с другими людьми.
Успешное речевое общение – это осуществление
коммуникативной цели инициаторов общения
и достижение собеседниками согласия.
Обязательными условиями успешного общения являются заинтересованность собеседников в общении, настроенность на мир адресата, умение проникнуть в коммуникативный замысел говорящего, способность собеседников выполнить жесткие требования ситуативного речевого поведения, разгадать "творческий почерк" говорящего при отражении реального положения дел или "картины мира умение прогнозировать "вектор" диалога или полилога.
Поэтому центральное понятие успешности речевого общения – понятие языковой компетенции, которая предполагает знание правил грамматики и словаря, умение выражать смысл всеми возможными способами, знание социокультурных норм и стереотипов речевого поведения, которая позволяет соотнести уместность того или иного языкового факта с замыслом говорящего и, наконец, делает возможным выражение собственного осмысления и индивидуального представления информации.
Коммуникативные цели собеседников обусловливают речевые стратегии, тактики, модальность и приемы ведения диалога. К составляющим речевого поведения относятся экспрессивность и эмотивность высказываний.
Приемы
речевой выразительности
Разговорная
речь имеет свою эстетическую атмосферу,
которая обусловлена глубинными процессами,
соединяющими человека с обществом и культурой.
Этика речевого общения предписывает
говорящему и слушающему создание благожелательной
тональности разговора, которая приводит
к согласию и успешности диалога.
Культура речи – это умение правильно говорить и писать, а также употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения. Правильной является речь, которая согласуется с нормами литературного языка (произношение, грамматика, лексика). Подлинная культура речи достигается умелым и уместным употреблением лексики разных стилей, разнообразием синтаксических конструкций; в устной речи особенно ценно богатство интонаций. Необходимо иметь ясное представление о стилистической градации языковых элементов, об их различном предназначении.
Так, книжные слова уместны в жанрах книжно-письменной речи – научной статье, докладе, тексте закона, газетной корреспонденции – и мало употребляются в бытовых ситуациях общения. Особенно вредит бытовому языку канцелярит – неуместное употребление канцелярских слов и оборотов. С другой стороны, в деловом документе или в научной публикации не употребляются слова и обороты стилистически сниженные, разговорные. По тому, как человек говорит и пишет, можно судить об уровне его духовного развития, о его внутренней культуре.
При характеристике совокупности знаний, навыков и речевых умений человека культура его речи определяется следующим образом: это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
В определении подчеркнуты три аспекта культуры речи: 1) нормативный; 2) этических; 3) коммуникативный. Высокая культура речи, связанная с умением "правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка" (С. И. Ожегов) невозможна без соблюдения определенных правил общения.
Для успешной реализации коммуникативных задач необходимо представление о сферах общения. В типологии функциональных разновидностей языка особое место занимает язык художественной литературы и разговорная речь. В качестве функциональных стилей, которые по своей языковой организации имеют существенные отличия как от языка художественной литературы, так и от разговорной речи, выделяются официально-деловой, научный и публицистический.
Опорой,
точнее стержнем, остовом русского
литературного языка является литературная
норма. В процессе активной языковой
политики в науке сложились представления
о нормализации языка, его кодификации,
отклонениях от литературной нормы, ошибках
и языковых вариантах.
РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-
КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
Рецензия
на контрольную работу
(для
студентов заочной формы
Дисциплина____________________
Ф.И.О. студента
______________________________
Курс ___ Шифр
________ Специальность ________________
Дата сдачи контрольной работы «____» ______________ 200 г.
Оценка ______________________________
Замечания_____________________
______________________________
Преподаватель_________________
Информация о работе Культура русской речи и эффективность общения