Мастерство публичного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:54, реферат

Описание работы

Публичное выступление представляет собой процесс передачи информации, основная цель которого – убедить слушателей в правильности тех или иных положений.
Слово оратор (от латинского orare – «говорить») применяется в двух значениях:
1. человек, произносящий речь, выступающий публично;
2. человек, умеющий хорошо говорить публично, обладающий даром красноречия, владеющий мастерством слова.

Содержание работы

1. Введение.
2. Мастерство публичного выступления.
Ораторская речь и её роль в обществе.
Виды ораторской речи. Красноречие.
3. Подготовка к публичному выступлению.
Этапы подготовки речи.
Приемы подготовки выступлений.
Информационное обеспечение выступлений.
4. Установка контакта с аудиторией.
1.6. Оценка аудитории и обстановки.
5. Логические аспекты ораторской речи.
1.7 Логические правила построения ораторской речи.
1.8 Логические законы.
6. Этические качества речи.
7. Заключение.
8. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

2. Мастерство публичного выступления.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

О контакте с аудиторией следует помнить ещё при подготовке текста выступления. Существуют специальные  речевые действия, назначение которых – установление и поддержание контакта.

 К ним относятся:  обращение, приветствие, комплимент, прощание. Варианты этих речевых  действий хорошо разработаны.  Следует выбрать для себя несколько  вариантов каждого из этих  действий  и хорошо освоить их в интонационном отношении, в отношении стиля. Начинать выступление без приветствия и обращения можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми происходят довольно часто. Обращения могут и должны употребляться и в центральной части выступления, они активизируют внимание слушателей.

Очень важную роль при  поддержании контакта играют метатекстовые  конструкции.

 Метатекст – это  те слова и предложения речи  выступающего, в которых говорится  о том, как она построена, о чем и в какой последовательности выступающий собирается говорить, то есть метатекст – это текст о тексте. Хороший оратор всегда обозначает метатекстовыми конструкциями части своего выступления: в начале своего выступления я бы хотел обратить ваше внимание на…; повторим еще раз…; теперь перейдем к вопросу о…; во-первых…; в заключении хотелось бы сказать о том, что…

 

Для успешного общения  с аудиторией, постоянного контакта, очень важно внести в выступление  элементы диалога.

 

Диалог – основная коммуникативная форма речи. Именно диалог представляет собой изначальную, первичную форму существования языка, отвечающую самой природе человеческого мышления, которое по своей природе диалогично. Любое сказанное или предполагаемое слово представляет собой реакцию на чужое слово.

 

Монолог – это искусственное  речевое построение. Усвоение и построение монологической речи требуют специальных  усилий, дополнительного обучения. Поскольку ораторское выступление  – это монологическая речь, то для  успешного и постоянного контакта с аудиторией очень важно вносить в выступление элементы диалога.

Поскольку устная речь необратима, говорящий должен постоянно заботиться о том, чтобы его речь легко, с  первого раза воспринималась слушателями. Обязанность выступающего – свести к минимуму затруднения при восприятии речи. При этом, прежде всего следует иметь в виду некоторые синтаксические параметры текста.

Простые предложения  и части сложных предложений  не должны быть чрезмерно длинными. Предел оперативной памяти ограничен  длиной словесной цепочки, состоящей  из 5 – 7 слов.

Более легко воспринимаются такие типы конструкций, которые тяготеют к сфере разговорной речи. По структуре эти конструкции представляют собой предложения нераспространённые и малораспространённые, односоставные, неполные, не осложнённые. Эти  конструкции могут быть как самостоятельными предложениями, так и частями сложных предложений.

Нежелательно употреблять  конструкции страдательного залога. Их естественная сфера функционирования – официально-деловой стиль, тексты, рассчитанные, прежде всего на передачу и сохранение информации, а не воздействие.

Восприятие речи значительно  осложняется использованием отглагольных существительных, заканчивающихся  на - ние, - тие, а также подобных им. Любое отглагольное существительное  – это свернутое предложение, оно является как бы сгустком смысла и требует развертывания и осознания. Поэтому текст с большим количеством отглагольных существительных, как правило, мало пригоден для ораторского выступления. «Необходимо разрешение конфликтов». «Необходимо разрешить конфликты…»

Контакт с аудиторией будет более успешным, если выступающий будет использовать личностный тип общения. Этот тип общения предполагает при работе с аудиторией строить речь таким же образом, как беседу с конкретным лицом при непосредственном контакте («Живая беседа»). Личностный тип общения предполагает, что говорящий в ходе выступления четко обозначает своё авторское Я: своё отношение к предмету речи, к собеседнику. В качестве средства выражения авторского Я опытные ораторы используют практически все средства языка. Для таких языковых средств - как местоимения, частицы, вводные слова, сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным выражение авторского Я является основным функциональным назначением. Частицы (лишь, даже, вот, же), несмотря на малую величину звукового материала, совершенно однозначно указывают на присутствие в тексте голоса автора, выражая довольно часто и авторское отношение. Некоторые частицы очень экспрессивны, выразительны (знай себе, взял да и). Наиболее ярко выражают авторское отношение сложноподчинённые предложения  с придаточным изъяснительным: (считаю, что; ясно, что; тут, кстати, замечу, что).

    1. Способ выступления

Необходимо избрать  способ выступления – заглядывая в конспект или избегая чтения текста. Использование конспекта  очень действенно, так как речь звучит естественно, слова приходят сами собой. Чтение же заранее написанного текста значительно уменьшает влияние выступления на аудиторию. Запоминание написанного текста заметно сковывает выступающего и привязывает к заранее составленному плану, не давая возможности откликаться на реакцию аудитории.

    1. Уловки оратора

Следует, однако, не забывать, что никакие навыки и умения сами по себе не принесут успеха выступающему, если его разговор с аудиторией не будет проникнут глубокой идейностью и убежденностью в то, о чем говорится.

Общеизвестно, что бесстрастная и вялая речь не вызывает отклика  в сердцах слушателей, какой бы интересно и важной темы она ни касалась. И наоборот, даже не совсем складное выступление затронет аудиторию, если оратор говорит о накипевшем, если аудитория поверит в искренность оратора. Яркая, энергичная речь, отражающая увлеченность оратора, его уверенность, обладает значительной внушающей силой.

 

 

 

Обратим внимание на некоторые  часто встречающиеся…

Фразы

Установлено, что короткие фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотом. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

Паузы

Паузы – очень важный элемент выступления. Известно, что  слова звучат убедительнее после  мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!).

 

Обращение к аудитории

Известно, что обращение  к собеседнику по имени создает  более доверительный контекст деловой  беседы. При публичном выступлении  также  можно использовать подобные уловки. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

 

Комплимент

Другой элемент речевого этикета – комплимент. По своей  сути комплимент содержит в себе психологический  механизм внушения. Особенно эффективен комплимент на фоне антикомплимента себе самому. Стиль комплимента слушателям зависит от ситуации, предыдушего контекста речи и специфики взаимоотношений выступающего и аудитории.

Реакция аудитории

Во время выступления нужно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

 

5. Логические аспекты ораторской речи.

 

1.7 Логические правила построения ораторской речи.

 

 

Логические аспекты  выступления изучены и разработаны  достаточно глубоко. Вот несколько  практических советов, которыми следует  руководствоваться во время выступления:

Быть последовательным в своей речи. Не переходить к  следующему пункту выступления, пока не прочтен предыдущий. Многократное возвращение к недоказанному производит крайне неблагоприятное впечатление.

Начинать выступление  с наиболее существенных положений, оставляя на конец частное и второстепенное.

Не тратить время  на то, что не является необходимым, без чего можно обойтись в выступлении.

Не повторяться. Только если это очень необходимо, но оговорить  это специально. Дать понять, что  это намеренное повторение.

Не уходить в сторону  от обсуждаемого вопроса; не отвлекаться  на посторонние, незначимые для сути дела проблемы, факты, сведения, примеры.

В конце выступления  обобщить сказанное и сделать  выводы.

 

1.8 Логические законы.

 

Готовя выступление, следует учитывать основные логические законы.

 

Закон тождества.

Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Этот закон требует, чтобы  в выступлении данная мысль, о  каком либо предмете, событии должна иметь определённое устойчивое содержание, сколько бы раз и в какой бы форме к ней ни возвращались.

 

Закон не противоречия.

Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайней  мере, одно из них необходимо ложно.

 

Закон исключённого третьего.

Утверждение и его отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно из них необходимо истинно, другое – необходимо ложно. Если в выступлении сформулировано какое-то положение в виде высказывания, а затем – его отрицание, то одно из этих высказываний будет истинным, а другое – ложным.

Закон достаточного основания.

 Всякая мысль признаётся  истинной, если она имеет достаточное  основание. Поскольку наши суждения, высказывания могут быть истинными  или ложными, то, утверждая истинность  высказывания, следует дать обоснование этой истинности.

6. Этические качества речи.

 

Отношение оратора к  аудитории должно быть абсолютно  доброжелательным и профессиональным. Доброжелательность предполагает невозможность  таких форм речевого поведения, как  агрессивность в её различных проявлениях (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогия (ложь). Профессиональное отношение к аудитории предполагает умение работать с любой аудиторией: и с той, которая настроена доброжелательно, и с той, которая выражает безразличие к оратору. Не следует обижаться на аудиторию и вступать с ней в конфликтные отношения. Но это совсем не означает, что оратор должен идти на поводу у аудитории, заигрывать с ней. Оратор должен относиться к аудитории, как врач к больному.

Хорошее выступление  – выступление цельное в ритмико-интонационном отношении. Но в то же время внутри этого единого ритмико-интонационного целого должно быть разнообразие. Монотонность притупляет внимание, однообразие ритма и интонации отрицательно сказывается на восприятии. Поэтому хорошо воздействующая речь должна быть выдержана в определенной стилевой манере от начала до конца, что делает этот текст цельным. В то же время единая стилевая манера предполагает элементы разнообразия: увеличение или замедление темпа, разнообразные интонационные контуры. Поэтому написанные при подготовке отрезки текста следует обязательно прочитывать вслух, по крайней мере – проговаривать «про себя».

 Именно интонация,  ритм речи подскажут, где переставить  слова.

Ораторское выступление  должно быть логично построено, оратор не имеет права нарушать этические нормы речевого поведения, принятые в данном коллективе.

Использование выразительных  средств украшает речь, усиливает  её воздействие на слушателей, помогает более точно и ярко выразить авторское  отношение к поставленной проблеме.

 

7. Заключение.

 

В заключении хотелось бы отметить, что мастерство публичного выступления состоит в умении использовать обе формы человеческого  мышления: логическую и образную. Овладев  мастерством публичного выступления  люди, поймут всю прелесть и красоту нашего языка. Здесь можно обратиться ко всем со своеобразным призывом, сказанным А. П. Чеховым: «Учитесь владеть языком, настоящие и будущие ораторы! Язык – ваша база и ваше профессиональное оружие ».

 Стать мастером  публичного выступления это большое достижение для того, кто этого пожелает и не постоит ни перед чем, так как достигнутое им откроет ему двери во все сферы нашей жизни, а возможно и поможет изменить некоторые негативные стороны этого наисложнейшего бесконечного процесса.

 

8. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

  1. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф.
    1. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2002. – 413 с.
  2. Основы культуры речи: Учебное пособие / Под ред.
    1. Б. Н. Головина. – М.: Высшая школа, 1988. – 319 с.3.     
  3. Сопер П. Основы искусства речи. – М., 1992.
  4. Колесников А.Н. Психология делового преуспевания. – М.,2001.
  5. «Безопасность жизнедеятельности». Н.В.Баранков. Москва, 2001 год.
  6. «Медицинский Вестник», 01 Ноября 2001 года
  7. «Тема Дня», 15 Октября 2001 года.

Информация о работе Мастерство публичного выступления