Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 14:22, реферат
Каждый стиль появляется в свое время — тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития. Время появления научного стиля разное в разных странах. В России научный язык и стиль начал складываться только в первые десятилетия XVIII века, когда начала формироваться русская научная терминология. Ранние научные произведения создавались в жанрах трактатов, диалогов, рассуждений и даже поэтических произведений (оды и поэмы).
Логичность изложения. Между частями высказывания имеется упорядоченная система связей, изложение непротиворечиво и последовательно. Это достигается использованием особых синтаксических конструкций и типичных средств межфразовой связи.
Точность изложения. Достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.
Доказательность изложения.
Рассуждения аргументируют
Объективность изложения. Проявляется в изложении, анализе разных точек зрения на проблему, в сосредоточенности на предмете высказывания и отсутствии субъективизма при передаче содержания, в безличности языкового выражения.
Насыщенность фактической
информацией, что необходимо для
доказательности и
Важнейшая задача научного стиля речи - объяснить причины явлений, сообщить, описать существенные признаки, свойства предмета научного познания.
Названные особенности научного стиля находят выражение в его языковых характеристиках и определяют системность собственно языковых средств этого стиля.
Научный стиль речи включает в себя языковые единицы трех типов.
Лексические единицы, обладающие функционально-стилевой окраской данного (то есть научного) стиля. Это особые лексические единицы, синтаксические конструкции, морфологические формы.
Межстилевые единицы, то есть
стилистически нейтральные
Стилистически нейтральные языковые единицы, преимущественно функционирующие именно в данном стиле. Таким образом, стилистически значимым становится их количественное преобладание в данном стиле. Количественно маркированными единицами в научном стиле становятся, прежде всего, некоторые морфологические формы, а также синтаксические конструкции.
Так как ведущей формой научного мышления является понятие, почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы - термины. Термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры. Термины, значительная часть которых является интернациональными словами, - это условный язык науки.
В количественном отношении
в текстах научного стиля термины
преобладают над другими видами
специальной лексики (номенклатурными
наименованиями, профессионализмами,
профессиональными жаргонизмами и
пр.), в среднем терминологическая
лексика обычно составляет 15-20 % общей
лексики данного стиля. В приведенном
фрагменте научно-популярного
Для терминов, как основных
лексических составляющих научного
стиля речи, а также для других
слов научного текста, характерно употребление
в одном, конкретном, определенном значении.
Если слово многозначно, то оно употребляется
в научном стиле в одном, реже
- в двух значениях, которые являются
терминологическими: сила, размер, тело,
кислый, движение, твердый (Сила - величина векторная
и в каждый момент времени характеризуется
числовым значением. В данной главе содержатся
сведения об основных стихотворных размерах).
Обобщенность, абстрактность изложения
в научном стиле на лексическом уровне
реализуется в употреблении большого
количества лексических единиц с абстрактным
значением (абстрактная лексика). "Научный
язык совпадает с понятийно-логическим
языком, … понятийный язык выступает как
более абстрактный" (Балли Ш. Французская
стилистика. - М., 1961. С. 144, 248). Научный стиль
имеет и свою фразеологию,
включающую составные термины: солнечное
сплетение, прямой угол, наклонная плоскость,
глухие согласные, деепричастный оборот,
сложносочиненное предложение, а также
различного рода клише: заключается в
…, представляет собой …, состоит из …,
применяется для … и пр.
Языку научного общения присущи свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).
Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк - хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.
Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, т.е. утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля изложения. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, называющее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется также в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.
Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается си-нонимией структур предложения: перегонку производят - перегонка производится; можно вывести заключение - выводится заключение и пр.
Еще одна морфологическая
особенность научного стиля состоит
в использовании настоящего вневременного
(с качественным, признаковым значением),
что необходимо для характеризации
свойств и признаков
Отвлеченность и
обобщенность научной речи проявляется в особенностях
употребления категории вида глагола:
около 80% составляют формы несовершенного
вида, являясь более отвлеченно-обобщенными.
Немногие глаголы совершенного вида используются
в устойчивых оборотах в форме будущего
времени, которое синонимично настоящему
вневременному: рассмотрим…, уравнение
примет вид. Многие глаголы несовершенного
вида лишены парных глаголов совершенного
вида: Металлы легко режутся.
Формы лица глагола и личные местоимения
в научном стиле также употребляются в
соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих
значений. Практически не используются
формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так
как они являются наиболее конкретными,
мал процент форм 1-го лица ед. числа. Наиболее
часты в научной речи отвлеченные по значению
формы 3-го лица и местоимения он, она, оно.
Местоимение мы, кроме употребления в
значении так называемого авторского
мы, вместе с формой глагола часто выражает
значение разной степени отвлеченности
и обобщенности в значении "мы совокупности"
(я и аудитория): Мы приходим к результату.
Мы можем заключить.
Для синтаксиса научного стиля
речи характерна тенденция к сложным
построениям, что способствует передаче
сложной системы научных
Обобщенно-абстрактный характер
научной речи, вневременной план изложения
материала обусловливают
Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три подстиля:
Научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.
Пример: «Ритмика экспрессивной речи ни в одном языке и ни при каких условиях не может оказаться тождественной ритмической организации нейтральной речи. Увеличение числа пауз и их протяжённости, неустойчивый темп, эмфатические ударения, специфическая сегментация, более контрастная мелодика, удлинение сонантов, шипящих, затянутая выдержка смычки у взрывных, волюнтативная растяжка гласных, влияющие на соотношение длительности ударного и безударного слогов в ритмогруппе, нарушают господствующие в языке ритмические тенденции (Т. Поплавская)».
Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.
Пример: «Ботаника — наука о растениях. Название этой науки происходит от греческого слова „ботане“, что значит „зелень, трава, растение“. Ботаника изучает жизнь растений, их внутреннее и внешнее строение, распространение растений на поверхности земного шара, взаимосвязь растений с окружающей природой и друг с другом (В. Корчагина)».
Научно-популярный. Аудитория при таком стиле
обычно без специальных знаний в данной
области. Целью стиля является ознакомление
с описываемыми явлениями и фактами. Употребление
цифр и специальных терминов минимально
(каждый из них подробно поясняется). Особенностями
стиля являются: относительная лёгкость
чтения, использование сравнения с привычными
явлениями и предметами, значительные
упрощения, рассматривание частных явлений
без общего обзора и классификации. Стиль
характерен для научно-популярных журналов
и книг, детских энциклопедий, сообщений
«научного характера» в СМИ. Это наиболее
свободный подстиль, и он может варьироваться
от газетных рубрик «историческая/техническая
справка» или «это интересно» до научно-популярных
книг, близких по формату и содержанию
к учебникам (научно-учебному стилю).
Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.
Можно выделить следующие
жанры научной прозы: монографи
К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста.
К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение. Каждому жанру присуще свои индивидуально-стилевые черты, однако они нарушают единство научно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности.