Некоторые возможности использования дидактического материала для решения задач речевого развития учащихся у класса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 17:12, реферат

Описание работы

Цель обучения русскому языку – формирование у учащихся умения свободно общаться. Чтобы коммуникативный акт состоялся, речь должна отвечать таким требованиям, как богатство, правильность, выразительность, уместность. Работе над этими качествами речи необходимо уделять внимание при изучении всех тем школьного курса. Отсюда и задания формируются таким образом, чтобы дети не просто усвоили языковую теорию, но и знали. Какую роль это языковое средство играет в речи, как им можно воспользоваться.

Файлы: 1 файл

referatinissled.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Реферативное  исследование по русскому языку учителя  русского языка и литературы высшей категории Конверовой Валентины  Михайловны.

ТЕМА: «Некоторые возможности использования дидактического материала для решения задач речевого развития учащихся у класса.»

 

Цель обучения русскому языку – формирование у учащихся умения свободно общаться. Чтобы коммуникативный акт состоялся, речь должна отвечать таким требованиям, как богатство, правильность, выразительность, уместность. Работе над этими качествами речи необходимо уделять внимание при изучении всех тем школьного курса. Отсюда и задания формируются таким образом, чтобы дети не просто усвоили языковую теорию, но и знали. Какую роль это языковое средство играет в речи, как им можно воспользоваться.

Ниже приводится дидактический материал, проблемные вопросы к нему концентрируют внимание учащихся на речевом аспекте языковых единиц. Порядок расположения материала соответствует логике науки о языке: фонетика и графика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис и пунктуация, культура речи и стилистика, а также возможности работать в системе над названием коммуникативными качествами речи.

Богатство речи.

Богатство речи – это  «максимально возможное насыщение  её разными, неповторяющимися средствами языка, необходимыми для выражения содержательной информации». Этот раздел содержит задания, соотносимые со всеми изучаемыми в У классе темами, т.е. с теми, которые расширяют активный словарный запас учащихся, обогащают речь различными морфологическими категориями и синтаксическими конструкциями.

1.Фонетика  и графика.

1. Одному человеку, Ивану  Семёновичу Полупшенному, захотелось  сняться, пошел он в фотографию. «Только рот у меня слишком  большой, - сказал он смущённо  фотографу, - нельзя ли на снимке  его сделать поменьше?» - «Отчего же! Всё можно,  - сказал фотограф, - Когда буду снимать, вы тихонько говорите, изюм».

Сел Полупшенный сниматься  и забыл, что говорить. Вдруг вспомнил! Стал твердить: «кишмиш, кишмиш».

Понравился ли Полупшенному снимок? Докажите, используя знания о фонетике.

2. В русском языке  есть слова «изморозь» и «изморось» - что они обозначают? Можно ли, услышав одно из этих слов, понять, о чем идёт речь? Почему?

3. Почему в приведённой  строфе рифмуются 2 и 4 строчки?

Где гнутся над омутом лозы,

Где летнее солнце печёт,

Летают и пляшут стрекозы,

Весёлый ведут хоровод.

                                            А.К. Толстой

4. Как правильно: хлопок  – творог или хлопок – творог?

5. «Ударение подобно  биению сердца. Пока мы слышим  речь, в которой все слова произносятся с правильным ударением, мы вдумываемся в смысл слов. Но стоит слышать нам хотя бы одно слово с неправильным для нас ударением, как внимание наше уже задерживается на этом слове» Докажите эту мысль.

6. «Й» иногда называют  хитрым звуком, говорят, что оно  может «прятаться» в слове.

Так ли это?

7. Докажите, что в русском  языке один и тот же звук  может быть обозначен разными  буквами.

8. Докажите, что в русском  языке одна и та же буква  может обозначать разные звуки.

9. Что общего в этих  словах с точки зрения фонетики: мой, юла, поезд, льют?

2. Лексика

1. «Слово – это хранитель  достижений человеческого ума,  его дерзаний, его подвигов». Докажите  эту мысль.

2. Каждое слово –  особый микромир, изучить тайны  которого не только поучительно,  но и уважительно». Докажите это.

3. Согласны ли вы  с таким толкованием слова  «ручка»:

Ручка – это предмет, которым пишут? Докажите.

4. «Первое «лесное»  слово, которое меня заворожило, было – «глухомань». Правда, оно  относится не только к лесу, но я впервые услышал его  от лесников. С тех пор оно связано в моём представлении с дремучим, замшелым лесом, сырыми чащами, заваленными буреломом, с йодистым запахом прели и гнилых пней, с зеленоватым сумраком и тишиной. «Сторона ли моя, ты, старушка, вековая моя глухомань».

А затем уже шли  настоящие «лесные» слова: корабельная роща, осинник, мелколесье, песчаный бор, чапыга, порубка, мшары, гари, чернолесье, пустошь, опушка, лесной кордон, березняк, корье, живица, просека, кондовая сосна, дубрава и много простых слов наполненных живописным содержанием».

С какими представлениями  связаны у вас названые автором  «лесные» слова? Что вы можете о них  рассказать?

5. «Очень богат русский  язык словами, относящимися к  временам года и природным  явлениям, с ними связанными.

Возьмём хотя бы раннюю…

Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш… Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с чёрной водой, на буграх – проталины и проплешины…

Потом на реках происходит первая подвижка льда, когда лёд  начинает косо надкалываться и смещаться, и из лунок, продухов и прорубей выступает наружу вода».

Какие весенние слова  употреблены в тексте? Расскажите о них.

6. Подумайте, о каких  словах можете рассказать вы (осенние,  грибные, цветные, сладкие, спортивные…?) Оформите своё высказывание в виде заметки в газету.

7. Вандалы – древнегреческое  племя, завоевавшее часть Римской  империи и подвергшее Рим разгрому  и разграблению. Какое слово живёт  в нашем языке как отголосок  этих событий? Расскажите о  нём.

8. Чем «здравица» отличается от «здравницы» и что у них общего?

9. Составной частью  каких слов является слово  «сердце»? Какое отношение они  имеют к слову «милосердие»?

10. В частотном словаре  русского языка (под. ред. Л.  Н. Засориной, 1977 г.) частотность слова  «милосердие» обозначена цифрой 1. Изменилось ли отношение к этому слову в наше время? Как?

11. Одинаковое или разное  лексическое значение имеет слово  «сердце» в выражениях: «у него  золотое сердце – сердцем делу  не поможешь?» Какие словари  помогут ответить на этот вопрос?

12. В каком значении  слово «дом» употреблено в  приведённой строфе? Справьтесь  в толковом словаре о значениях  второго слова. Может быть, вы  расширите словарную статью?

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда…          С. Есенин

13. Как можно определить лексическое значение следующих слов, не пользуясь толковым словарём: великодушие, добродушие, благодушие, равнодушие?

14. В чём сходство  и различие слов: честный –  честной?

15. Какое отношение  к слову «честь» имеют подчёркнутые  в данных словосочетаниях слова: чествовать юбиляра – честить негодяя?

16. Найдите слово, требующее  толкование с позиции рядового  читателя. Объясните его значение  и употребление 

Там память горя велика,

Глухая память боли.

Она не стишится пока

Не выскажется вволю.

17. Расскажите о жизни  слов: привередливый, неряха, красный.

18. Почему слово «квартал»  можно обозначить и отрезок  времени, и часть пространства, территории?

19. «Среди слов встречаются  настоящие чемпионы по многозначности».  Докажите эту мысль.

20. С помощью каких слов описываются краски осени? В чём особенности их употребления?

Все в ней мне нравится: и пестрота наряда,

И бархат, и парча, и  золотая струя,

И яхонт, и янтарь, и  гроздья винограда,

Которыми она обвешала себя.

                                                П.А. Вяземский

21. Одно слово или  два?

«Вырезка» - на мясе ярлычок.

Как бы не попасться на крючок,

Ведь она считала  с давних лет – 

Вырезки есть только из газет.

Е. Евтушенко

22. В чём особенность  употребления слова «журавль»?

А в облаках летит журавль

И не один, а стаями,

Крича скрипуче, как журавль,

В колодец опускаемый.

С. Кирсанов

23. Какое лексическое  явление нашло отражение в  строфе:

Передо мной, как в  старинной сказке,

Коса речная и твоя,

Анютины бестрепетные глазки

И женщины прозрачные глаза.

Я. Смеляков

24. Расскажите в письме  своему другу (подруге) об этом  интересном языковом явлении:

«Что ты на меня таким  быком смотришь?»

«Мост был построен на трёх граничных быках».

«На поле посеется бык».

«Скажите, какой лисичкой она крутится!»

«Мы набрали полкузова  лисичек».

«Между кустов пробежала  лисичка».

Л.В. Успенский

25. «Соревнование трёх  синонимов – ЖАЛОВАНИЕ; ПОЛУЧКА;  ЗАРПЛАТА – закончилось в наше  время победой…» (какого слова?  Почему?) 

26. Возможна ли взаимозаменяемость  слов «силуэты – тени», «аромат – запах» в следующих текстах:

«В темноте, в глубине  сада – сказочная картина: точно  в уголке ада, пылает возле шалаша багровое пламя, окруженное мраком, и  чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева силуэты двигаются  вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням».

«Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы – и запах антоновских  яблок, запах мёда и осенней свежести».             

27. Благодаря какому языковому явлению поэт выражает своё отношение к языку? Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Мой верный друг! Мой враг коварны!

Мой царь! Мой раб, родной язык!

В.Я. Брюсов.

28. Объясните почему  так называются:

свинина, телятина, говядина;

гвоздика, черника, ежевика?

29. В чём различие  и сходство слов «азбука» и  «алфавит»?

30. Почему так названы  предметы: окно, клеёнка, незабудка,  бельё, противник? 

3. Словообразование.

1. «Корень – это  сердцевина слова. Как человек  не может жить без сердца, так  и слово без корня». Докажите это.

2. Найти корень –  значит найти внутренний, затаённый  смысл». Докажите это на примере  слов: перина, земляника, шиповник.

3. «Сердцевиной слова,  основной его частью является  корень. От него слова «растут», как ветви на дереве. Чем «сильнее» корень, чем он жизнеспособнее и употребительнее, тем больше у него ветвей, тем величественнее возвышается «словесное дерево».   

Как вы понимаете смысл  этого текста? Даны корни: вод-а, земл-я, дач-а, солом-а. Подберите родственные  слова. Величественные ли у вас получились «словесные деревья»? Какие из данных корней сильнее, жизнеспособнее, а значит и употребительнее?

4. Докажите, что в словах  «графский» и «графика» разные  корни.

5. Правильно ли подобраны  родственные слова:

носить – носик, изложить – ложка, вязание – вязкий, скрепить – закрепление? Докажите.

6. Благодаря какой  значимой части слова могут  быть объединены слова: собратья, соплеменники, сотоварищи? Почему?

7. Докажите, что приставка  ЕЖЕ – имеет значение «каждый».

8. Можно ли слова: подснежник, подсолнечник – поставить в один ряд со словами: подводный, подземный, подлокотник, подоконник – на том основании, что во всех этих словах выделяется общая часть ПОД - ?

9. Докажите, что в русском  языке есть приставки – синонимы  и приставки – антонимы.

10. В учебнике ботаники  вы встретились со словами:  тычинка, пестик, лепесток, венчик. Следует  ли в них выделять суффикс?

11. «Соперничество суффиксов»  – в чём оно заключается?  Для ответа на вопрос проанализируйте  слова, обозначающие названия  жителей городов.

12. Как «работают» суффиксы  в словах из стихотворения:

    Котик и  козлик.

Там котик усатый по садику бродит,

А козлик рогатый за котиком  ходит;

И лапочкой котик погладит свой ротик;

И козлик седою трясёт бородою.      В.А. Жуковский

13. Какое значение придают суффиксы словам? Почему авторы употребляли слова с такими суффиксами?

Ветхую шубёнку

Скинешь с плеч долой;

Заберёшься на печь

К бабушке седой.    

И. Суриков

Голубенький, чистый

                Подснежник – цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок.

А.Майков.

14. Какие слова с  компонентом «ВИДЕО» - вы знаете? Расскажите об их употреблении.

15. Вот так родственники!

Существует такая шутка: иностранец, изучающий русский язык, принял кузницу  за жену кузнеца, а кузнечика за его  сына. Как можно объяснить иностранцу, что он ошибся?

16. Вы привыкли к таким парам  слов, как сосед – соседка,  пассажир – пассажирка, злодей  – злодейка. Что мешает образовать  существительные женского рода  от слов: кочегар, штукатур, пилот,  электрик, матрос?

17. «Приставки придают  русской речи столько богатейших  оттенков! Чудесная выразительность  речи в значительной мере зависит  от них. В разнообразии приставок  таится разнообразие смысла».  Докажите эту мысль.

18. «Неправильные» слова,  которые придумывают дети, чаще всего образованы по законам языка, и реально существующих частей слов (приставок, суффиксов, корней). Поэтому, хотя таких слов в русском языке нет, понять их смысл можно всегда.

Объясните как образованы придуманные детьми слова. Почему вы понимаете их смысл?

а) – Игорь, а у тёти Оли на даче какой лес, сосновый?

- Сосновый  и ёлочковый.

б) Лепили с Игорем из пластилина индейцев. Я сделал возле  вигвама загон для скота.

- Здесь, - говорю, - у них  будет скот жить.

- А скота у них  не будет, - говорит Игорь. – Хотя нет, - спохватился он, пусть у них будет один скотёнок.

в)Прилетели пчела  и маленькие пчелята.

У черепахи черепятки  маленькие.  

4. Морфология.

1. «Глокая куздра штеко  будланула бокра и курдячит  бокренка». Что понятно вам  в этой искусственно созданной фразе и почему?

2. Вы знаете лишь  две последние буквы слова: - ЛО. Определите, к какой части речи  можно отнести это слово. Обоснуйте  свой ответ.

3. «Ведро дало течь, и из него стала течь вода».  К одной или разным частям  речи относятся одинаково звучащие слова? Докажите.

Информация о работе Некоторые возможности использования дидактического материала для решения задач речевого развития учащихся у класса