Невербальные кинетические средства общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:53, реферат

Описание работы

Невербальные средства общения, т.е. жесты, телодвижения, прикосновения, взгляд и т.д., имеет огромное значение в нашем общении. Благодаря им, наша речь становится более эмоциональной, понятной, доступной слушателю. Жестикуляция придает выразительности рассказу. Интонация придает нужную эмоциональную окраску и т.д.

Содержание работы

Введение….………………………………………………………………3
§1 Невербальная коммуникация……...……..……….……………………4
§2Кинетичесие средства общения, как отдельный вид невербального ……….……………………………………………………………...……....…...8
Заключение…………..……………………………………………………..16
Список использованной литературы……..……..………………………17

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 79.25 Кб (Скачать файл)

Следует иметь в виду, что симптоматические жесты могут  быть непроизвольными, отражать действительное эмоциональное состояние человека, и произвольными, имитирующими ту или  иную эмоцию.

  • Жесты-иллюстраторы. Это жесты, сопровождающие речь в коммуникативном акте, изображающие то, что уже выражено словами, т.е. вербально.

К ним относятся движения рук, синхронные с актуальной речью (например, ритмически отбивать слоги  при скандировании); указательные движения (например, слова «Вон там» сопровождаются кивком головы и взглядом в сторону  человека или предмета); движения, описывающие  пространственные отношения (вот такой, от cm до cia, здесь, там), временные отношения (Он шел очень медленно/быстро -- движения руки соответственно меняются); жесты, выделяющие в речи главную мысль, главное положение, переход к новой теме; жесты, имитирующие описываемое действие (например, движения, изображающие резание или сгибание предмета) и т.д.

  • Жесты-регуляторы. К ним относятся движения, поддерживающие и регулирующие как вербальный, так и невербальный диалог. Например, кивки, закрывание и открывание глаз, смена поз, определенным образом ориентирование движения тела и т.п.

В процессе общения жесты  позволяют собеседникам лучше узнать друг друга, определить свойства характера, темперамент, эмоциональный настрой.

Поза - (из фр. pose через немецкий, ранее из лат. pono (супин positum) «класть, ставить») — положение, принимаемое человеческим телом. [6]

Значимую информацию о  состоянии человека, о его взаимоотношениях с собеседником содержит и поза, т.е. положение человеческого тела. Специалисты называют около 1000 различных  поз. Вот некоторые их них: непринужденная, развязная, небрежная, застенчивая, вызывающая, чересчур вольная, грустная, усталая, меланхолическая; поза мыслителя, просителя и т.д.

Наиболее изученными считаются  три группы поз, выражающие отношение  к партнеру:

— включение или исключение из ситуации (открытость или закрытость). Признаки закрытой позы -- скрещенные на груди руки; сплетенные в замок  пальцы, фиксирующие колено сидящего «нога на ногу»; отклонение спины назад и т.д. Открытая поза -- человек улыбается, голова и тело повернуты к партнеру, туловище наклонено вперед;

— доминирование («нависание»  над партнером, похлопывание по плечу, рука «забыта» на плече собеседника  и т.д.) или зависимость (взгляд снизу; ситуативная сутулость и т.д.);

— противостояние (человек  стоит сжав кулаки, подбоче- нясь, выставив плечо вперед) или гармония (позы синхронизированы, открыты, свободны).[7]

Взгляд — один из способов невербальной передачи информации с помощью глаз.

Визуальный контакт занимает особое место среди невербальных средств общения. В словах можно  скрыть все, что угодно (горе, страдание, радость), но чтобы скрыть это во взгляде, требуется либо огромная сила воли, либо специальная тренировка. Взгляд наиболее адекватно выражает эмоциональное состояние партнера. Человек не способен контролировать движение своих зрачков. Они непроизвольно  расширяются или сужаются и тем  самым передают информацию о реакции  на предложения собеседника, об отношении  к нему. При волнении зрачки увеличиваются  в четыре раза по сравнению с нормальным размером. С другой стороны, если человек  сердится или его отношение к  ситуации негативно, то зрачки сужаются.

Установлено, что собеседники  с очень высоким статусом смотрят  друг на друга довольно редко. Люди часто смотрят на того, чей статус намного выше их собственного, и  значительно реже -- на человека со статусом ниже своего.

Люди, стремящиеся к сотрудничеству, смотрят друг на друга дольше, и  их взаимные взгляды указывают на доверие, симпатию и честность. Конкуренты бросают друг на друга короткие частые взгляды: они стараются оценить  намерения партнера, не отказываясь  при этом от собственных намерений.

Когда люди хотят скрыть свои чувства, они опускают глаза. Так  же поступают, если хотят обмануть партнера.

Когда человек пытается скрыть какую-нибудь информацию или лжет, то его глаза встречаются с глазами  собеседника менее одной трети  всего времени разговора. Если человек  смотрит на партнера более двух третей всего времени разговора, то он или  находит партнера весьма интересным и привлекательным (и в этом случае его зрачки увеличены), или же чувствует  враждебность к партнеру и невербально бросает вызов (в этом случае его зрачки сужены). Для того чтобы установить хорошие отношения с другим человеком, следует смотреть на него от 60 до 70% всего разговора. Неудивительно, что нервным, застенчивым людям, которые смотрят в глаза менее одной трети времени разговора, очень редко доверяют.

Важным является не только промежуток времени, в течение которого смотрят на вас, но также и та область  лица и тела, на которую он устремлен

Мимика -  (от греч. μιμιχοζ — подражатель) — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека».[8]

Особая роль среди элементов  невербального поведения отводится  мимике. Лицо является важнейшей характеристикой  физического облика человека. Благодаря  кортикальному контролю человек  может управлять каждым отдельным  мускулом своего лица. Корковое Управление внешними компонентами эмоций особенно интенсивно развилось по отношению  к мимике. Это определяется, как  отмечает П.К. Анохин, ее приспособительными особенностями и ролью в человеческом общении. Социальное подражание, как  одно из условий развития мимики, возможно именно за счет ее произвольной регуляции. В целом социализация мимики осуществляется как использование органических проявлений для воздействия на партнера и как преобразование эмоциональных реакций адекватно ситуации. Общество может поощрять выражение одних эмоций и порицать другие, может создавать «язык» мимики, обогащающий спонтанные выразительные движения. В связи с этим мы говорим об универсальных или специфических мимических знаках, оконвенциальных или спонтанных выражениях лица.

 

Обычно мимику анализируют:

  • по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов;
  • на основе ее физиологических параметров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия – асимметрия, динамика, амплитуда);
  • в социальном и социально-психологическом плане (межкультурные типы выражений, выражения, принадлежащие определенной культуре, выражения, принятые в социальной группе, индивидуальный стиль выражения);
  • в феноменологическом плане («топография мимического поля»): фрагментарный, дифференциальный и целостный анализ мимики;
  • в терминах тех психических явлений, которым данные мимические знаки соответствуют;
  • можно также осуществлять анализ мимики, исходя из тех впечатлений-эталонов, которые формируются в процессе восприятия человеком мимических картин, окружающих людей. Актуальные образы-эталоны включают признаки, которые не только характеризуют модель, но являются достаточными для ее опознания.

Всесторонний анализ мимических выражений дает информацию об общей  «мимической одаренности» личности, которая раскрывается через следующие  характеристики:

  • сильная – слабая; неопределенная – красноречивая; беспорядочная, судорожная, гармоничная мимика;
  • разнообразие мимических картин, быстрота смены мимических формул, способность передавать нюансы;
  • мимика стереотипная, индивидуальная.

В мимическом выражении шести  основных эмоциональных состояний (гнева, радости, страха, страдания, удивления  и презрения) все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно  из схемы мимических кодов эмоциональных  состояний, разработанной В.А. Лабунской (таб.1).[9]

Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Из данного реферата, мы узнали, о понятии невербального общения –его основных видах. И главное рассмотрели такой вид как кинетические средства. Особенно такие их проявления как жесты, мимика, поза и взгляд.

Стало ясно, что кинетические средства делают речь, выразительней  и ярче. Мы можем смело сделать  вывод, что невербальная часть нашего общения доносит до собеседника  всю полноту излагаемой информации.

В целом кинетическая система  предстает как более или менее  отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук – жестикуляция; лица –  мимика; позы – пантомимика). Общая  моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека, поэтому включение оптико-кинетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований — кинесика (наука, изучающая движение рук, ног, головы, туловища).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.Морозов В. П.: Искусство и наука общения: невербальная коммуникация. — М.: ИП РАН, Центр «Искусство и наука», 1998. — 189 с.

2.Электронный ресурс:

http://www.edu-psycho.ru/neverbalnaya-kommunikaciya.html

3. Крейдлин Григорий :Невербальная семиотика. Язык тела и естественный язык,        « Новое литературное обозрение»,2002.

4. Электронный ресурс: https://sites.google.com/site/neverbalnoeobshenie/

5. Культура русской речи. Энциклопедический словарь-справочник. -- М., 2003. С. 445..

6. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935—1940. 

7. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголыиа М.В. Указ. соч. С. 77

8. «Большая советская энциклопедия». Статья «Мимика». М: 3-е изд., том 16, 1974 г. — 791 с.

9. Лабунская В. А.: Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1988. — 246 с.

 

 

 

 

Приложения

Рисунок  1

Таблица 1

Части и элементы лица

Мимические признаки эмоциональных  состояний

Гнев

Презрение

Страдание

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот закрыт

Губы

Уголки рта опущены

Уголки рта опущены

Форма глаз

Глаза раскрыты или прищурены

Глаза сужены

Глаза ширако раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты  вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки  на лбу и переносице

Горизонтальные складки  на лбу

Подвижность лица и его  частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Невербальные кинетические средства общения