Нормативный аспект культуры речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 10:37, реферат

Описание работы

Культура речи - совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих автору речи незатрудненное построение речевых высказываний для оптимального решения задач об-щения; совокупность и система свойств и качеств речи, говорящих о ее совершенстве; область лингвистических знаний о системе коммуникативных качеств речи.

Файлы: 1 файл

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ.docx

— 43.83 Кб (Скачать файл)

Обломов воспитывался в деревне, поэтому ничего не умел делать сам.

К логическим ошибкам также следует отнести порядок слов в предложении, ведущий к искажению смысла:

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе. – В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Ф – фактическая ошибка

Это ошибки смысловые, искажение исходного содержания текста (в сочинении и изложении)(Развитие речи)

Z –  нарушение абзацного членения

Текст неверно разделен на микротемы, абзацы (Синтаксис и Развитие речи)

 
Отдельным видом ошибок следует, пожалуй, выделить бедность и однообразие используемых синтаксических конструкций.

Мужчина был одет в прожженный ватник. Он был грубо заштопан. Сапоги были почти новые. Носки изъедены молью. – Мужчина был одет в грубо заштопанный прожженный ватник, хотя сапоги были почти новые, носки оказались изъедены молью.

Заключение

 

В ходе работы мы пришли к следующим выводам.

Культура речи – понятие многозначное. Одна из основных задач культуры речи – это охрана литературного языка, его норм. Литературный язык – это то, посредством чего создается, наряду с экономическими, политическими и другими факторами, единство нации. Без развитого литературного языка трудно представить себе полноценную нацию.

Культура речи включает три аспекта: нормативный; коммуникативный; этический. Нормативный аспект культуры речи — один из важнейших.

Языковые нормы имеют следующие особенности: общеобязательность соблюдения; относительную устойчивость и стабильность; соответствие обычаю и возможностям языковой системы; коммуникативную целесообразность. Каждый из признаков по отдельности может присутствовать в том или ином языковом явлении, но этого недостаточно. Чтобы языковое средство было признано нормативным, необходимо сочетание признаков.

Нормы существуют на всех уровнях языка и во всех функциональных стилях.

Язык располагает богатым арсеналом средств, позволяющим найти нужные слова для объяснения сути дела любому человеку. Среди языковых средств необходимо выбирать такие, которые с максимальной эффективностью выполняют поставленные задачи общения. Он предполагает знание литературных норм и умение применять их в речи. Однако эффективность общения не всегда достигается одной правильностью речи. Важно учитывать, кому адресован текст, принимать во внимание осведомленность и интересы адресата.

Итак, культура речи представляет собой такой выбор и такую организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.                                                                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Список используемой литературы

 

  1. Введенская Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова, Е. Ю. Кашаева. -Ростов н/Д: Феникс, 2007. -539 с.
  2. Зверева Е.Н. Основы культуры речи: Теоретический курс / Е.Н.Зверева. – М.: Изд. Центр ЕАОИ, 2008. – 219 с. С.33-37.
  3. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.К.Граудиной, проф. Е.Н.Ширяева. - М.:ИНФРА-М, 2000. - 560 с.
  4. Лаптева М.А. Русский язык и культура речи: учеб.-практ.пособие / М.А.Лаптева, О.А.Рехлова, М.В.Румянцев. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. – 216 с.
  5. Формановская Н.И. Речевое общение: коммуникативно-прагматический подход / Н.И.Формановская. - М.: Русский язык, 2002. – 216 с.
  6. Шенкевец Н.П. Русский язык и культура речи: Учебное пособие / Н.П.Шенкевец. - Благовещенск: Издательство «Зея», 2006. – 188 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Нормативный аспект культуры речи