Урок развития речи в
8 классе
Тема: Описание архитектурного
памятника
Разработчик:
Тимофеева В.Н.
учитель русского языка и литературы
Цели:
- Расширить понятие о памятнике как произведении искусства;
- Учить описанию архитектурного памятника;
- Воспитывать эстетические взгляды, патриотизм.
Ход урока:
1. Речевая разминка.
Наше сегодняшнее занятие
я хочу начать с чтения небольшого
отрывка из стихотворения известного
русского поэта, фамилию которого, я
думаю, вы без труда назовете (текст написан на доске),
можно дать прочитать учащемуся:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся
он главою непокорной
Александрийского столпа.
(А.С.Пушкин)
- Кто автор этих строк?
- В каком значении в этом стихотворении использовано слово памятник? (В переносном значении - «память о чем-то, о чьей-то деятельности»)
- Как вы понимаете значение словосочетания «памятник нерукотворный»? (Памятник, который создан не руками, а мыслью, при помощи образов)
- Так о каком же памятнике идет речь в этом стихотворении? (В данном случае это произведения А.С.Пушкина, которые он оставил нам в наследство)
- Слово памятник имеет, конечно же, и прямое значение, какое?
(ребята отвечают, затем сверяются по толковому словарю) (1.Памятник – это
архитектурное или скульптурное
сооружение в память или в честь какого-
либо лица или события. 2.Сохранившийся
предмет культуры прошлого)
- Мы будем говорить о памятнике в первом значении этого слова. Подберите к слову «памятник» синонимы (Монумент, скульптура, статуя и т.д.)
- Найдите в тексте этого стихотворения название знаменитого памятника.
- Как вы его себе представляете и что вы о нем знаете? (Александрийский столп (колонна) был воздвигнут в центре Дворцовой площади в Петербурге в 1834 году в честь Александра 1. Это колонна из красного гранита, украшенная бронзовой фигурой ангела. Высота колонны 47,5 м. и весит она 500 т.) Показать ребятам фотографию с изображением статуи.
- Актуализация темы.
- Кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего занятия? (записать число, тему).
- Ребята, сформулируйте, пожалуйста, цели нашего сегодняшнего занятия. (Цели нашего занятия – повторить сведения об архитектурных памятниках и научиться описывать памятники)
- Работа по теме.
- Какие памятники вы знаете? Какие вы знаете памятники, установленные в г.Гагарине.
- Памятники могут быть разного типа: аллегорические и портретные, скульптурные группы, стелы, обелиски и
- т.д. Сегодня мы будем говорить о портретных памятниках. Портретные памятники также бывают разные.
- Я предлагаю вам проверить, насколько хорошо вы понимаете значение слов, обозначающих портретные памятники.
Ребята делятся на 2 группы (по рядам) и им даются конверты с заданием.
За 1-2 минуты они должны сопоставить картинки,
названия и определения, а также найти
лишнее и объяснить свой выбор ( бюст, статуя и портрет).
Ответы сверяют на слух.
- Любая скульптура для лучшего обзора помещается на специальное основание. Кто знает, как это основание называется? (Постамент)
- Подберите синоним к слову постамент. (Пьедестал)
- Обычно для создания скульптур используется прочный материал. Как вы думаете, почему? (Скульптуры чаще всего стоят под открытым небом) Какой материал используется для скульптур? (Мрамор, бронза, гранит и т.д.)
- Как называют людей, работающих над созданием памятника? (Как правило, над созданием памятника работают два человека – архитектор и скульптор) Кто может нам пояснить разницу между архитектором и скульптором?
- Вспомним историю. Как в Древней Руси называли архитектора? (Зодчий)
- Наше занятие мы начали с отрывка из произведения А.С.Пушкина. Какие произведения Пушкина вы читали, знаете? А какие вы знаете памятники А.С.Пушкину? Где они установлены? (показать фотографии памятников А.С.Пушкину)
- На сегодняшнем уроке мы попробуем описать памятник этому великому русскому поэту (ученикам раздаются картинки с изображением памятника А.С.Пушкину)
- Ребята, я предлагаю сейчас прослушать небольшое сообщение об истории создания этого памятника, которое приготовил ваш одноклассник.
- Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, посвятивший свою жизнь воспитанию в людях «добрых чувств». В 1953 году великий
город на Неве торжественно отмечал свое
250-летие. К празднику решили установить
в городе памятник А.С.Пушкину. Был объявлен
конкурс на лучшую модель памятника. Участие
в конкурсе приняли 15 скульпторов, как
известные, так и неизвестные. Среди проектов
были сложнейшие сооружения с множеством
фигур, среди которых сам Пушкин как-то
терялся. Но нужен был понятный, истинно
народный памятник. Победу в этом конкурсе
одержал безызвестный в то время скульптор
Михаил Константинович Аникушин, представивший
строгому жюри более 30 моделей в глине
и сотни рисунков. Долго не могли определиться
с местом для памятника, но в итоге определили
для установки место на площади Искусств
перед Русским музеем. Сегодня Санкт-Петербург
немыслим без этого памятника.
- Посмотрите, как выполнена скульптура А.С.Пушкина?
- В какой позе скульптор представил поистине народного поэта? (Художник показал Пушкина увлеченно, трепетно и страстно читающим свои стихи. Слегка приподнятая голова, жест правой руки, поворот кисти, пальцы – все подчеркивает вдохновение поэта)
- Как вы думаете, какое чувство, настроение у поэта в этот запечатленный скульптором момент? Встаньте, попробуйте встать так же, как Пушкин. Что вы чувствуете? (физкультминутка)
- Рассмотрите памятник внимательно и скажите, какие определения можно использовать для описания этого памятника? На доске выписаны разные определения и характеристики. Ваша задача – за 1 минуту выбрать определения, подходящие для этой скульптуры, можно добавить свои:
- Строгость
- Спокойствие
- Воодушевление
- Движение
- Радость
- Покой
- Легкость
- Торжество
- Величавость
- Задумчивость
- Высота ступенчатого, облицованного розовым гранитом постамента рассчитана так, что фигура поэта вознесена на уровень второго этажа и равна высоте статуи. Автор скульптуры – Михаил Константинович Аникушин, знаменитый скульптор, народный художник России, создатель многих монументальных произведений. Он создавал памятники не только А.С.Пушкину, но и другим известным личностям, например, М.Ю.Лермонтову
- В ваших учебниках есть описание рассматриваемого нами памятника. Откройте учебники и прочитайте упр.108.
- Вспомните, все, что мы сегодня говорили о памятнике, то, что вы прочитали в учебнике и скажите, в какой последовательности нужно описывать памятник?
На доске находятся
пункты плана, из которых вы должны
попробовать составить последовательный
план описания скульптуры.
- Краткая характеристика лица, в честь которого установлен памятник.
- История создания памятника.
- Описание монумента.
- Краткие сведения об авторе.
- Впечатления от памятника.
- Задание на дом.
Пользуясь составленным
планом, описать памятник одному из писателей
или исторической личности.
- Рефлексия.
- Понравился ли вам урок, почему?
- Что нового каждый из вас узнал сегодня на уроке?
- Чему научился?
Источники заимствования:
- Методическое пособие «Уроки развития речи» / под ред. Г.И.Канакиной, М.: изд-во «Владос», 2003 г.
- Детская энциклопедия «История мировой художественной культуры», М.: изд-во «Рипол-классик»,
2003 г.
- Александр Сергеевич Пушкин – великий русский поэт, посвятивший свою жизнь воспитанию в людях «добрых чувств». В 1953 году великий город на Неве торжественно отмечал свое 250-летие. К празднику решили установить в городе памятник
А.С.Пушкину. Был объявлен конкурс на лучшую
модель памятника. Участие в конкурсе
приняли 15 скульпторов, как известные,
так и неизвестные. Среди проектов были
сложнейшие сооружения с множеством фигур,
среди которых сам Пушкин как-то терялся.
Но нужен был понятный, истинно народный
памятник. Победу в этом конкурсе одержал
безызвестный в то время скульптор Михаил
Константинович Аникушин, представивший
строгому жюри более 30 моделей в глине
и сотни рисунков. Долго не могли определиться
с местом для памятника, но в итоге определили
для установки место на площади Искусств
перед Русским музеем. Сегодня Санкт-Петербург
немыслим без этого памятника.