Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 21:47, контрольная работа
Определите значение приводимых ниже слов, пользуясь толковыми словарями. Отметьте иноязычные слова, употребление которых в современной речи представляется Вам неоправданным, и укажите, если возможно, русские эквиваленты. Составьте предложения с данными словами.
Агрессия, адекватный, аспект, ассортимент, виртуальный, геноцид, дилетант, дискриминация, интеграция, интерпретация, консалтинг, ко
АНО ВПО «ОМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Кафедра русского и иностранных языков
Контрольная работа по дисциплине «русский язык»
Вариант работы №3
Юридический факультет,
ОМСК-2013
Содержание.
1.Определите значение приводимых ниже слов, пользуясь толковыми словарями. Отметьте иноязычные слова, употребление которых в современной речи представляется Вам неоправданным, и укажите, если возможно, русские эквиваленты. Составьте предложения с данными словами.
Агрессия, адекватный, аспект, ассортимент, виртуальный, геноцид, дилетант, дискриминация, интеграция, интерпретация, консалтинг, консенсус, менеджер, менталитет, полис, прецедент, стагнация, суверенитет, электорат, эксклюзивный.
2. Используя данные толковых словарей, объясните различия в значении следующих паронимов. С каждым из слов составьте и запишите предложение. Паронимы – это слова, сходные по звучанию, но имеющие разное значение.
Одеть – надеть, обосновать – основать.
3. Акцентологический минимум. Акцентология – это раздел языкознания, который изучает особенности и функции ударения.
Поставьте ударение в приводимых ниже словах в соответствии с нормами русского литературного языка. Укажите варианты. При выполнении упражнения пользуйтесь «Орфоэпическим словарем русского языка», обращайте внимание на словарные пометы.
Квартал, километр, клеить, корысть, красивее, кухонный, легкоатлетка, мастерски, мизерный, мусоропровод, мышление, намерение, начал, начала, начался, начать, некролог, ненависть, неприязнь, нефтепровод, никчемный, новорожденный, нормированный, нормирование, обеспечение.
4. Найдите речевые
ошибки, связанные с неправильным
употреблением языковых единиц.
Исправленные предложения
1) Учитель изобразил
на доске план выполнения
2) Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод.
3) Пойдем сядем взади.
4) Уделите внимание на здоровье.
5) Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку.
6) Я закоренелая омичка.
7) Зелень сейчас самая более насыщенная витаминами.
8) Давно надо было приподнять занавес над этой историей.
9) Бухгалтерия должна оплатить сотрудникам деньги.
10) Зал аплодировал и сканировал: «Браво!»
5. Определите стилевую принадлежность текста. Ответ обоснуйте (письменно).
О путях России
Ни один народ в мире не имел такого бремени и такого задания, как русский народ. И ни один народ не вынес из таких испытаний и из таких мук – такой силы, такой самобытности, такой духовной глубины. Тяжек наш крест. Не из одних ли страданий соткалась ткань нашей истории? И, если мы, подчас изнемогая, падаем под бременем нашего креста, то роптать ли нам и хулить ли себя в час упадка или молиться, крепиться и собирать новые силы?..
Первое наше бремя есть бремя земли – необъятного, непокорного, разбегающегося пространства: шестая часть суши, в едином великом куске, три с половиною Китая; сорок четыре германских империи. Не мы «взяли» это пространство: равнинное, открытое, беззащитное – оно само навязалось нам, оно заставило нас овладеть им, из века в век насылая на нас вторгающиеся отовсюду орды кочевников и армии оседлых соседей. Россия имела только два пути: или стереться и не быть; или замирить свои необозримые окраины оружием и государственной властью… Россия подняла это бремя и понесла его; и осуществила единственное в мире явление.
Второе наше бремя есть бремя природы. Этот океан суши, оторванный от вольного моря, которое зовет и манит (вспомним былину о Садко), но само не дается и нам ничего не дарит. Эта гладь повсюдная, безгорная; и лишь на краю света маячат Карпаты и Кавказ, Урал и Саяны, не ограждая нас ни от бури, ни от врага. Эта почва, - скудная там, где леса дают оборону, и благодатная там, где голая степь открыта для набега. Эти богатства, сокрытые в глубине и не дающиеся человеку до тех пор, пока он не создаст замирение и безопасность… Эти губительные засухи, эти ранние заморозки, эти бесконечные болота на севере, эти безлесные степи и сыпучие пески на юге: царство ледяного ветра и палящего зноя. Но Россия не имела выбора: славянские племена пришли, говорят, позднее других через ворота Азии и должны были вернуться с Карпатских гор на Русскую равнину. И это бремя было принято нами, и суровая природа стала нашей судьбою, единственною и неповторимою в истории.
1.Определите значение приводимых ниже слов, пользуясь толковыми словарями. Отметьте иноязычные слова, употребление которых в современной речи представляется Вам неоправданным, и укажите, если возможно, русские эквиваленты. Составьте предложения с данными словами.
Агрессия, адекватный, аспект, ассортимент, виртуальный, геноцид, дилетант, дискриминация, интеграция, интерпретация, консалтинг, консенсус, менеджер, менталитет, полис, прецедент, стагнация, суверенитет, электорат, эксклюзивный.
Агрессия 1. Незаконное с точки зрения международного права применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. 2. перен. Открытая неприязнь, вызывающая враждебность. Собака агрессивно настроена.
Адекватный. Вполне соответствующий, совпадающий. Адекватные понятия. Потерпевший находится в адекватном состоянии.
Аспект Точка зрения, взгляд на что-либо. В аспекте чего, в знач. предлога с род. я. - то же, что в свете чего. В аспекте новых данных.
Ассортимент. Наличие, подбор каких-н. товаров, предметов или их сортов. В нашем магазине богатый ассортимент тканей.
Виртуальный. Несуществующий, но возможный. Виртуальные миры. Виртуальная реальность (несуществующая, воображаемая). Я купил новую виртуальную игру.
Геноцид. Истребление отдельных групп населения, целых народов в мирное или военное время по расовым, национальным или религиозным мотивам. Геноцид - тягчайшее преступление против человечества.
Дилетант. Тот, кто занимается наукой или искусством без специальной профессиональной подготовки (обычно не обладая углубленными знаниями).
Петров дилетант в уголовном деле.
Дискриминация. Неоправданное различие в правах и обязанностях человека по определённому признаку. Дискриминация по половому признаку.
Интеграция. Объединение в целое каких-н. частей или элементов в процессе развития (науч.).
Интерпретация. Творческое раскрытие образа, темы или музыкального произведения, основанное на собственном ощущении исполнителя; трактовка.
Консенсус. метод принятия управленческих решений на основе общего согласия и отсутствия принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц . Принятие решений в парламентах, на конференциях или совещаниях, при заключении международных договоров.
Менеджер. Специалист по управлению производством, работой предприятия. Школа менеджеров.
Менталитет. Мировосприятие, умонастроение. Менталитет. русского народа.
Полис. Документ о страховании. Я получил полис о медицинском страховании.
Прецедент. Случай, служащий примером или оправданием для последующих случаев этого же рода.
Стагнация. Застой, отсутствие развития. Стагнация в производстве - обычное явление для монополистического капитализма.
Суверенитет. Полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и во внешней политике.
Электорат. Избиратели, участвующие в выборах в государственные или другие крупные общественные структуры.
Эксклюзивный. Исключительный; распространяемый на
определенный круг лиц, предметов .
2. Используя данные толковых
словарей, объясните различия в значении
следующих паронимов. С каждым из слов
составьте и запишите предложение. Паронимы
– это слова, сходные по звучанию, но имеющие
разное значение.
Одеть – надеть, обосновать – основать.
Одеть - облечь в какую-либо одежду, снабдить, обеспечить одеждой кого-либо.
Няня тепло одела ребенка, прежде чем, выйти на прогулку.
Надеть - 1. Укрепить что-нибудь на чём-нибудь, прикрепить, приладить что-нибудь к чему-нибудь. 2. Покрыть тело или часть тела какой-нибудь одеждой.
1.Надеть кольцо на палец.
2.На лыжную прогулку я надел теплый свитер.
Обосновать - подкрепить убедительными доказательствами, привести убедительные доказательства, доводы в пользу чего-либо.
Учитель попросил мальчика обосновать свой ответ.
Основать - 1. Дать начало чему-либо, создать, учредить. 2. Положить что-либо в основу убеждений, рассуждений, выводов, заключений и прочих ментальных действий.
На этом месте было
принято решение основать планетарий.
3. Акцентологический минимум.
Акцентология – это раздел языкознания,
который изучает особенности и функции
ударения.
Поставьте ударение в приводимых ниже словах в соответствии с нормами русского литературного языка. Укажите варианты. При выполнении упражнения пользуйтесь «Орфоэпическим словарем русского языка», обращайте внимание на словарные пометы.
Квартал, километр, клеить, корысть, красивее, кухонный, легкоатлетка, мастерски, мизерный, мусоропровод, мышление, намерение, начал, начала, начался, начать, некролог, ненависть, неприязнь, нефтепровод, никчемный, новорожденный, нормированный, нормирование, обеспечение.
Квартал, километр, клеить, корысть, красивее, кухонный, легкоатлетка, мастерски, мизерный, мусоропровод, мышление, намерение, начал, начала, начался, начать, некролог, ненависть, неприязнь, нефтепровод, никчемный, новорожденный, нормированный, нормирование, обеспечение.
4. Найдите речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением языковых единиц. Исправленные предложения запишите.
1) Учитель изобразил
на доске план выполнения
2) Станция может с
большим эффектом снабжать
3) Пойдем сядем взади.
4) Уделите внимание на здоровье.
5) Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку.
6) Я закоренелая омичка.
7) Зелень сейчас самая более насыщенная витаминами.
8) Давно надо было приподнять занавес над этой историей.
9) Бухгалтерия должна оплатить сотрудникам деньги.
10) Зал аплодировал и сканировал: «Браво!
1.Учитель написал на доске план выполнения работы
2.Станция может с большой эффективностью снабжать завод энергией.
3.Пойдем, сядем сзади.
4.Уделите внимание (своему) здоровью.
5.а) .Надо, чтобы комитет играл главную роль в этом деле. Б)Надо, чтобы комитет играл в этом деле первую скрипку.
6Я коренная омичка
7.а) Зелень сейчас более насыщенна витаминами.
8.Давно надо было приподнять завесу над этой историей.
9.Бухгалтерия должна выплатить сотрудникам деньги.
10 Зал аплодировал и скандировал: «Браво!»
5. Определите стилевую принадлежность текста. Ответ обоснуйте (письменно).
О путях России
Ни один народ в мире не имел такого бремени и такого задания, как русский народ. И ни один народ не вынес из таких испытаний и из таких мук – такой силы, такой самобытности, такой духовной глубины. Тяжек наш крест. Не из одних ли страданий соткалась ткань нашей истории? И, если мы, подчас изнемогая, падаем под бременем нашего креста, то роптать ли нам и хулить ли себя в час упадка или молиться, крепиться и собирать новые силы?..
Первое наше бремя есть бремя земли – необъятного, непокорного, разбегающегося пространства: шестая часть суши, в едином великом куске, три с половиною Китая; сорок четыре германских империи. Не мы «взяли» это пространство: равнинное, открытое, беззащитное – оно само навязалось нам, оно заставило нас овладеть им, из века в век насылая на нас вторгающиеся отовсюду орды кочевников и армии оседлых соседей. Россия имела только два пути: или стереться и не быть; или замирить свои необозримые окраины оружием и государственной властью… Россия подняла это бремя и понесла его; и осуществила единственное в мире явление.
Второе наше бремя есть бремя природы. Этот океан суши, оторванный от вольного моря, которое зовет и манит (вспомним былину о Садко), но само не дается и нам ничего не дарит. Эта гладь повсюдная, безгорная; и лишь на краю света маячат Карпаты и Кавказ, Урал и Саяны, не ограждая нас ни от бури, ни от врага. Эта почва, - скудная там, где леса дают оборону, и благодатная там, где голая степь открыта для набега. Эти богатства, сокрытые в глубине и не дающиеся человеку до тех пор, пока он не создаст замирение и безопасность… Эти губительные засухи, эти ранние заморозки, эти бесконечные болота на севере, эти безлесные степи и сыпучие пески на юге: царство ледяного ветра и палящего зноя. Но Россия не имела выбора: славянские племена пришли, говорят, позднее других через ворота Азии и должны были вернуться с Карпатских гор на Русскую равнину. И это бремя было принято нами, и суровая природа стала нашей судьбою, единственною и неповторимою в истории.
Этот текст относится к художественному стилю. Общественно значим по тематике, эмоционален. Текст воздействует на читателя, передает чувства и мысли автора. («И ни один народ не вынес из таких испытаний и из таких мук - такой силы, такой самобытности, такой духовной глубины. Тяжек наш крест»). Среди характерных языковых и речевых средств можно назвать следующие:
1. риторический вопрос
2. отвлеченная лексика (самобытность, духовная глубина)
3. метафоричность
4.использование синонимов
Текст относится к рассуждению. Тезис (первый абзац) оформлен в виде вопроса и ответа на него и построен по типу описания предмета. Затем идет доказательство истинности этого утверждения (Тяжек наш крест…). Сначала описание предмета (Первое наше бремя…), затем повествование (Не мы «взяли» это пространство…). Далее, путем использования языковых и специфических стилистических средств автор стремиться более глубоко раскрыть перед читателем внутренние причины своих переживаний о судьбах России. Употребление языковых средств в художественной литературе подчинено авторскому замыслу, содержанию произведения, созданию образа и воздействию через него на читателя. Он делает вывод, в котором прослеживается гордость за своё Отечество: «Россия подняла это бремя и понесла его; и осуществила единственное в мире явление».