Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 19:44, доклад
Крупнейшим классиком античного красноречия и теоретиком ораторского искусства был древнеримский оратор и политик Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Три трактата об ораторском искусстве отражают богатый опыт античной риторики и его собственный практический опыт крупнейшего римского оратора. Эти трактаты – «Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор» – памятники античной теории словесности, античного гуманизма, имевшие глубокое влияние на всю европейскую культуру.
Он рассматривает вопросы о высшем благе, о добродетелях как единственном источнике счастья, стремится к совершенству. Такому стремлению соответствуют четыре добродетели: мудрость, справедливость, мужество, умеренность. Его философские воззрения легли в основу взглядов на ораторское искусство.
ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ЦИЦЕРОНА
Крупнейшим классиком античного красноречия
и теоретиком ораторского искусства был
древнеримский оратор и политик Марк Туллий
Цицерон (106-43 гг. до н. э.). Три трактата
об ораторском искусстве отражают богатый
опыт античной риторики и его собственный
практический опыт крупнейшего римского
оратора. Эти трактаты – «Об ораторе»,
«Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор»
– памятники античной теории словесности,
античного гуманизма, имевшие глубокое
влияние на всю европейскую культуру.
Он рассматривает вопросы
о высшем благе, о добродетелях как единственном
источнике счастья, стремится к совершенству.
Такому стремлению соответствуют четыре
добродетели: мудрость, справедливость,
мужество, умеренность. Его философские
воззрения легли в основу взглядов на
ораторское искусство.
Каковы же взгляды
Цицерона на ораторское искусство? В трактате
«Об ораторе» он выбирает свободную форму
философского диалога, что позволило ему
излагать материал проблемно, дискуссионно,
приводя и взвешивая все доводы за и против.
Цицерон сетует на то, что красноречие
среди всех наук и искусств имеет меньше
всего представителей. И это не случайно.
По его мнению, настоящих хороших ораторов
мало, потому что красноречие – нечто
такое, что дается труднее, чем это кажется.
Красноречие рождается из многих знаний
и умений. Произведение «Об
ораторе» в трех книгах представляет собой
диалог между двумя известными ораторами,
предшественниками Цицерона—
В этом же трактате Цицерон касается построения и содержания речи, ее оформления. Видное место отводится языку, ритмичности и периодичности речи, ее произнесению, причем Цицерон ссылается на выступление актера, который мимикой, жестами добивается воздействия на душу слушателей.
В первой части работы «Об ораторе» Цицерон старается создать идеал образованного оратора, оратора-политика, который был бы одновременно и философом, и историком, и знал бы право. История, философия и право были в то время общеобразовательными предметами. «Если же речь идет о том, что по – настоящему превосходно, – пишет Цицерон, – то пальма первенства принадлежит тому, кто и учен, и красноречив. Если мы согласимся назвать его и оратором, и философом, то и спорить не о чем, если же эти два понятия разделить, то философы окажутся ниже ораторов, потому что совершенный оратор обладает всеми знаниями философов, а философ далеко не всегда располагает красноречием оратора; и очень жаль, что философы этим пренебрегают, ибо оно, думается, могло бы послужить завершением их образования». Так возникает образ идеального оратора, образованного и тем самым поднимающегося над обыденным сознанием, над толпой, способного вести ее за собой
«В самом деле, – пишет он, – ведь
здесь необходимо усвоить себе самые разнообразные
познания, без которых беглость в словах
бессмысленна и смешна; необходимо придать
красоту самой речи, и не только отбором,
но и расположением слов; и все движения
души, которыми природа наделила род человеческий,
необходимо изучить до тонкости, потому
что вся мощь и искусство красноречия
в том и должны проявляться, чтобы или
успокаивать, или возбуждать души слушателей.
Ко всему этому должны присоединяться
юмор и остроумие, образование, достойное
свободного человека, быстрота и краткость
как в отражении, так и в нападении, проникнутые
тонким изяществом и благовоспитанностью.
Кроме того, необходимо знать всю историю
древности, чтобы черпать из нее примеры;
нельзя также упускать знакомства с законами
и гражданскими правами. Нужно ли мне еще
распространяться о самом исполнении,
которое требует следить и за телодвижениями,
и за жестикуляцией, и за выражением лица,
и за звуками и оттенками голоса?.. Наконец,
что сказать мне о сокровищнице всех познаний
– памяти? Ведь само собою разумеется,
что если наши мысли и слова, найденные
и обдуманные, не будут поручены ей на
хранение, то все достоинства оратора,
как бы ни были они блестящи, пропадут
даром».
Цицерон считает, что основа
ораторского искусства прежде всего –
глубокое знание предмета; если же за речью
не стоит глубокое содержание, усвоенное
и познанное оратором, то словесное выражение
– пустая и ребяческая болтовня. Красноречие
– это искусство, но труднейшее из искусств.
Он поддерживает Платона
и Аристотеля в том, что речь внушительная,
отвечающая чувствам и мыслям слушателей,
составляет неотъемлемое достояние оратора.
В этих суждениях сказалось психологическое
направление исследования ораторской
речи: «Кому, например, неизвестно,
что высшая сила оратора в том, чтобы воспламенять
сердца людей гневом, или ненавистью, или
скорбью, а от этих порывов вновь обращать
к кротости и жалости? Но достичь этого
красноречием может только тот, кто глубоко
познал человеческую природу, человеческую
душу и причины, заставляющие ее вспыхивать
и успокаиваться».
Какие же условия для оратора
важнейшие? Во-первых, природное дарование,
живость ума и чувства, развитие и запоминание;
во-вторых, изучение ораторского искусства
(теория); в-третьих, упражнения (практика).
Собственно, в данных утверждениях нет
ничего нового, поскольку об этом писал
еще Аристотель. Тем не менее Цицерон старается
синтезировать предшествующие теории,
осмыслить их и на их основе создать обобщенную
теорию ораторского искусства.
И в других трактатах
Цицерон постоянно ставит вопрос о взаимоотношении
риторики и других наук, в частности философии.
Всякий раз он неуклонно приходит к принципу
подчинения всех наук главной ораторской
цели. В его риторических трактатах ясно
прослеживается отношение к философии
и праву как к части ораторского образования
и воспитания. Один вопрос разделял философов
и риторов: является ли риторика наукой?
Философы утверждали, что риторика не
есть наука, риторы утверждали обратное.
Красе, действующее лицо диалога, предлагает
компромиссное решение: риторика не есть
истинная, то есть умозрительная наука,
но она представляет собой практически
полезную систематизацию ораторского
опыта.
Цицерон отмечает, что все другие
науки замкнуты каждая в себе самой, а
красноречие, то есть искусство говорить
толково, складно и красиво, не имеет никакой
определенной области, границы которой
сковывали бы его. Человек, который берется
за ораторское искусство, должен уметь
сказать решительно обо всем, что может
встретиться в споре между людьми, иначе
он не может посягать на звание оратора.
Цицерон по традиции, принятой в Греции, выделяет
три рода речей: выступления на форуме,
выступления в суде на гражданских делах
и разбирательствах, хвалебные речи. Однако
Антоний, герой диалога, говоря о видах
красноречия, указывает, что нецелесообразно
к судебному и политическому красноречию
приравнивать малопрактическое хвалебное
красноречие. Как видим, Цицерон в некоторых
случаях ставит дискуссионные вопросы
и не дает на них четкие ответы. Это мнение
может выразить одно действующее лицо,
другие же могут с ним соглашаться или не соглашаться.
Вот как, по Цицерону, происходит
формирование оратора: «Итак, можно сказать: человеку
даровитому, который заслуживает поддержки
и помощи, мы передадим только то, чему
научил нас опыт, дабы он под нашим руководством
достиг всего, чего мы сами достигли без
руководителя; а лучше этого обучить мы
не в состоянии». Основное – дар слова,
который необходимо развивать постоянно.
Автор рассуждает
о страстях, возбуждаемых речью. Раздел
о возбуждении страстей изложен им подробно,
ибо практически большая часть речей ораторов,
и в частности его самого, строилась с
учетом воздействия на психику слушателей,
но теоретически идеи воздействия не были
обобщены. Цицерон показывает превосходство
психологического подхода к красноречию
.Он пишет о юморе и остроумии, которые
плохо укладываются в риторическую схему.
Классификация юмора, не всегда последовательная,
иллюстрируется примерами из римской
ораторской практики и попутными практическими
комментариями Цицерона. Он, таким образом,
пытается уложить теорию юмора в рамки
классической риторики, хотя сам убежден,
что юмор – свойство природное и ему научить
нельзя.
Обязанность оратора заключается
в следующем: найти что сказать; найденное
расположить по порядку; придать ему словесную
форму; утвердить все это в памяти; произнести.
Как видим, Цицерон придерживается установившейся
классической схемы, согласно канону которой
дается пятичастное деление риторического
процесса, то есть весь путь « от мысли
к звучащему публичному слову». Кроме
того, в задачу оратора входит расположить
к себе слушателей; изложить сущность
дела; установить спорный вопрос; подкрепить
свое положение; опровергнуть мнение противника;
в заключение придать блеск своим положениям
и окончательно низвергнуть положения
противника.
По мнению Цицерона,
самое важное для оратора – это словесное
выражение мысли и произнесение речи.
Первое требование
к речи – чистота и ясность языка (выражение
мысли). Чистота и ясность вырабатываются
обучением и совершенствуются посредством
чтения образцовых ораторов и поэтов.
Для чистоты речи необходимо безупречно
выбирать слова, правильно пользоваться
морфологическими формами. Ясность речи
связана с правильным, нормативным произношением:
оратору необходимо правильно управлять
органами речи, дыханием и самими звуками
речи. «Нехорошо, когда звуки выговариваются
слишком подчеркнуто; нехорошо также,
когда их затемняет излишняя небрежность;
нехорошо, когда слово произносится слабым,
умирающим голосом; нехорошо также, когда
их произносят, пыхтя, как в одышке /…/,
существуют, с одной стороны, такие недостатки,
которые все стараются избегать, например,
голос слабый, женственный или как бы немузыкальный,
неблагозвучный и глухой. С другой стороны,
есть такой недостаток, которого иные
сознательно добиваются: так, некоторым
нравится грубое мужицкое произношение,
ибо им кажется, что оно вернее придает
их речи оттенок старины». В понятие
чистоты языка входила нормативность
речи («Ясно, что для этого нужно говорить
чистым латинским языком…»), то есть использование
нормативного произношения и нормативных
морфологических форм и конструкций. Но
этого мало. Цицерон замечает: «Ведь никто никогда не восхищался
оратором только за то, что он правильно
говорит по-латыни. Если он этого не умеет,
его просто осмеивают и не то что за оратора,
и за человека-то не считают». Далее
Цицерон суммирует требования, которые
предъявляют к речи оратора, считая, что
если его речь удовлетворяет им, то он
приближается к идеальному оратору, действующему
в нужном направлении на аудиторию: «Кем восторгаются? Кого считают чуть
ли не богом среди людей? Того, кто говорит
стройно, развернуто, обстоятельно, блистая
яркими словами и яркими образами, вводя
даже в самую прозу некий стихотворный
размер, – одним словом, красиво. А тот,
кто так владеет речью, как требует важность
предметов и лиц, тот немалой заслуживает
похвалы за то, что можно назвать уместностью
и соответствием с предметом».
Заключение
Итак, в историю риторики и ораторского
искусства Цицерон вошел, прежде всего,
как блестящий стилист и вдохновенный
оратор, своими речами и письменными сочинениями
много способствовавший построению, оформлению
и убедительности публичных выступлений
своих коллег и последователей. Забота
о стиле речи, ее эмоциональном воздействии
на слушателя в дальнейшем стали постепенно
возобладать над ее содержательностью
и убедительностью. Тем самым из трех задач
оратора: убеждать, услаждать и увлекать,
о которых говорил Цицерон, после него
риторика сосредоточилась на одной —
услаждении слушателя.
Идеальный оратор, по Цицерону,
— это человек, соединяющий в своей личности
тонкость диалектика, мысль философа,
язык поэта, память юриста, голос трагика
и, наконец, жесты, мимику и грацию великих
актеров.
Вклад Цицерона в сокровищницу
мировой культуры неисчерпаем. Он неисчерпаем
хотя бы потому, что современная (обычно
называемая европейской) цивилизация
- прямая наследница римской античности.
Это известно достаточно широко, это общепризнано,
но для нас сейчас важно подчеркнуть другое:
в связующей цепи одним из немаловажных
звеньев был сам Цицерон - его личность,
его деятельность, его наследие. Как ни
странно, этот особый характер посмертной
славы сумел предугадать один из его современников,
который про Цицерона сказал так: «Его
триумф и лавры достойнее триумфа и лавров
полководца, ибо расширивший пределы римского
духа предпочтителен тому, кто расширил
пределы римского господства». Современником,
сказавшим эти слова, был Юлий Цезарь.