Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 19:47, реферат

Описание работы

Целью моего реферата является рассмотреть личность оратора и рассмотреть его личностные качества.
Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:
Рассмотреть личность оратора, как ораторы непосредственно связаны с самой наукой риторикой, где и когда возникла данная наука.
Рассмотреть типы ораторов.
Разобрать какими же качествами должен обладать хороший оратор.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….
Оратор…………………………………………………………..
Типы ораторов…………………………………………………
Личностные качества оратора………………………………..
Заключение……………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………….

Файлы: 1 файл

реферат по риторике.docx

— 38.70 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………….

    1. Оратор…………………………………………………………..
    2. Типы ораторов…………………………………………………
    3. Личностные качества оратора………………………………..

Заключение……………………………………………………………

Список использованной литературы……………………………….

 

 

Введение

Несмотря на огромное развитие средств массовой информации, мы постоянно  нуждаемся в живом личностном общении, стремимся к непосредственному  контакту с говорящим - лектором, агитатором.

В процессе выступления, представленном как некая система управления, активным, управляющим звеном, которое  в итоге определяет состояние  всей системы, является оратор. В связи  со значимостью фигуры оратора в  процессе произнесения ораторской речи, мы рассмотрим в данной работе, какими основными качествами должен обладать оратор, чтобы выполнить назначение - передать знание, убедить, оказать  воспитательное воздействие. На любом  этапе своей деятельности в общении  с людьми он выступает не просто как говорящий субъект, а как  личность в сложнейшей совокупности духовных, социальных и физических качеств, так или иначе объективно влияющих не только на ход, но и исход ораторской речи.

Меня заинтересовала данная тема, потому что мне всегда было интересно узнать побольше о тех людях, которых все называют ораторами. Кем они являются и почему о них в наше время так много говорят.

Целью моего реферата является рассмотреть личность оратора и  рассмотреть его личностные качества.

Для достижения поставленной цели планируется решить следующие  основные задачи:

    1. Рассмотреть личность оратора, как ораторы непосредственно связаны с самой наукой риторикой, где и когда возникла данная наука.
    2. Рассмотреть типы ораторов.
    3. Разобрать какими же качествами должен обладать хороший оратор.

 

1.Оратор

Ораторы - (лат. oro — «говорю») — те, кто произносит речь, а также  люди, обладающие даром красноречия  и/или владеющие ораторским искусством.

В различных словарях, слово  оратор расшифровывается по-разному.

Например, в словаре С. И. Ожегова оратор - тот, кто произносит речь, а также человек, обладающий даром красноречия. В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова оратор - оратора, малый или мужской род (латинское orator) лицо, произносящее речь; лицо, выступающее, говорящее в собрании.

Но прежде чем, говорить о  том, кто же такие ораторы стоит  немного сказать о риторике в  целом и  о самом искусстве  ораторского мастерства, где и  когда собственно оно зародилось.

Риторика – это наука о способах создания речевого поступка. Чтобы добиться результата в речевой деятельности, надо владеть искусством убеждения. А это целая наука, у которой есть свои законы. Не знающий эти законы хорошо понимает то, о чем он говорит, но не осознает, что же он своей речью делает.

Риторика – одна из древнейших наук. В различные времена она  занимала большее или меньшее место в развитии общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала. В развитии риторики явственно видны преемственность традиций, взаимовлияние культур, учет национальных особенностей, и в то же время – ярко выраженный общегуманистический характер.

Объективной основой зарождения ораторского  искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. История свидетельствует, что важнейшим условием проявления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой критической мысли являются демократические формы правления, активное участие свободных граждан в политической жизни страны.

Риторика как систематическая  дисциплина сложилась в Древней  Греции в эпоху Афинской демократии. В этот период умение выступать публично считалось необходимым качеством каждого полноправного гражданина. Вследствие этого, афинскую демократию можно назвать первой риторической республикой. Отдельные элементы риторики (например, фрагменты учения о фигурах, о формах аргументации) возникли еще раньше в Древней Индии и в Древнем Китае, но они не были сведены в единую систему и не играли столь важной роли в обществе.

В России первый шаг развития русской риторики – риторика Древней Руси и доломоносовского периода. Россия имеет богатейшие риторические традиции. Ораторская практика еще в Древней Руси была довольно разнообразной и отличалась высоким уровнем мастерства.

Золотым веком древнерусского красноречия  считается XII в. В это время появляется знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово Даниила Заточника», выдающийся памятник культуры «Слово о полку Игореве», проникнутый глубоким патриотизмом, призывающий к единению всех русских земель.

Итак, понятие риторика означает науку об ораторском искусстве, возникшую еще в античные времена в школах софистов.

А тебе непосредственно перейдем к  самим ораторам.

Русский государственный деятель, мыслитель и писатель М.М. Сперанский утверждал: «Основания красноречия  суть страсти … Сильное чувствование и живое воображение для оратора  необходимы совершенно. И как сии  дары зависят от природы, то, собственно говоря, ораторы столько же родятся, как и пииты». М.В. Ломоносов писал  о том, что оратор должен обладать остроумием и памятью, которые питают красноречие, как плодородная земля всходы. В отличие от Сперанского он полагал, что ораторское искусство можно постичь, и, кроме природных дарований, которые делил на душевные и телесные, называл следующие средства к постижению ораторского искусства: изучение науки о красноречии, подражание лучшим ораторам, упражнения в сочинении (речей), знание других наук.

Что же думают современные специалисты  о возможности стать оратором? Они отмечают необходимостью общих  и специальных способностей. Способности  формируются из природных задатков. К ним относятся особенности  нервной системы, функциональной деятельности мозга, строения организма (голосовых  связок, двигательного аппарата и  др.). Общие способности – это  благоприятное сочетание у человека таких интеллектуальных и других особенностей психики, которые одинаково  важны для многих видов деятельности. Для развития интеллектуальных способностей важна возбудимость, подвижность  нервных процессов, скорость образования  нервных связей. Лектору необходимы такие общие способности, как  развитое произвольное внимание, его  бвстрое переключение и четкое распределение, высокая концентрация; хорошая образная и логическая память, сообразительность, гибкость глубина и широта мышления и др.

Оратору необходимы и специальные  способности:

- наблюдательность позволяет  правильно и полно воспринимать  окружающую действительность, события,  факты, выделять в них главное;  помогает правильно оценивать  состояние аудитории и, следовательно,  адекватно реагировать на него;

- развитое мышление позволяет  оратору логически мыслить, что  дает возможность анализировать  информацию, проникать в сущность  явлений, глубоко, целенаправленно  и последовательно излагать тему;

- самостоятельность ума  – необходимое качество оратора,  которое дает возможность критически  относиться к различным источникам  информации, выносить свои суждения  и оценки на суд аудитории,  что всегда вызывает уважение;

- творческое воображение  помогает оратору вжиться в  ситуацию, о которой он повествует, наглядно и образно рассказать  о ней;

- способность к сильным  эмоциональным переживаниям проявляется  в увлеченности темой, экспрессивности  изложения, что положительно воздействует  на слушателей;

- речевые способности  определяют культуру речи оратора,  его умение доносить свои мысли  ясно, живо, впечатляюще.

Способность – необходимое, но не достаточное условие становления  оратора. В человеке, который берет  слово, чтобы влиять на других, хотят  видеть Личность. Собственно, только Личность и может влиять на других!

Можно развить и специальные  способности.

В ораторской деятельности можно выделить три основных этапа: докоммуникативный (до встречи с  аудиторией), коммуникативный (сам процесс  выступления перед слушателями), посткоммуникативный (анализ выступления  после встречи).

Выступлению оратора предшествует большая предварительная работа. Кроме непосредственной подготовки к выступлению, нужна общая подготовленность, широта кругозора, эрудиция.

При подготовке к выступлению  оратору необходимо знание основ  диалектической и формальной логики, чтобы выступление было глубоким по содержанию, логически выстроенным  и обоснованным.

И при подготовке, и при  проведении выступления оратор нуждается  в психологических знаниях, которые  помогают устанавливать контакт  со слушателями, организовывать их внимание и управлять им.

Донести свои мысли до аудитории, произвести впечатление красотой слога  помогает оратору владение культурой  речи.

Навыки оратора – это  усвоенные в результате многочисленных повторений интеллектуальные, двигательные и сенсорные действия, исполнение которых не требует значительного  напряжения памяти и внимания, то есть выполняется почти автоматически. Это навыки анализа явлений действительности, изучения литературы, составления выписок, распределения внимания во время  выступления, навык самообладания  перед аудиторией, навык ориентации во времени.

Кроме того, к коммуникативным  навыкам, необходимым оратору, относят  профессиональную наблюдательность, владение мимикой и жестами, способность  выражать свои эмоции и управлять  ими.

Умения оратора складываются из приобретенных знаний и навыков  и позволяют ему решать сложные  творческие задачи в процессе подготовки и проведения выступления. Одно из самых  сложных умений, в котором, собственно, и проявляется искусство оратора, - соразмышление с аудиторией, когда  аудитория вслед за оратором задумывается, умолкает, размышляет, приходит к выводам. Словом, ведет себя как собеседник в процессе сотворчества.

 

 

2. Типы ораторов

  С. Ф.  Иванова в работе   «Специфика  публичной  речи»  (М.  ,  1978)

выявила индивидуальные речевые типы:

      1) Рационально - логический. Ораторы этого типа  склонны к анализу явлений, к рассуждениям и строгой аргументированности своих и чужих поступков.  Их  подготовка   к   любому   высказыванию   отличается последовательным  отбором и строгой систематизацией материалов, обдумыванием и разработкой подробного плана. Этот  выношенный  план как бы «сидит у них внутри», и  ораторы  во  время  выступления  не пользуются им. Их часто заботит другое: как сделать свою речь более яркой, эмоциональной, какие подобрать примеры, чтобы заинтересовать аудиторию. «Логиками» чаще всего бывают сангвиники.

      2)  Эмоционально  -  интуитивный.  Представители этого типа  говорят страстно, увлеченно, пересыпая свою речь остротами, каламбурами, но не всегда могут уследить за жесткой логической  последовательностью речи и «свести концы с концами». План своих  выступлений  пишут  не всегда,  считая,  что  он  их  сковывает.  Наблюдается   совпадение эмоционального речевого типа с холерическим темпераментом.

      3) Философский. Ораторы - «философы»  более или менее эмоциональны, склонны к  анализу,  иногда  бывают  очень  организованны  в  своей работе, а иногда без всякой видимой организации  раскрывают  какой-нибудь один вопрос, добираются до корня, и вдруг, как лучом  света, озаряют все найденной идеей.  Их  общая черта -  стремление исследованию,  глубокому  осмыслению  явлений  прямо  на  глазах  у слушателей, желание и умение вовлечь в этот процесс аудиторию. Чаще всего данную группу составляют люди флегматического темперамента.

4) Лирический, или художественно - образный. Глубокая эмоциональность, лиризм, внутреннее волнение, острая впечатлительность, проникновенность - черты, характерные для типа. Чаще всего в основе его - характер утонченный, меланхолический.

Стюард К., Уилкинсон М. в своей книге Ораторское искусство (притворись его знатоком) разделяет ораторов в виде животных.

Пытающиеся освоить ораторскую трибуну знатоки могут с превеликой пользой для себя понаблюдать  за гримасами других выступающих, прежде чем решиться на подобный шаг или  быть втянутым в эту авантюру. Всестороннее изучение вопроса позволило выявить  следующие типы ораторствующих существ: 1) Гиена. Называются так из-за раздражающей привычки смеяться по всякому поводу, особенно над собственными шутками. Гиены настолько поглощены изготовлением хохмачек и об-хохатыванием их - главным образом к концу выступления, - что на публику они почти не обращают внимания. Состав аудитории им тоже безразличен, и они всем рассказывают одни и те же анекдоты. 2) Павлин. Кому понравится самоуверенный нахал? А ораторы-павлины именно этим и отличаются. Отряд бойких болтунов "делай, как я!" действует под лозунгом: "Только дайте нам возможность, и мы расскажем вам все, что вы никогда не хотели бы знать о мире и о себе!" Павлины обожают ходить по сцене, красуясь своей утонченностью и знаниями. Они готовы немедленно выступить на любую тему, лишь бы им предложили. Ни один уважающий себя оратор не захочет, чтобы его причислили к разряду павлинов. 3) Верблюд. Как всем известно, верблюд может поглотить 20 галлонов жидкости за 10 минут. Но далеко не всем известно, что существует небольшая группа преданных своему делу ораторов с такими же способностями. Они откликаются на предложение выступить с речью только при условии, что:

Информация о работе Ораторское искусство