Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 05:55, контрольная работа

Описание работы

Дар слова - одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Жизнь людей не мыслима без языка, без речи. Слово - это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Владение словом ценится очень высоко. Это способность является составной частью общей культуры человека, его образованности.

Содержание работы

Введение 3
1Античные риторики 4
2 Теория красноречия в средние века и в новое время 9
3 Ораторское искусство России 13
4 Современное состояние ораторского искусства 17
Заключение 20
Список использованных источников 21

Файлы: 1 файл

Орат..doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Но даже в жестких религиозных  рамках риторика продолжала развиваться, и немалую роль в этом сыграли, например, еретические движения, направленные против догматов церкви.

На поприще церковного проповедничества выросли крупные богословские ораторы. Знаменитый Иоанн Златоуст считался идеальным византийским проповедником. Само прозвище Златоуст свидетельствует об уважительном отношении к публичному слову и о почитании людей, умевших посредством живой речи воздействовать на слушателей.

Другой выдающийся оратор средневековья - Фома Аквинский (1225-1274), чьи труды легли в основу гомилетики - теории церковного красноречия. В  ней на первый план выступают форма, внешняя красивость и напыщенность, главным принципом становится не убеждение, а внушение. Важнейшее приобретение риторики в средние века - это умение завладеть чувствами и сознанием людей, влиять на их психику и воображение.  Эффективность и действенность ораторской речи в этот период характеризовалась именно этими умениями проповедника.

Этот тип риторики оказал существенное влияние на культуру всех стран Западной и Центральной  Европы, так как его распространению  способствовало отсутствие языковых барьеров: проповеди читались исключительно  на латинском языке.

Шагом вперед по сравнению  с богословской риторикой была средневековая  университетская лекция. Она, хотя и  читалась в буквальном смысле этого  слова (лат. lectio - чтение, lector - чтец) прямо  по книге, все же была обращена к  явлениям и фактам реальной действительности, подчинялась законам знания. Позже, в XV- XVI вв., с развитием книгопечатания читаемая лекция стала активно вытесняться устной, по сути превратилась в публичное изложение учебного материала и, перенимая достижения красноречия, оформилась в новый жанр риторики.

"Новое время" началось  западноевропейским Возрождением, положившим конец средневековью  и уже к началу XVI в. ознаменовавшим  новую эпоху в истории. Оно  сменилось затем эпохой Просвещения.  Бурный рост культуры во всех  областях, развитие светского мировоззрения, постепенно вытеснявшего богословие, - это наиболее характерные признаки эпохи.

В этих условиях красноречие  особенно активно стимулировалось, проникаясь светскими мотивами и  приобретая социально-политическую направленность. Оно вбирало в себя лучшие достижения античной риторики и одновременно вдохновлялось новыми гуманистическими и демократическими идеалами.

Заметный вклад в развитие риторики внесли европейские писатели и мыслители нового времени: Б. Паскаль, М. Монтень, Ж. Лабрюйер, Ф. Бэкон, И. Гёте, Г. Лихтенберг и другие. В их произведениях мы находим много глубоких и тонких мыслей о риторике, полезных советов оратору, точных рекомендаций. Вновь, как и в античные времена, на первый план выдвигается действенность речи, способность оратора увлечь аудиторию, мобилизовать ее на конкретное действие. Характерно в этой связи эмоциональное восклицание Монтеня: "Долой красноречие, которое привлекает только к себе самому, а не к стоящим за ним вещам!".

Как и в античных риториках, в трудах по ораторскому искусству эпохи Возрождения и Просвещения вновь уделяется серьезное внимание технике речи, манерам оратора, жестикуляции, мимике.

Леонардо да Винчи считал, что "хорошие ораторы, когда хотят  убедить в чем-нибудь своих слушателей, всегда сопровождают руками свои слова, хотя некоторые глупцы и не заботятся о таком украшении и кажутся на своей трибуне деревянными статуями".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Ораторское искусство России

 

Значительный вклад в  развитие теории красноречия внесли русские ученые. В XVII в. уже известны несколько трудов по ораторскому искусству, среди которых надо отметить учебник М. Усачева "Риторика" (1699 г.). Но в этой и других работах еще сильно влияние богословско-церковной риторики.  Подлинное же искусство светского публичного слова в России связано с развитием университетского красноречия. Это объясняется прежде всего тем, что Россия была лишена парламентских форм демократии, ставших обычными в западноевропейских странах. Именно в университетской аудитории живое слово имело возможности свободно развиваться и совершенствоваться.

Решительный шаг на этом пути сделал создатель Московского  университета и Академии наук М.В.Ломоносов (1711-1765). Именно он предпринял труднейшую реформу русского языка, заложил  основы современной литературной русской речи. Ломоносов положил начало русской риторике, написав "Краткое руководство к красноречию". В этой книге, не потерявшей своей актуальности и сегодня, была как бы заложена программа дальнейшего развития русского ораторского искусства.

Для красноречия, по М. В. Ломоносову, необходимы прежде всего дарования  душевные (острый ум и память) и телесные (громкий голос, "долгое" дыхание, приятная внешность и осанка). Однако одних природных качеств недостаточно, чтобы стать оратором. Одним из важнейших требований теории красноречия является знание элементов и структуры публичной речи. В "Риторике" Ломоносова предлагается строить речь из 4 частей: вступление, пояснение, утверждение, заключение. Указаны задачи каждой части, даны советы, как каждую из них произносить.

Много внимания уделено логической значимости аргументов, а также средствам  усиления эмоциональности речи. Оратор должен влиять и на разум, и на чувства  слушателей. А чтобы разбудить  чувства, нужно глубоко знать "нравы  человеческие", учитывать состояние, возраст, пол слушателей.  Наиболее содействуют "возбуждению страстей" образность речи, выразительность стиля, убежденность оратора.

В своем учебнике Ломоносов  приводит много очень метких и  полезных наблюдений, советов оратору, предвосхитив целый ряд закономерностей, которые спустя десятилетия и даже века будут сформулированы социальной психологией, теорией управления и другими науками.

Другая замечательная  работа, оказавшая влияние на развитие теории красноречия не только в России, но и в других славянских странах, - это "Правила высшего красноречия", написанные М. М. Сперанским (1772-1839).  В этой работе детально рассмотрены вопросы структуры публичного выступления, аргументации, композиции, выразительности речи. Много внимания уделено способам воздействия на слушателей, достижения поставленной оратором цели. Сперанский считал, что "основание красноречия суть страсти", т.е. сила чувства и живого воображения. Два главных предмета красноречия, по Сперанскому, -это "склонить ум, тронуть сердце".

М. М. Сперанский исходит  из триединой задачи оратора: изобретение, расположение и изложение речи. Очень  важным является тот этап, когда  оратор, уже зная содержание будущей  речи, пытается привести ее в такой  порядок, который наилучшим образом  выявил бы силу и истинность содержания. Расположение мыслей в речи подчиняется двум правилам: 1) все мысли должны быть связаны между собой так, чтобы одна вытекала из другой, что позволит сосредоточить внимание слушателей, легко переходить от одного предмета к другому; 2) все мысли должны быть подчинены главной, доминирующей.

Среди других теоретических  работ следует назвать "Краткую  риторику" А. Ф. Мерзлякова, учебник  риторики Н. ф. Кошанского, статьи об ораторском искусстве М. В. Буташевича-Петрашевского  и В. Г. Белинского.

Оригинальный труд по истории  русского судебного красноречия "Искусство  речи на суде" был написан П. С. Пороховщиковым (псевдоним - П. Сергеич). Советы и рекомендации автора относительно языка выступления, организации  материала, поддержания внимания слушателей актуальны и сегодня. Недаром эта книга периодически переиздается.

Из всех задач, стоящих  перед оратором, П. С. Пороховщиков особо  выделяет две: 1) донести до слушателей определенное содержание, на основе логической и языковой правильности обеспечить ясность и понятность речи ("Не так говорите, чтобы мог понять, а так, чтобы не мог не понять вас судья")1; 2) подчинить себе слушателей, заставить их принять предлагаемую позицию: "пленить, доказать и убедить", создать определенную эмоциональную атмосферу, чему способствует использование традиционных ораторских приемов, богатство слога, образность речи.

К работам П. С. Пороховщикова  близки также труды по ораторскому  искусству известного русского юриста, литератора и общественного деятеля  А. Ф. Кони ("Приемы и задачи прокуратуры", "Советы лекторам" и др.).

Значительный вклад в  развитие русского красноречия внесли ораторы-практики XIX - нач. XX в. Правомерно говорить, например, о школе русского академического красноречия, хотя, к  сожалению, ни его принципы, ни его специфика не были теоретически обобщены и описаны. Основоположником этого рода ораторского искусства в России считается профессор Московского университета историк Т. Н. Грановский (1813-1855), наиболее яркими представителями - В. О. Ключевский, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев.

Отдельное направление истории  русской риторики - развитие форм политического  красноречия в начале XX в. Ораторскому  стилк В. И. Ленина и других пропагандистов этой школы (С. М. Кирова А. М. Коллонтай, А. В. Луначарского и др.) посвящен целый ряд исследований. Изучение их ораторского наследия и сегодня актуально и полезно для образования оратора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современное состояние ораторского искусства

 

Нельзя сказать, чтобы рост интереса к риторике, присущий нашему времени, не имел социальных корней. Ведь на протяжении веков Европу терзали религиозные, гражданские и межнациональные войны. Но после разгрома нацизма почти полвека на ее территории царил мир, а риторические доводы особенно сильны, когда молчит оружие. И все же расцвет риторики имеет свои, более важные причины. 

В последней  трети XIX в. общим направлением искусства  стал импрессионизм, а затем символизм. Это направление дало яркие образцы  усиления изобразительности, причем именно тех ее видов, которые больше всего связаны с миров чувств и образных представлений. Абстрактные классификации различных видов знаков получали, таким образом, материальное воплощение в искусстве, прежде всего в поэзии, наделенной огромной воздействующей силой. 

В 1909 г. Шарль Балли написал в своей "Французской стилистике", что она "...изучает выражение в речи явлений из области чувств и действие речевых факторов на чувства". Тем самым были заложены основы для появления принципиально новой дисциплины - экспрессивной стилистики. В самом деле, не очень трудно выразить мысль, если ее содержание оформилось уже в интеллектуальной (логической) сфере сознания. Во всяком случае, для этого обычно не требуется каких-то специальных средств, кроме тех, которые изучают лексика и грамматика. Но как ясно выразить словами сложный мир образов и представлений и еще более сложный мир чувств во всей их индивидуальности? И здесь мысль исследователей неизбежно должна была вновь обратиться к выразительно-изобразительным средствам, к фигурам. Экспрессивная стилистика была предтечей воскрешения старой риторики. 

В начале XX в. появляются исследователи, которые, основываясь  на успехах новейшей психологии, вновь  пытаются напрямую связать психические  процессы с тем или иным типом  фигуры. Эти психолингвистические труды, к несчастью, недостаточно известны, забыты их авторы. Но они сделали свое дело, возрождая представления об эффективном использовании фигур.

Постепенное понимание  того, что опыт античной и средневековой  риторики необходимо изучать, возрождает интерес к давно забытому инвентарю выразительно-изобразительных средств. Появляется фундаментальный труд, скрупулезно суммирующий старания древних риторов (даже с учетом приоритетов и дат). Это книга Г. Лаусберга "Руководство по литературной риторике". Нужно упомянуть и о "Справочнике риторических терминов" Р. Ланэма. 

В 70-е гг. обостряется  интерес к старым классификациям, появляются новые. Некоторые авторы пытаются представить совокупность фигур в предельно упрощенном виде в целях доступного восприятия учащимися. Такова, например, классификация Г. Бонхейма в работе "Как сделать современной классическую риторику". Выдвигается, напротив, и ряд своеобразных, на наш взгляд, чрезмерно усложненных классификаций. Это относится, в частности, к системе риторических средств, предложенной в "Общей риторике" Ж. Дюбуа и соавт. Среди этих работ наибольшее значение имеет исследование "Тропы и фигуры" Ц. Тодорова .Классификация, которая там представлена, отражает новейшие достижения семиотики и знаковой теории, поэтому мы рекомендуем читателям познакомиться с этой работой. 

Наконец, следует  сказать и о возрождающемся интересе к теории аргументации. В этой связи  наиболее актуальны работы X. Перельмана, например "Новая риторика. Основы аргументации". 

Итак, медленно, но неуклонно нарастало понимание того, что успешный опыт использования риторических средств может зависеть не только от таланта и интуиции, но и от незаслуженно забытых теоретических знаний. Это приводит к появлению ряда работ, выражающих прямые рекомендации возродить риторику в той или иной форме. Об этом писали У. Кроль, Г. Лич, Б. Штольт, К. Лахман, M. Л. Гаспаров, С. И. Гиндин, А. К. Авеличев, и другие ученые. Иногда раздаются и очень резкие голоса, противопоставляющие риторику всем другим видам словесности. Так, Т. Конли пишет в обзоре "О некоторых существенных достижениях в изучении риторики": "Мы вступили в новый период истории идей, когда... возрождение интереса к риторике - это результат консенсуса между мыслящими людьми, что господствующие философские и научные методы и принципы устарели, исчерпали себя или обанкротились". 

Информация о работе Ораторское искусство