Ораторское искусство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 12:05, реферат

Описание работы

Ораторское искусство – это высокая степень мастерства публичного выступления качественная характеристика ораторской речи искусное владение живым словом.

Ораторское искусство и наука о нём зародились в Древней Греции. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. Выступления в народном собрании требовали умения выступать с убедительными речами.

Файлы: 1 файл

ораторская речь.docx

— 23.54 Кб (Скачать файл)

Есть такой анекдот: приходит пациент к врачу и жалуется: «Доктор у меня беда, я говорю, а меня никто не слышит: ни коллеги на работе, ни дома родственники, на улице прохожие – как будто меня нет. Подскажите, что мне делать». Доктор смотрел на него некоторое время и отвечает: «Ну, что? Долго мы еще будем стоять и молчать?» Ситуация, описанная в анекдоте, безусловно, утрирована. Но как часто бывает в жизни, что сказанные слова не поняты собеседником, хотя разговор ведется на одном языке. Целью ораторского искусства является убеждение и побуждение. Для достижения этой цели необходимо правильное построение композиции и стиля речи, а также умение правильно сочетать языковое средство общение с неязыковым общением.

Ораторское искусство – это высокая степень мастерства публичного выступления качественная характеристика ораторской речи искусное владение живым словом. 
 
Ораторское искусство и наука о нём зародились в Древней Греции. Расцвет демократии в афинском полисе (городе-государстве) совпал с расцветом риторики. Выступления в народном собрании требовали умения выступать с убедительными речами. 
 
Выступление, как правило, не готовится заблаговременно, а выражается спонтанной реакцией на все услышанное от оратора, докладчика. Во время выступления оратор может затронуть один два вопроса, дать на них откровенный ответ, не отходя от тематики повестки дня. 
 
Все речи делятся на 3 основные группы: 

  • Совещательная – стремление побудить аудиторию к решению, которое ей надо реализовать в будущем.
  • Осудительная – оценочная речь, анализ, какого- то существующего факта. 
  • Показательная – речь, призванная создать общественное мнение о ком-то или о чем-то. 

Существуют 10 элементов, которые характеризуют хорошую речь: 

  • объективность,
  • ясность, 
  • образность, 
  • целеустремленность, 
  • повышение напряжения, 
  • повторение,
  • смысловая насыщенность, 
  • лаконичность (краткость),
  • юмор. 

Существует 5 элементов ораторской речи: 
 
- ИНВЕНТИО - нахождение того, что сказать. 
 
- ДИСПОЗИТИО - расположение изобретенного. 
 
- ЕЛОКУТИО - украшение словами. 
 
- МЕМОРИЯ – запоминание.  
 
- АКТИО - произнесение, действие. 
 
3 “кита”, на которых держится хороший оратор: 
 
этос - этические качества оратора.  
 
логос – наука об аргументации.  
 
пафос – то, какие чувства оратор вызывает у аудитории 

Эстетика речи. 
 
Хорошее выступление – должно быть цельное в ритмически - интонационном отношении. Выразительность речи, ее воздействующая сила увеличивается, если оратор использует разнообразные изобразительно – выразительные средства, ибо они взывают к миру чувств и эмоций аудитории. 

 
 Логика ораторской речи. 
 
Готовя выступление нужно учитывать следующие логические законы: 

  • закон тождества (всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой по себе) 
  • закон не противоречия (два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными: по крайне мере одно из них ложно) 
  • закон исключения третьего (утверждение или отрицание не могут быть одновременно ни истинными, ни ложными, одно –и, другое –л) 
  • закон достаточного основания (всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание) 

 
Типовые ситуации в ораторском выступлении порождают типовые схемы аргументации. Не все из них в логическом отношении являются верными. Ошибки: 

  • неполная аналогия (приводя умозаключения по аналогии, помните, что аналогия не всегда бывает полной) 
  • отождествление временной последовательности событий с их причинной связью (временная последовательность не всегда подразумевает наличие между ними причинно - следственных отношений) 
  • ошибки объединения (эта газета для бездомных, следовательно, ее выпускают бомжи) 
  • разъединения (совет директоров компании исчерпал свои возможности – люди, в него входящие, тоже их исчерпали) 

 
Аргументация. 
 

Аргументы – это известные, заранее добытые положения, с помощью которых достигаются обоснованность и убедительность тезисов. Факторы, влияющие на процесс выбора аргументов: мировоззрение, уровень образования, конкретные обстоятельства. 
 
Виды аргументации:

  • аргументы к существу дела;
  • аргументы к человеку:

 

Приемы изложения речи. 
 
Анализ – позволяет путем расчленения понятий или явлений глубже проникнуть в его сущность. 
 
Синтез – мысленное соединение понятий или явлений. 
 
Индукция – логический метод, состоящий в обобщении частичных случаев в получении общего вывода, сделанного на основании обобщения и изучения отдельных факторов.  
 
Дедукция – логическое умозаключение от общего к частному выводу. 
 
Аналогия – принадлежность предмета, явления, тех или иных признаков на основании сходства с другими признаками этих предметов. 
 
Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, анализ и описание изменений. 
 
Концентрический метод – расположение материала вокруг главной темы. Выступающий переходит от общего рассмотрения вопроса к более конкретному углубленному его анализу. 
 
Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим. 
 
Композиция публичного выступления. 

 
Композиция речи – то есть последовательное расположение всех ее частей в соответствии с содержанием и замыслом оратора – должна быть прозрачной.  

  • Вступление. Бывают двух видов:
  • обычное - можно заранее подготовится; 
  • внезапное - импровизация. 

 
Вступление с ораторской предосторожностью – нельзя полностью вставать на позицию аудитории, нельзя давить на аудиторию своим авторитетом, нельзя говорить с аудиторией о пользе последствий.  
 
Любое вступление должно заканчиваться основным тезисом (изложение, подтверждение, опровержение).

 

Контакт оратора с аудиторией. 
 
Адресовать свое обращение оратор должен не только докладчику или президиуму, прежде всего и ко всем присутствующим, построив его таким образом, чтобы полученная ими информация была понятна и легла в основу их собственных размышлений и выводов. 
 
Отношение оратора к аудитории должно быть абсолютно доброжелательным и профессиональным. Доброжелательность предполагает невозможность агрессивного поведения (упреки, угрозы, оскорбления) и демагогию (ложь). Профессиональное отношение, умение работать с аудиторией , не зависит от ее расположения к оратору. Этические качества оратора: честность, скромность, доброжелательность, осмотрительность. Речь дана человеку, чтобы скрывать свои мысли. Честный оратор: добросовестный, компетентный, принципиальный, самокритичный. Скромность: равность с аудиторией, внимание к тому, что говорят другие. Доброжелательность – доказательство пользы, блага для аудитории. Нельзя:  

  • представлять глупыми, нечестными, слабохарактерными. тех лиц, мнение которых вы оспариваете 
  • обращение к чувствам аудитории не должно перерастать в манипуляцию 
  • отождествлять взгляды человека с взглядами той группы, партии, к которой он принадлежит 
  • искажать мнения оппонентов 
  • бравировать личностными качествами 
  • отказываться от исходных тезисов 

 
Чувство аудитории, или коммуникативность, возникает лишь тогда, когда выступающему удается создать в аудитории «эффект общения», разговаривая со слушателями так, как обычно говорят с близкими, знакомыми людьми, которым есть что сказать и которые будут вас охотно слушать.  
Как готовиться к выступлению. 
 
1 подготовиться, не следует импровизировать 
 
Лекция, доклад, политическое обозрение и др., как правило, требуют тщательной подготовки. 
 
2 выбрать тему 
 
Тема должна быть интересной и актуальной для данной аудитории. Выбирая тему, следует обдумать название лекции (доклада, сообщения), оно должно не только отражать содержание выступления, но и привлекать внимание будущих слушателей, затрагивать их интересы. 
 
Советы при выборе тем: 

  • тема должна соответствовать познаниям и интересам оратора. 
  • нельзя идти “на поводу” у аудитории, не говорить аудитории только то, что она хотела бы услышать .
  • говорить о том, что знаешь лучше аудитории. 
  • учитывать основные интересы аудитории (жизнь, смерть, здоровье, деньги, мир, война). 

 

3 установить цель 
 
Оратор должен четко определить для себя цель предстоящего выступления: он не только информирует слушателей, рассказывая о тех или иных событиях, фактах, но и старается сформировать у них определенные представления, убеждения. Любое выступление должно преследовать воспитательные цели, и оратор обязан незаметно для слушателей приобщать их к своим нравственным идеалам. Любой оратор должен четко определить цель речи: 

  • развлечь 
  • удовлетворить любознательность 
  • убедить 
  • призвать к действию 

 

4 ознакомление с  аудиторией 
 
Готовясь к выступлению лектор должен узнать, кто придет его слушать (взрослые или дети, молодые или пожилые, образованные или нет, преимущество женский лил мужской состав аудитории, ее национальность и религиозные особенности) 
 
5 поиск и подбор материала  
 
Даже если оратор хорошо знает тему предстоящего выступления, он все равно готовиться к нему: просматривает литературу и периодическую печать, чтобы связать тему с современностью, узнать свежие факты.  
 
6 ключевые слова («шпаргалки»)  
 
На листке для таких слов нужно выделить большие поля. Это могут быть также пословицы, парадоксы, афоризмы, анекдоты, которые могут пригодиться для поддержания интереса аудитории. 
 
7 маньеризмы (отбрасывание волос со лба, почесывание затылка, покачивание, движение плечами, жестикуляция и т.д.) 
 
В процессе подготовки к выступлению рекомендуется прорепетировать его, посмотреть на себя в зеркало, обратив внимание на не произвольные движения, сопровождающие речь. 
 
8 Жесты и мимика оратора 
 
Жесты и мимика оратора должны быть естественны и разнообразны, а главное они должны быть мотивированы содержанием речи.

И свою выступление я хочу закончить цитатой:

Много говорить и много сказать — не одно и то же. 
Софокл


Информация о работе Ораторское искусство