Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:05, доклад
«В спорах рождается истина» – но и с этим можно поспорить.
Каждый человек мыслит по-своему. Вот почему не всегда можно легко достичь согласия в беседах и спорах. С другой стороны – это прекрасно, когда интеллектуальное многообразие вступает в борьбу ради поиска истины.
Казакова Ю. С.
Источник: Доклад по дисциплине «Ораторское искусство», состоявшийся в мае 2010 года.
«В спорах рождается истина» – но и с этим можно поспорить.
Каждый человек мыслит по-своему. Вот почему не всегда можно легко достичь согласия в беседах и спорах. С другой стороны – это прекрасно, когда интеллектуальное многообразие вступает в борьбу ради поиска истины.
Спор – это борьба двух противоположных мнений. Иногда даже по малозначащим вопросам. Поэтому спор рассматривается как более общее родовое понятие, в которое можно включать дискуссию и полемику, то есть дискуссию и полемику можно рассматривать как особые виды спора.
Спор, дискуссия, полемика по своей сути сходны. Это виды диалогов или монологов, в которых происходят сопоставления, столкновения различных точек зрения. Это формы интеллектуального общения, задача которых: установление истины, выработка верных научных взглядов и опровержение отсталых; вскрытие и преодоление недостатков; формирование активной жизненной позиции. Каждый из этих видов интеллектуального диалога имеет свои особенности.
Вести диалог, дискуссию или полемику – выбор конкретной формы, в которой будет вестись обсуждение какого-то предмета, – зависит от многих конкретных обстоятельств. Ни одна из этих форм не лучше и не хуже другой, каждая из них хороша в свое время и на своем месте.
Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, метод решения спорных проблем и своеобразный способ познания. Она позволяет лучше понять то, что не является в полной мере ясным и не нашло еще убедительного обоснования. И если даже участники дискуссии не приходят в итоге к согласию, они определенно достигают в ходе дискуссии лучшего взаимопонимания.
Польза дискуссии еще и в том, что она уменьшает момент субъективности. Убеждениям отдельного человека или группы людей она сообщает общую поддержку и тем самым определенную обоснованность.
Дискуссия представляет собой серию утверждений, по очереди высказываемых несколькими лицами, общающимися между собой. Заявления участников дискуссии должны относиться к одному и тому же предмету, или теме. Это придает общению необходимую связность. Тема дискуссии формулируется в некотором утверждении. Оно – исток дискуссии, ее исходный пункт.
Цель дискуссии – достижение определенной степени согласия ее участников относительно определенной темы. Используемые в дискуссии средства должны признаваться всеми, кто принимает в ней участие.
У каждого из участников дискуссии имеются определенные представления относительно обсуждаемого предмета. Задача дискуссии – отыскание такого общего представления об этом предмете, которое опиралось бы на частные представления участников и признавалось ими всеми.
С этим связана одна специфическая черта дискуссий, их итог – не сумма всех имеющихся представлении, а нечто более узкое, лишь то, что является общим для разных представлений. Но зато это общее выступает уже не как чье-то частное мнение, а как нечто более объективное, поддерживаемое всеми участниками обсуждения.
Полемика, во многом подобная дискуссии, существенно отличается от последней в отношении как своей цели, так и применяемых средств.
Цель полемики – не достижение согласия, а победа над другой стороной, утверждение собственной точки зрения. Средства, употребляемые в полемике, не обязательно должны быть настолько нейтральными, чтобы с ними соглашались все участники. Каждый из них применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы, и не считается с тем, насколько они соответствуют представлениям других участников полемики о допустимых приемах спора.
Полемику можно сравнить с военной игрой, когда не предполагается, что «противник» будет соглашаться с применяемыми против него средствами. В дискуссии же допустимо опираться только на средства, признаваемые другой стороной.
Публичный спор, как коллективный способ выяснения истины, получил применение и развитие еще в античности. Один из основоположников ораторского искусства древний философ Аристотель (IV век до новой эры), который считается создателем теории спора, так классифицировал его разновидности:
диалектика – искусство спорить в целях выяснения истины;
эристика – искусство любой ценой остаться правым в споре;
софистика – стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов.
Искусство грамотного ведения спора называется эристикой, ее главная задача – научить умению убеждать других в истинности высказываемых взглядов.
Чтобы активно участвовать и побеждать в споре, надо владеть его стратегией и тактикой. Стратегия спора – это наиболее общие принципы аргументации, приведение одних высказываний для обоснования и подкрепления других. Тактика спора – поиск и отбор аргументов или доводов, наиболее убедительных для обсуждаемой темы в данной аудитории, и реакция участника дискуссии на аргументы противника.
Чтобы научиться уверенно чувствовать себя в любом виде спора, надо систематически тренироваться в товарищеских диспутах и дискуссиях. Необходимо отрабатывать логику, тактику, стратегию и приемы спора, которые универсальны и всегда могут быть применены на практике. При подготовке к спору вы получаете новые знания, а в процессе самого спора вырабатываете выдержку и способность реагировать на реплики противника.
Когда все устали или, наоборот, в споре накаляются страсти, целесообразно обратиться к шутке, анекдоту, разрядить обстановку, прочитав короткие стихи или сделав экскурс в историю и т. п.
Успех в споре в значительной степени зависит от аргументов, которые приводятся в поддержку выдвинутого тезиса.
Чтобы успешно участвовать в споре, нужно не только иметь прочные знания по дискутируемой теме, но и свободно владеть законами логики. Знание логики необходимо не только для того, чтобы делать выводы из своих и чужих утверждений, но и чтобы выявлять противоречия и просчеты в словах противника и отсутствие логики в его построениях.
В процессе спора ситуация постоянно эволюционирует, выясняются новые подробности, вскрываются неизвестные ранее факты, вводятся новые аргументы, изменяются позиции участников и их отношение друг к другу. В этих условиях надо проявлять гибкость, быстро реагируя на перемены, происходящие в процессе спора.
Нужно всегда быть готовым к тому, что в споре на вас может обрушиться резкая критика: кто-то укажет на ошибки, кто-то обвинит вас в заблуждениях. Если вы хотите сохранить свои нервы и хорошее отношение с оппонентами, нужно проявить бездну терпения и такта.
Спор – не единственное средство обеспечения понимания людьми друг друга. Он даже не главное такое средство. Неприемлем спор ради спора, с целью доказательства абстрактной правоты. Вступать в спор с единственной целью – победить, продемонстрировать свою эрудицию – дело бесперспективное, потому что, кроме минутного удовлетворения победой и неприязни, а иногда и ненависти побежденного, вы ничего не получите. Каждый в споре должен отстаивать истину и справедливость. Главная задача спора – не сама по себе победа над противной стороной, а решение некоторой конкретной проблемы, лучше всего – обоюдоприемлемое ее решение.
Спор – сложное явление. Он не сводится к столкновению двух несовместимых убеждений. Протекая всегда в определенном контексте, он затрагивает такие черты характера человека, как достоинство, самолюбие, гордость и т.д. Манера спора, его острота, уступки спорящих сторон, используемые ими средства определяются не только соображениями, связанными с разрешением конкретной проблемы, но и всем тем контекстом, в котором она встала. Можно достичь формальной победы в споре, настоять на правоте или целесообразности своего подхода и одновременно проиграть в чем-то ином, но не менее важном. Мы не сумели изменить позицию оппонента в споре, не добились его понимания, обидели его, оттолкнули от взаимодействия и взаимопомощи в решении проблемы, вызвавшей спор, – эти побочные следствия спора могут существенно ослабить эффект победы в нем или даже вообще свести его на нет.
СОДЕРЖАНИЕ:
Дискуссия: сущность, принципы и средства……………………………………2
Полемика как форма ораторского искусства:
сущность, принципы, приемы..7
Список использованной литературы…………………………………………..
Дискуссия: сущность, принципы и средства
Термин «дискуссия» происходит от латинского
- рассмотрение, исследование.
Дискуссия - это вид спора, в рамках которого
рассматривается, исследуется, обсуждается
какая-либо проблема. Как правило, участниками
дискуссии являются лица, которые обладают
необходимыми знаниями по обсуждаемым
вопросам и имеют полномочное право принимать
решение или рекомендовать принять то,
или иное решение.
Дискуссия представляет собой последовательную
серию высказываний ее участников относительно
одного и того же предмета, что обеспечивает
необходимую связность обсуждения. В большинстве
случаев тема дискуссии формулируется
до ее начала, что дает возможность ее
участникам подготовиться к ней более
основательно.
От других видов споров, прежде всего полемики,
дискуссия отличается своей целенаправленностью
и используемыми средствами.
Цель любой дискуссии - достижение максимально
возможной в данных условиях степени согласия
ее участников по обсуждаемой проблеме.
Очевидно, что дискуссия содержит в себе
известную долю компромисса, так как она
в большей мере ориентирована на поиск
и утверждение истины или оптимального
решения, чем на торжество определенной
позиции. Средства, используемые в дискуссии,
должны признаваться всеми ее участниками.
Применение иных средств не допускается.
Итог дискуссии не должен сводиться к
сумме высказанных точек зрения. Он должен
представлять собой синтез объективных
и необходимых черт, присущих дискутируемому
предмету. Другими словами, результат
дискуссии должен выражаться в более или
менее объективном суждении, поддерживаемом
всеми участниками дискуссии или их большинством.
Существует целый ряд принципов ведения
дискуссии, которые:
позволят лучше подготовиться к ведению
дискуссии;
организуют и мобилизуют вас на победу
в дискуссии;
позволяют логически правильно аргументировать
и последовательно отстаивать свою позицию;
учат учитывать достоинства и быть терпимым
к недостаткам ваших оппонентов;
ориентируют вас на использование своих
достоинств и преодоление своих недостатков.
Итак, о каких принципах следует помнить
в процессе дискуссии?
Принцип предварительной подготовки к
ведению дискуссии. В соответствии с этим
принципом предварительная подготовка
к ведению дискуссии позволяет вам не
только мобилизоваться, но и многое обдумать
и даже смоделировать наиболее вероятный
ход дискуссии, сделать некоторые «заготовки»,
собрать и осмыслить некоторую исходную
информацию.
Принцип терпимого отношения к инакомыслящим.
Суть принципа заключается в том, что противоположная
сторона, так же, как и вы, имеет право на
свое мнение. Она так же, как и вы, стремится
к истине, но процесс ее поиска должен
быть корректен с обеих сторон.
Принцип последовательного анализа альтернатив.
Суть этого принципа заключается в том,
что практически любая проблема или задача
имеют, как правило, несколько возможных
подходов, способов решения. Однако не
все подходы, способы решения проблем
являются в равной степени оптимальными.
Уже два разных способа в зависимости
от условий, целей, средств могут служить
истине в разной степени. Более того, развертывая,
аргументируя тот или иной подход, мы часто
в самом процессе поиска истины допускаем
существенные просчеты и ошибки. То же
самое свойственно и нашим оппонентам.
Вот почему выдвигается принцип последовательного
анализа альтернатив в процессе ведения
дискуссии.
Принцип корректного ведения дискуссии.
Это один из основных принципов ведения
дискуссий и переговоров, который заключается
в том, что чем корректнее будут ваши суждения
и действия, тем у вас больше шансов на
достойную победу над оппонентом.
Принцип «отстранения» в процессе ведения
дискуссии. Давно замечено, что дискуссию
выигрывает не только тот, кто эрудированней
и аргументированней говорит, но прежде
всего тот, кто, как бы стороны наблюдая
за ходом дискуссии, видит все происходящее
в целом и способен по ходу корректировать
свои недостатки и промахи, подняться
над личными интересами и преодолеть психологические
барьеры. Отстранение означает неожиданно
новое направление суждений и действий,
которое используется тем или иным участником
дискуссии, как человеком оригинальным
и творческим.
Принцип преодоления психологических
барьеров в процессе ведения дискуссии.
Суть этого принципа заключается в том,
что существует целый ряд ложных внутренних
установок, состояний, без преодоления
которых эффективность вашей аргументации
снижается. Это может быть, например, установка
на то, что противоположная сторона лучше
подготовлена, чем вы, и поэтому сильнее
вас. Или, например, страх выглядеть хуже,
чем ваш оппонент, уже сам по себе сдерживает
и скрывает ваши суждения и действия.
Принцип поэтапного продвижения к истине.
Суть этого метода заключается в том, что
эффективность ведения дискуссии и продвижения
к истине прямо зависит от того, насколько
четко вычленяются и обозначаются фазы,
этапы ведения спора, альтернативные подходы
к решению проблемы и каждая из альтернатив
отчетливо выдвигает свои аргументы «за»
и «против» того или иного подхода к решению
проблемы.
Принцип поэтапного продвижения к истине
в процессе ведения дискуссии предполагает
следующие стадии:
Вводное информирование. Ведущий, организующий
дискуссию, инициатор встречи заинтересованных
сторон информирует участников о проблеме,
целях и самой ситуации, породившей дискуссию.
Аргументация сторон. Каждая из сторон,
имеющая свою позицию, свою точку зрения
на решения проблемы, высказывает и аргументировано
отстаивает свою точку зрения.
Оппонирование, критические суждения.
Каждая из дискутирующих сторон выступает
по отношению друг к другу в качестве оппонента,
высказывает критические суждения, сомнения,
отстаивая свою позицию.
Активное противоборство сторон. Продолжение
дискуссии, поиск дополнительных аргументов
и сторонников, подключение всех желающих
принять участие в споре. Контраргументация
и сопоставление альтернатив.
Поиск компромиссных вариантов решения
проблемы. На этом этапе каждая из противоборствующих
сторон должна пойти на приемлемые уступки.
Частичный отход от своей позиции, ее активный
пересмотр. Анализируются и сопоставляются
все возможные варианты решения проблемы.
Поиск приемлемого решения. Идет активный
поиск и обобщение всего конструктивного,
позитивного, что было высказано в процессе
дискуссии/спора, отслеживаются точки
соприкосновения, сближаются позиции,
вырабатываются взаимоприемлемые решения.
Завершение спора, обобщение результатов.
На этом этапе подводятся итоги спора,
резюмируются результаты, констатируется,
что достигнуто и какой ценой.
Принцип уважения личности оппонента.
Суть этого принципа заключается в том,
что настоящая свобода мнений, суждений
предполагает высокую культуру ведения
дискуссий и споров. А для этого, как минимум,
необходимо уважительное отношение к
инакомыслию, то есть оппоненту. Мыслям,
суждениям должны противопоставляться
более убедительные, более доказательные
суждения и мысли и ни в коем случае не
оскорбительные выпады.
Принцип аргументированной конструктивной
критики. Суть этого принципа заключается
в том, что критикуя противоположную вашей
точку зрения, нельзя ограничиваться только
этим, необходимо высказать свои конструктивные
предложения, новые подходы или способы
решения проблемы. Другими словами, критика
должна включать в себя не голое отрицание,
но и конструктивные предложения, альтернативы.
Таким образом, в дискуссии выкристаллизовывается
более четкая и ясная формулировка решения
проблемы, снимается, устраняется до известного
предела момент субъективности: убеждения
одного человека или труппы людей получают
должную поддержку других и тем самым
объективируются, обретая определенную
обоснованность.
Полемика как форма ораторского искусства:
сущность, принципы, приемы
Теория и методика красноречия рассматривает
методы ораторской деятельности, которые
представляют собой основной способ связи
между оратором и аудиторией, благодаря
которой передается и усваивается информация,
осуществляется влияние на слушателей.
Среди методов и приемов общения с аудиторией
важное место занимает полемика - одна
из эффективных форм влияния на слушателей,
важнейшее средство их убеждения. Относительно
этого, рассмотрим вопрос о том, как и при
каких обстоятельствах, она возникает,
как организовывается, как активизирует
слушателей.
Умение организовывать полемику, направлять
ее, требует от оратора большого мастерства,
глубоких знаний.
Острая полемическая беседа – самая сложная
форма сближения с аудиторией.
Термин «полемика» происходит от древнегреческого
слова «полемікос» - воинствующий, вражеский.
Более четкое определение данного понятия
можно найти, например, в энциклопедическом
словаре, где отмечается, что полемика
- острая дискуссия относительно любого
спорного вопроса. Это не обычный спор,
а такое публичное обсуждение, при котором
есть конфронтация, противостояние, противоборство
сторон, идей и взглядов.
Исходя из этого, полемику можно определить
как борьбу принципиально противоположных
мыслей относительно того или другого
вопроса, т.е. публичный спор с целью защитить,
отстоять свою точку зрения и опровергнуть
мысль оппонента.
С данного определения вытекает, что полемика
отличается от дискуссии, диспута именно
своей целеустремленностью. Участники
дискуссии, диспута, сопоставляя противоречивые
суждения, стараются дойти единой мысли,
найти общее решение, установить истину.
Цель полемики другая - нужно одержать
победу над оппонентом, отстоять и утвердить
собственную позицию.
Полемика - это наука и искусство убеждать.
Она учит утверждать мысли убедительными
и бесспорными научными идеями. Итак, цель
полемики - достижение истины или ее проверка.
Как следует вести полемику, чтобы она
была полезной и продуктивной? Прежде
всего, необходимо овладеть некоторыми
принципами полемики. Один из принципов
ведения полемики есть честность и принципиальность
ведения полемики. Прежде чем опровергнуть
взгляды оппонента, нужно точно и четко
сформулировать позицию, согласно которой
полемизируют. Определенность предмета
спора и исходных позиций - одна из основных
требований к полемике.
Ни в коем случае нельзя перекручивать
позицию оппонента. Этим оратор подрывает
доверие к собственной позиции у слушателей.
Нужно проявить действительные и истинные
положения оппонента и уметь подвергать
критике их.
Важное значение приобретает и принцип
использования эмоций в полемике. Определенная
вещь, без человеческих эмоций никогда
не была и не может быть поиском истины.
Нельзя вести полемику без эмоционального,
субъективного отношения к вопросам, которые
отстаиваются. Тем не менее, не следует
находиться в плену эмоций, т.е. давать
преимущество чувствам над умом.
Характерный принцип полемики - выявление
несоответствий и разногласий во взглядах
оппонента, односторонности его позиций.
Понятно, что оратор нуждается в овладении
диалектической и формальной логикой,
наличием высокой культуры мышления. Если
оратор глубоко и до конца убежден в истинности
своей позиции (а иначе нет смысла ее отстаивать),
принадлежит раскрыть ошибочность позиций
оппонента: продемонстрировать слушателям,
почему она по ошибке воображается им
правильной, привлекательной; осветить,
вследствие каких лавирований оппонент
смог сделать свою позицию извне убедительной
и логической.
Известно, что истина нуждается в не декларировании,
а доказательства. Не делая экскурса в
логику, можно высказать ряд соображений
о применении разных способов аргументации.
В дискуссии с малоподготовленной аудиторией,
наверное, уместно применить метод индукции,
т.е. сначала выдвинуть тезис, а потом на
убедительных примерах довести ее истинность.
Для подготовленной аудитории целесообразнее
использовать метод дедукции.
Существует и третий способ доказательства
- аналогия, которая отличается особой
наглядностью. Она разрешает доступно
объяснить, досказать весьма сложные положения,
активизирует внимание слушателей и повышает
убедительность языка.
Важным принципом ведения полемики есть
также умелое использование юмора, иронии,
сарказма, сатиры. Высмеивание оппонента
- приемлемое мероприятие в ходе полемической
беседы. Однако его применение нуждается
в соблюдении определенных требований.
Во-первых, никаким юмором, никакой иронией,
ни каким сарказмом нельзя подменять логическую
критику и раскрытие позиций оппонента.
В полемике сарказм, юмор, шутка над спорщиком
должны употребляться в объединении, в
совокупности со всеми другими мероприятиями
раскрытия и критики позиции оппонента.
Во-вторых, как в ходе полемики в целом,
так и в использовании юмора необходима
тактичность. К юмору следует прибегать
тактично, не затрагивая достоинства личности.
Перечисленные принципы являются обязательными
во время ведения любой полемики, но это
совсем не означает, что ими исчерпываются
все советы и утверждения. Каждый раз полемика
требует, обычная вещь, своих особых средств,
своей методики ведения.
В процессе полемики используются разные
приемы. Очень хорошо, если сторона, которая
стоит на правильных позициях, сможет
предусмотреть возможные возражения стороны
противоположной и даже открыто высказать
это предусмотрение: «нам скажут...», «здесь
нам могут, наверное, возразить...».
Разрешенным в полемике есть приемы доведения
аргументов оппонента к абсурду. Как будто
становясь на его место, будто договаривая
за него, можно показать, к какой безысходности
за логикой приведут его безосновательные
суждения. Между прочим, к этому приему
и сводилась Сократовская ирония.
Можно использовать прием «оттянуть возражение».
Он означает, что возражение можно, хотя
и нежелательно, немного оттянуть, если
по каким-то причинам (растерянность, беспамятность)
в данный момент нет сил, сразу возразить
и необходимое некоторое время, чтобы
собраться с мыслями. Понятно, желательно
бить сразу по главным и сильным аргументам
противника. Но если против них не обнаружилось
мгновенных весомых возражений, нужно
сначала опровергать второстепенные доводы,
а потом, собрав силы, направить удар на
главные.
В полемике можно использовать прием «заглатывание
крючка», суть которого заключается в
наведении доводов в пользу противника
(с которыми тот согласен), а потом - неожиданная
демонстрация их невозможности.
В отдельных случаях целесообразно применять
полемические приемы «сопоставление субъективных
стремлений оппонента с объективным значением
его позиции». Данный прием разъясняет
тому, кто ошибается, истинный, в некоторой
мере скрытый от него смысл его позиции
(на чью мельницу он льет воду).
Все эти приемы считаются допустимыми,
они могут использоваться в публичном
споре. Их применение не мешает выяснению
истины, не компрометирует оппонента.
Список использованной литературы
Бочаров В.А., Маркин В.И. Введение в логику.
– М.: Форум, 2008.
Жеребкін В.Є. Логіка: Підручник. - К.: Знання,
КОО, 2008.
Родос В. Б. Теория и практика полемики.
— Т.: ТГУ, 2008.