Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:14, контрольная работа
Риторика - филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, красноречие.
Первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации.
Красноречие понимают неоднозначно: это и дар слова - речи актуальной, эмоциональной, логичной, ясной, доходчивой, свободно льющейся, безусловно, правильной, в которой используются все богатства и тонкости языка и опыт, накопленный веками в поэтике, стилистике, ораторстве, и «языковой вкус эпохи».
Введение
1.Понятие ораторское искусство и риторики
2.Виды риторики, законы и категории
3.Законы современной общей риторики
Заключение
Законы
современной общей риторики способствуют
эффективности речи и успеху речевого
общения в различных ситуациях: и в процессе
непосредственного взаимодействия с тем,
кому речь адресована; и в ситуации публичного
выступления. Поэтому большее внимание
будет уделено тому, как эти законы работают
при непосредственном взаимодействии
с тем (или с теми), кому эта речь адресована.
а вот отношения "говорящий - аудитория".
Итак, риторика говорит: "Речь должна быть сшита по мерке слушателя, как платье по мерке заказчика". Это значит, что говорящий должен учитывать фактор адресата - особенности личности, психологии и восприятия слушателя. Все четыре закона, о которых пойдет речь, связаны именно с фактором адресата и показывают, каким образом обеспечивается гармония между основными участниками речевой ситуации - говорящим и адресатом.
Первый закон риторики - закон гармонизирующего диалога гласит: эффективное речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации. Раскроем сущность этого закона.
Термин "диалог" в современной риторике имеет иной, более общий и широкий смысл. Риторика принципиально отрицает возможность "речи, обращенной к самому себе". Такая речь риторику (как науку об эффективной, воздействующей, гармонизирующей речи) просто не интересует. В риторике не только говорящий, но и слушатель понимается как лицо активное, деятельное. Такими видел отношения между говорящим и адресатом еще Аристотель. Это видение особенно близко русскому речевому идеалу. Жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.д. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он включает всего себя в слово, и это слово входит в диалогическую ткань Человеческой жизни. Итак, закон гармонизирующего диалога говорит о том, что ваш собеседник или аудитория - не пассивный объект, которому вы должны передать информацию, на который вы как говорящий призваны воздействовать. Ваша задача - "пробудить собственное внутреннее слово" слушателя, установить гармонические и двусторонние отношения с адресатом.
Для того чтобы диалогизировать речевое общение, т.е. чтобы получить активный отклик на речь говорящего, надо знать принципы речевого поведения.
Первый принцип - внимание к адресату. Готовясь к публичной речи, профессиональной или личной беседе, прежде всего, необходимо представить себе слушателя, собеседника. Каковы особенности его личности (характер, вкусы, интересы). Есть ли темы, которые не стоит затрагивать. Риторика рекомендует, обдумывая речь, заранее составить "социальный портрет слушателя (аудитории)". Он создается в результате ответов на следующие вопросы:
1) социальное положение слушателя или социальный состав аудитории; социальная роль собеседника по отношению к вам (руководитель; преподаватель; товарищ; родитель и т.д.)
2) размер аудитории (количество человек);
3) возраст;
4) круг особых интересов адресата и набор "запретных тем", личные особенности собеседника (характер, образование, воспитание. .);
5) почему и зачем люди собрались; что будут делать в результате собрания, конференции;
6) как ваше сообщение связано с личными насущными интересами и потребностями адресата;
8) как они будут использовать полученные от вас сведения? Когда? Каким образом?
Еще раз хочется подчеркнуть, что работа по составлению портрета адресата очень полезна в любой ситуации: и при подготовке к беседе личного или делового характера, и при подготовке к публичному выступлению. Анализ аудитории поможет продумать ход беседы, поможет диалогизировать даже монологическую речь в условиях публичного выступления - использование риторических вопросов, обращение к слушателям.
Второй принцип диалогизации речи - это принцип близости содержания речи интересам и жизни адресата. Предварительно оценив и представив себе аудиторию, необходимо продумать те факты, примеры, образы, которые взяты из области, жизненно важной или хорошо знакомой, интересной, доступной вашему слушателю. Природа человека такова, что он острее переживает то, что касается его лично, то, что ему близко.
Представьте себе, что случилось чрезвычайное происшествие: где-то за рубежом; в вашем городе; в вашем доме. Эксперименты показывают, что понимание текста напрямую зависит от того, насколько его содержание близко интересам адресата: чем больше эта близость, тем меньше вариантов понимания обнаруживается. Поэтому риторика рекомендует на протяжении всей беседы или выступления показывать, почему сообщаемое лично важно для адресата, каким образом обсуждаемый вопрос непосредственно касается его жизненных интересов.
Третий принцип - конкретность.Конкретность помогает зримо воспринять звучащее слово, а это очень важно для понимания и запоминания. Обязательно должны быть примеры - конкретные проявления и подтверждения ваших мыслей. Обратите внимание на образность речи. Отбирайте слова: лучше употребить не родовое понятие, а видовое (не головной убор, а шляпа; не транспорт, а троллейбус).Продумывая структуру речи, формулируйте тему или отдельные вопросы как можно конкретнее.
Второй закон - закон продвижения и ориентации адресата, который требует, чтобы слушатель с помощью говорящего был ориентирован "в пространстве" речи и чтобы он чувствовал, что вместе с говорящим продвигается к цели.
Прежде всего нужно продумать общую структуру речи. Структура речи должна быть ясной не только для оратора, но и для адресата, А для этого говорящий должен "все время помнить о своей цели и основной мысли и делать их очевидными для аудитории. Хорошо, когда переходы от одной смысловой части к другой тоже создают впечатление, что оратор движется вперед, не отвлекаясь, не "застревая "и не возвращаясь к тому, что уже пройдено".
Легче воспринимать высказывание, если соблюдаются принципы построения всей фразы. Фраза должна иметь четкую структуру. В риторике существует такое понятие как период, о котором Аристотель писал так: "Я называю периодом фразу, которая сама по себе имеет начало и конец и размеры которой легко обозреть. Такой стиль приятен и понятен; он приятен, потому что представляет собой противоположность речи незаконченной, и слушателю всегда кажется, что он что-то схватывает и что-то для него закончилось; а ничего не предчувствовать и ни к чему не приходить - неприятно. Понятна периодическая речь потому, что легко запоминается, а это происходит от того, что периодическая речь имеет число, число же всего легче запоминается. Поэтому все запоминают стихи лучше, чем прозу..." Ощущение движения создается и самим процессом исполнения, произнесения речи. Необходимы осмысленные паузы, правильно выбранный темп речи. Повторы должны не мешать движению мысли, а подчеркивать особенно важные формулировки, выводы.
Третий закон риторики, закон эмоциональности, требует, "чтобы говорящий не только мыслил, не только рассудком творил свою речь, но и чувствовал, переживал эмоционально то, о чем он сообщает или беседует"
Еще древние риторики говорили о то, что только личностно пережитое, прочувствованное можно убедительно сообщить, не оставив слушателя равнодушным. Существует множество выразительных средств, разработанных риторикой, которые делают речь выразительной. Самое сильное из них - это метафора Эмоциональной и экспрессивной речь становится также благодаря выразительным движениям говорящего, его голосу.
Четвертый закон современной риторики - закон удовольствия. Речь тогда и потому действенна, когда доставляет удовольствие слушателю (собеседнику). Прежде всего созданием игровой установки, "загадок", которые вместе с говорящим разгадывает слушатель. Умение пользоваться парадоксом, каламбуром, игрой слов - вот что поможет говорящему доставить удовольствие слушателю. При этом нужно помнить; речь не должна превращаться в пустую болтовню. И еще, Доставить удовольствие слушателю - это не значит избежать сложных вопросов, порой даже неприятных. В любой ситуации нужно помнить о культуре общения.
При публичном выступлении не нужно забывать о том, что адресат воспринимает речь на слух, что он должен постоянно концентрировать внимание, чтобы понять все, что говорит оратор. Неясная, путаная, однообразная речь утомляет слушающего. Потому необходимо научиться менять темп и ритм речи, высоту голоса.
В политической, предпринимательской, коммерческой и иных сферах деятельности важную роль играют деловые беседы и переговоры. Изучением этики и психологии переговорных процессов занимаются не только отдельные исследователи, но и специальные центры. Методика ведения переговоров включена в программы подготовки специалистов различных профилей.
Деловые беседы и переговоры осуществляются в вербальной форме, что требует от участников общения не только грамотности, но и следования этике речевого общения. Важную роль играет, какими жестами, мимикой
Переговоры - имеют более официальный, конкретный характер и, как правило, предусматривают подписание документов, определяющих взаимные обязательства сторон (договоров, контрактов и т.д.). Переговоры обычно включают основные элементы деловой беседы, Они состоят из трех этапов:
- обмен информацией; взаимное уточнение интересов, концепций и позиций сторон;
- обсуждение; обоснование взглядов и предложений, выдвижение аргументов и контраргументов;
- согласование позиций, формулирование договоренности.
Первый этап - взаимное уточнение позиций участников переговорного процесса - очень важен, поскольку для выработки договоренностей прежде всего необходимо выяснить точки зрения друг друга и обсудить их. Поспешность здесь крайне не желательно, так как отношение к самому процессу переговоров у деловых людей разное. Кроме того, даже хорошо подготовленные переговоры оставляют ряд неясностей. Особенно интенсивен данный процесс вначале, когда идет выработка общего языка с партнером. Вы должны убедиться, что под одним и теми же терминами стороны подразумевают одинаковые понятия, собеседники могут в одни и те же слова вкладывать разный смысл.
Ряд рекомендаций по ведению диалога:
- целесообразней сказать мало, чем много;
- наиважнейший мысли должны быть четко сформулированы;
- короткие предложения лучше осмысливаются, чем длинные (фразы, состоящие более чем из 20 слов, собеседник практически не воспринимает);
- речь должна быть фонетически доступна, для чего желательно включать произвольные фразы активные глаголы;
- необходимо помнить, что смысловую нагрузку несут не только слова, но и темп, громкость, тон и модуляция речи.
Второй этап - обсуждение позиций и точки зрения участников - направлен, как правило, на то, чтобы максимально реализовать собственную позицию. Он особенно важен, если стороны ориентируется на решении проблем путем торга.
При обсуждении позиции особое значение приобретает аргументация. Она может использоваться для жесткого осваивания своих позиций. Ряд рекомендаций:
- употреблять фразы, способствующие возникновению симпатии;
- будьте терпеливы;
- используя свою настойчивость в разумных пределах;
- избегайте доводов в ущерб другой стороне;
- постарайтесь не раздражать их;
- выслушайте противоположную точку зрения, не обязательно соглашайтесь с ней, просто признайте ее;
- отклоняйте нереалистичные ожидания;
- не отвечайте на враждебные и критические замечания партнеров;
- говорите спокойно, уверенно, используйте юмор;
- попросите доказать, что выдвинутое решение справедливо.
Третий этап - согласование позиций - в зависимости от обсуждаемых проблем под согласованием позиций может пониматься и компромиссная концепция (как вариант решения проблемы), и просто круг вопросов из числа поднимавшихся в ходе переговоров, которые могут войти в предлагаемый итоговый документ.
Здесь можно выявить две фразы согласований позиций: сначала общая формула, затем детализация. Под детализацией следует понимать редактирование текста и выработка окончательного варианта итогового документа. При этом важно не растерять те крупицы соотнесения интересов, которые были найдены ранее. А это значит, что нужно быть вдвойне сдержанным, исключив любые негативные эмоциональные проявления.
Список использованной литературы
1. Ивин А.А. Логика - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005
2. Хазагеров Т.Г. Общая риторика - РнД.: Феникс, 2008
3. Зарецкая Е.Н. Риторика - М.: Дело, 2006.
4. Губин В.Д. Основы этики - М.: Норма 2006
5. Петрова Ю.А. Культура и стиль делового общения. Учебно-практ. пособие / Ю.А.
6. Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли людей по их жестам. - Новгород, 2002
7.Корнилова Е. Н. Риторика — искусство убеждать. М.: УРАО, 2008. — 208 с. — ISBN 5-204-00146-8
8.Таушев). Руководство по гомилетике. — М.: ПСТГи, 2001. — 143 с. — ISBN 5-7429-0110-0
9.Сопер П. Л. Основы искусства речи. — М.: Феникс, 2006. — 448 с. ISBN 5-222-07060-3