Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 12:46, контрольная работа
Термин риторика имеет греческое происхождение, его синонимами выступают античный термин ораторское искусство (латинское oratoria) и русское слово красноречие. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.
Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Введение ............................................................................................................... 3
1. Краткая история ораторского искусства.........................................................3
2 Принципы и законы риторики.. ............................................ ...........................4
3 Этапы подготовки к публичному выступлению..............................................6
4. Требования, предъявляемые к оратору……....................................................8
5.Заключение ..........................................................................................................9
6. Практическое задание. Текст выступления на тему: «Нужно ли человеку бессмертие?»……………………………………………………………………..10
7.Список литературы ............................................................................................11
Содержание
Введение .....................
1. Краткая история ораторского
искусства.....................
2 Принципы и законы риторики.. ..............................
3 Этапы подготовки к публичному
выступлению...................
4. Требования, предъявляемые
к оратору…….....................
5.Заключение .................
6. Практическое задание. Текст
выступления на тему: «Нужно ли человеку
бессмертие?»………………………………………………
7.Список литературы ...................
Введение
Термин риторика имеет греческое происхождение, его синонимами выступают античный термин ораторское искусство (латинское oratoria) и русское слово красноречие. Под ораторским искусством прежде всего понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом.
Ораторское искусство – это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета». Блез Паскаль писал: «красноречие – это живописное изображение мысли, если, выразив мысль, оратор добавляет к ней еще и какие-то черточки, он создает не портрет, а картину». Эта традиция была продолжена и в русской риторической науке. Так, Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» пишет: «красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению». М.Сперанский в «Правилах высшего красноречия» отмечает, что «красноречие есть дар потрясать души, переливая в них свои страсти, и сообщать им образ своих понятий».
Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства. Как предмет систематического преподавания, ораторское искусство сложилось прежде других филологических дисциплин. Грамматика, поэтика, лексикография, текстология, история литературы, стилистика возникли позже риторики и в течении долгого времени развивались как предметы вспомогательные или подготовительные для изучения риторики.
Ораторское искусство – вид словесного творчества, подобно поэзии или драматургии; высокая эмоциональность, передающаяся от оратора к аудитории, способность воздействовать как на одного, так и на множество слушателей; красота речи, выступления, которая воздействует подобно произведению искусства.
Ораторское искусство
представляет собой сложное интеллектуально-
Речевое общение со слушателями строится по законам психологии, всех чувственных начал: зрения, слуха, обоняния, осязания...
Современная риторика исходит из того,
что пассивной стороны в
Универсальным принципом успешной коммуникации становится принцип Кооперации, сформулированный Г. П. Грайсом. Любое общение, в том числе и деловое, – это не путь одного человека к другому, а движение навстречу друг другу. Этот принцип регулирует количество и качество информации, выдаваемой каждым из коммуникантов на том или ином шаге речевого общения. Например, правило, регулирующее количество, требует, чтобы говорящий не скрывал нужной информации, которая принципиально важна для принятия решения по обсуждаемой проблеме, и не сообщал той, которая не требуется.
Принцип кооперации и коммуникативного сотрудничества требует правильного выполнения коммуникативных ролей: говорящий – слушающий. Все мы сталкивались с такой ситуацией в диалоге, когда хотели, но не могли высказаться. Чрезмерная речевая активность одного партнера иногда не дает другому даже обозначить свою позицию.
К правилам организации и оптимизации диалога, представляющего информационный обмен, относится также принцип Интереса.
Этот принцип означает, что диалогическое
общение развивается более
Следующий принцип, выработанный современной риторикой и особенно актуальный для делового общения, – принцип Поллианы. Этот принцип требует, чтобы содержание речевого общения удовлетворяло критериям оптимистического настроения участников.
В последнее время довольно часто встречается нарушение гармонии между тональностью и смыслом высказывания. О тяжелом экономическом положении страны ведущие финансисты и эксперты могут говорить с улыбкой, пересыпая речь шутками. А деловые переговоры нередко ведутся с «проигрышных» позиций, позиций неверия в собственные силы.
Согласно принципу Поллианы даже не пришедшие к согласию или компромиссному решению стороны в заключение переговоров должны выразить надежду на разрешение конфликтной ситуации или решение вопроса. А начинать переговоры нужно с верой в собственные силы, здравый смысл и добрую волю партнера.
В деловой диалогической речи очень
часто динамика развития диалога
снижается из-за повторов, возвращений
к уже сказанному
и немотивированных отклонений от темы.
Когда верх берут негативные эмоции, начинаются
выяснения отношений, стороны уходят от
решения проблемы и нарушается принцип Последовательности в развитии темы.
При нарушении принципа последовательности речи бывает трудно сосредоточиться и восстановить последовательность мыслей. Поэтому говорящим приходится вновь возвращаться к одному и тому же вопросу. Помимо нерациональной траты времени такие беседы часто заканчиваются коммуникативной неудачей.
Принцип Удовольствия – это универсальный принцип общения. Мы стараемся больше общаться с теми, кто нам интересен, с кем приятно разговаривать. Для того чтобы расположить к себе собеседника, используют широкий набор средств, с помощью которых создается Аттракция. К ним относятся:
Прием, условно называемый «зеркалом отношений»: добрая улыбка, приятное выражение лица. В ходе диалога учитываются не только вербальные средства общения (слова), но и невербальные (мимика, взгляд, поза, дистанция и т. д.), которые дают косвенные данные о настроении, чувствах партнера, его расположении к собеседнику.
К Законам речевого поведения, или к законам современной риторики, относятся следующие:
1. Концептуальный закон.
2. Закон моделирования аудитории.
3. Стратегический закон. Исходя
из характеристик аудитории (
4. Тактический закон.
5. Закон словесно-речевого
6. Закон эффективного общения.
Предусматривает умение
7. Системно-аналитический закон.
Предполагает умение
Концептуальный закон –
Таким образом, законы риторики отражают
системность речевой
Одним из важнейших понятий риторики, является «публичное выступление»
Публичное выступление – это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.
В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5 этапов:
1 Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления (inventio – «изобретение»);
2 Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности (dispositio - «расположение»);
3 «Словесное выражение», литературная обработка речи (eocutio);
4 Заучивание, запоминание текста (memoria - «память»);
5 Произнесение (pronuntiatio).
В ораторской деятельности
выделяют 3 основных этапа: докоммникативный (
Подготовка к любому ораторскому монологу начинается с определения его темы и цели. Тему определяет либо сам автор, либо те, кто приглашает его произнести речь. Название выступления должно быть ясным, четким, по возможности кратким. Оно должно отражать содержание речи и привлекать внимание слушателей.
Приступая к разработке текста,
необходимо определить цель выступления.
Говорящий должен ясно представлять,
какой реакции он добивается. Основные
цели публичного монолога – сообщение
и воздействие. Оратор может поставить
задачу информировать слушателей, дать
определенные сведения. Или он рассчитывает
взволновать аудиторию, сформировать
у людей убеждения, представления,
которые станут мотивами их поведения,
то есть призывает к каким –
либо действиям. Часто эти цели перекрещиваются,
совмещаются в одном
Важно оценить состав будущей аудитории. Хайнц Леммерман – автор «Учебника риторики» – призывает заранее настроиться на своих слушателей, поставить себя на их место, «увидеть вещи их глазами».
Всегда легче говорить,
обращаясь к однородному
Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно – белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.
Надо выяснить также после, каких других выступлений планируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая.
Следующая ступень составление текста – начинается с подбора материала. Чтобы выступление получилось содержательным, лучше использовать не один источник, а несколько. Систематизируя материал, оратор создает план, продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.