- ПОНЯТИЯ ОРФОГРАФИИ И МЕТОДИКА ОРФОГРАФИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
- Два раздела теория русского письма: орфография и графика
- Графика – это раздел науки о письме, который определяет:
- инвентарь графических средств языка (алфавитных и неалфавитных знаков),
- систему соответствия между графическим средством (обозначающим) и единицей звучания (обозначаемым: звуком или фонемой).
- Орфография - это раздел науки о письме, который определяет правильность написания слов и морфем, то есть связь «письменно-зрительных представлений с представлениями морфологическими и семасиологическими».
- Графика и орфография являются прикладными разделами лингвистики, потому что специализируются на практическом использовании лингвистической теории, а также на решении практических задач, связанных с изучением языка.
- Основной задачей графики как фактора письма является восполнение одного из пробелов современного русского алфавита - отсутствия специальных букв для парных мягких согласных. Но графика к этому не сводится: она устанавливает, кроме того, общие условия употребления всех букв алфавита при обозначении звуков функционально сильных позиций.
- Слоговой принцип русской графики состоит в том, что единицей письма и чтения является слог, точнее, как увидим далее, сочетание звуков и, соответственно, букв. С учетом этого и сам принцип следовало бы называть не слоговым, абуквосочетательным, но по традиции можно пользоваться и старым термином, помня, однако, его условность.
Сущность слогового
принципа графики (единицей чтения и
письма является слог - сочетан ие звуков-букв) можно разъяснить на следующих
примерах: в словах мал и мял буква м читается
по-разному - в первом слове твердо, во
втором мягко, и это зависит от непосредственно
следующих за ней букв - а в первом слове,
я во втором. Получается, что согласные
буквы в составе слов следует читать лишь
с учетом непосредственно следующих за
ними букв, в данном случае - с учетом следующих
гласных. Следовательно, единицей чтения
(рассматривалось пока только чтение)
является не отдельная буква, а сочетание
букв, условно - слог. То же самое, но как
бы в перевернутом виде, проявляется и
при письме: зная, например, что в слове
пять согласные звуки мягкие, мы, употребляя
соответствующие согласные буквы, используем
после них буквы я и ь, которые и указывают
на мягкость этих согласных, а буква я
при этом обозначаег и соответствующий
гласный звук.
- Исторически орфография и пунктуация русской речи складывалась следующим образом: "Российская грамматика", изданная Академией Российской в 1802 г., уточнила и детализировала Ломоносовские орфографические правила и подвела тем самым итог всей работе XVIII в. по упорядочению орфографии. Но и в дальнейшем колебания возрастают, к старым прибавляются новые. Труд акад. Я.К. Грота "Спорные вопросы русского правописания от Петра Великого доныне", вышедший в 1873 г., очень полно выявил причины и случаи разнобоя в правописании. Его руководство "Русское правописание" значительно содействовало упорядочению орфографии и в течение полувека обслуживало орфографическую практику. Но руководство Я.К. Грота, по условиям того времени, не могло решить многих насущных вопросов орфографической практики. Только реформа 1917-1918 гг., произведенная Советским правительством, ликвидировала все пережиточные, устаревшие правила, и русская орфография стала значительно стройнее и лучше. Дальнейшая история русского письма в XX в. – это история попыток дальнейшего его усовершенствования. В 1956 был принят окончательный вариант – Правила русской орфографии и пунктуации, действующие до настоящего времени.
- Основной, ведущий принцип русской орфографии - морфологический - предполагает единообразие в буквенном составе значимых частей слов (морфем), независимо от чередования в них звуков. При этом буквенный состав морфем определяется отдельно для каждого звука применительно к его сильной позиции. Две стороны определения морфологического принципа находятся в тесной связи и взаимной зависимости.
- Поскольку единицей обозначения на письме является не отдельный звук, а ряд позиционно чередующихся звуков - фонема, которая обозначается по своей сильной позиции. В связи с этим ответ на вопрос, является ли письменный знак орфограммой или нет, зависит от характера соотношения звука и буквы. Если это соотношение однозначно, что бывает тогда, когда обозначаемый звук находится в сильной позиции, буква, его обозначающая, орфограммой не является. В том случае, когда между звуком и буквой однозначного соотношения нет, т.е. данное значение может быть передано на письме по-разному (что бывает при обозначении звука, который находится в слабой позиции), письменный знак становится орфограммой.
- Основное правило фонетического принципа: «Как слышим, так и пишем».
- Орфограмма- это написание (буква, дефис, пробел, и другие письменные знаки), которое не устанавливается на слух.
- Орфографический анализ слова - это объяснение всех его букв в соответствии с официальными правилами письма. Этапы:
1. Орфографический разбор
следует начинать с обнаружения
и анализа фонологических условий
появления буквенных орфограмм,
а именно: с определения слабых
позиций фонем, которые выявляются на фоне сильных: сильная
позиция для гласных - под ударением - всегда
обозначается апострофом ( ' ); слабые позиции
для гласных (безударное положение) и парных
согласных (по звонкости-глухости перед
всеми согласными, кроме сонорных и <й>,
<в>; <в'>; по мягкости-твердости перед
мягкими согласными <д'>, <т'>, <ч'>,
<ш'>) отмечаются знаком "минус"
(- ) под буквами, которые обозначают фонемы
в слабых позициях.
2. Подчеркнутые буквы,
которые обозначают в слове
фонемы в слабой позиции, являются орфограммами. Общепринято подчеркивание
орфограмм одной черточкой, а опознавательных
признаков орфограмм - двумя.
На разных этапах
работы над орфограммами можно
использовать и другие обозначения.
Так, в начальных классах следует
практиковать подчеркивание или обозначение орфограмм цветными
карандашами (для каждой орфограммы отдельный
цвет). Непосредственная проверка в классе
выделенных разным цветом орфограмм, подсчет
их количества, применение правил, исправление
ошибок - все это повышает интерес к орфографической
работе. Графическое выделение орфограмм,
таким образом, - это не только обязательный
этап орфографического анализа слова,
но и конкретный прием в системе орфографической
работы, с помощью которого можно успешно
развивать орфографическую зоркость.
См. об этом также [5; 6].
3. Выяснить, в какой
части слова находится орфограмма,
и графически обозначить эту
морфему.
4. Подобрать другие
однокоренные или одноструктурные
слова, или слова с одинаковой
грамматической формой, или грамматические
формы анализируемого слова, имеющие в своем
составе ту же морфему. Выделить среди
них проверочное, в котором нужный звук
находится в сильной позиции.
5. Дать название орфограммы,
включая все ее признаки (условия
появления, место в слове, возможность/невозможность проверки), и соотнести данную орфограмму
с соответствующим орфографическим правилом,
приведя его формулировку.
- Для орфографического анализа слова необходимо:
1) привести графическую
запись слова;
2) подчеркнуть и пронумеровать
все орфограммы;
3) привести фонетическую транскрипцию слова;
4) привести фонематическую
транскрипцию слова;
5) определить принцип
орфографии у каждой орфограммы,
приведя доказательства.
- Чтобы избежать ошибок в определении основы слова, надо просклонять анализируемое слово и определить, сохраняется звук [j] в других формах или нет. Если [j] не сохраняется, значит, он входит в изменяемую часть слова — окончание. Если [j] сохраняется, он принадлежит основе: статей — статjя, статьjю, статьjи, значит основа — статей; линий — линиjя, линиjю, значит, основа линий ; лисий — лисьjя, лисъjего, значит, основа лисий ; приезжий — приезжего, приезжая, значит, основа приезж-ий и т. п.
- Для опредедления корня слова, неободимо подобрать однокоренные слова.
- Морфемный анализ имеет своими целями:
- сегментацию высказывания на кратчайшие речевые сегменты, могущие обладать значением, т.е. выделение морфов;
- установление морфемной идентичности выделенных морфов, т.е. выявление их статуса как представителей тех или иных морфем, которые характеризуются как абстрактные, инвариантные сущности и могут трактоваться как классы, включающие множества морфов в качестве своих элементов (алломорфов);
- инвентаризацию морфем;
- их распределение по различным формальным и семантическим классам.
Методики морфемной
сегментации: ассоциативный анализ, НС-анализ, «квадрат
Дж. Гринберга», вероятностная методика.
- Цель словообразовательного анализа – определить способ словообразования конкретного слова, выделить формант и определить значение словообразовательных морфем. Методика анализа заключается в выделении морфем в производном слове, нахождении производящей основе, выделении словообразовательного средства (форманта), определении его словообразовательного значения, определении словообразовательного типа (модели словообразования).
- ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА
- Написание букв на месте безударных гласных в корнях устанавливается путем проверки словами и формами с тем же корнем, в которых проверяемый гласный находится под ударением. Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными:
1. корни с буквами
а и о: гар-гор, зар-зор, кас-кос,
клан-клон, крап-кроп, лаг-гог-лож, мак-мок-моч
и др.
2. корни с буквами
и и е: вис-вес, лип-леп, сид-сед,
3. В ряде корней глаголов имеется безударный
беглый гласный, который передается на
письме (после мягких согласных и шипящих)
буквой и и (в части этих корней) буквой
е. Буква и пишется (обычно в глаголах несовершенного
вида), если сразу после корня стоит под
ударением гласный а; в остальных случаях
(при отсутствии ударного а после корня)
на месте беглого гласного пишется буква
е.
- 1. Безударный корень всегда пишется одинаково (а ударный – по-разному: так, как слышится). 2. Написание гласной в корне зависит от того, какие за ним идут согласные: лаГ - лоЖ, роС – раСт раЩ. 3. Написание гласного зависит от того, стоит ли после корня суффикс -а-: кос – кас: коснуться – касаться, -бер – бира-: уберу – убираю, дер – дира: удеру – удираю и т.д. 4. Написание гласной в корне зависит от значения слова: равн – ровн: реши уравнение - разровняй складочки.
- После ж, ч, ш, щ для передачи ударного гласного о пишется буква о или ё. Буква о пишется в следующих случаях:
1. В окончаниях имен
существительных и прилагательных, а также в суффиксе
наречий –о,
2. В суффиксах имен
существительных: -ок, -онок и -чонок, -онк(а) и -онк(и), -овк(а),
-об(а), -отк(а), -овщин(а).
3. В суффиксе имен прилагательных -ое-, а также в существительных
на -овка, -овник, производных от прилагательных
с суффиксом -ов- (-ев-).
4. В суффиксе прилагательных и наречий -охоньк-,
5. На месте беглого
гласного о в именах существительных
и прилагательных, сюда же относятся слова с
суффиксом –ок. Однако в словах учёт, зачёт,
начёт, счёт, расчёт пишется буква ё.
6. В тех корнях русских
слов, где гласный о после шипящих
всегда ударный и не чередуется с э (на письме ё).
7. В корнях заимствованных
(иноязычных) слов.
Во всех остальных
случаях для передачи ударного гласного
о после ж, ч, ш, щ пишется буква ё, а именно:
1. В глагольных окончаниях
-ешь, -ёту -ём, -ёте,
2. В глаголах несовершенного вида на -ёвывать
и отглагольных существительных на -ёвывание,
3. В отглагольных существительных
на -ёвка,
4. В суффиксе существительных
-ёр,
5. В суффиксах страдательных причастий
и отглагольных прилагательных -ённ- и
-ён-,
6. На месте беглого о в глагольных формах
прошедшего времени муж. рода,
7. В тех корнях русских слов,
где ударному звуку о соответствует
в других однокоренных словах
или формах гласный (ударный или
безударный), передаваемый буквой е.
8. В предл. п. местоимения что:
о чём, на чём, а также
в словах почём, нипочём, причём;
в слове ещё.
9. В некоторых заимствованных
словах, где буквой ё передается
под ударением особый, отличный
от русского о, гласный звук языка-источника.
- Под ударением в корне после шипящих пишется е(ё), если при образовании слов того же корня пишется е, независимо от ударения, если такого соотношения нет, пишется (под ударением и без ударения) о.
- Разделительный ъ пишется перед буквами е, ё, ю, я в следующих случаях: