Основные единицы общения. Речевая ситуация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 12:56, контрольная работа

Описание работы

Речевая ситуация – 1) ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия; 2) набор характеристик ситуативного контекста, релевантных (значимых) для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств.
Речевая ситуация имеет следующие признаки: 1) участники (адресант, адресат, аудитория), 2) предмет речи, 3) обстоятельства (место, время, используется или устная или письменная речь, условные знаки и пр., 5) код (язык, диалект, стиль), 6) речевой жанр (например, проповедь), 7) событие (например, церковная служба, одной из ситуаций которой является ситуация проповеди), 8) оценка эффективности речи (тронула ли проповедь сердца),

Файлы: 1 файл

речевая ситуация.docx

— 45.04 Кб (Скачать файл)

 

Основные  единицы общения. Речевая ситуация


 

Речевая ситуация – 1) ситуация речи, ситуативный контекст речевого взаимодействия; 2) набор характеристик ситуативного контекста, релевантных (значимых) для речевого поведения участников речевого события, влияющих на выбор ими речевых стратегий, приемов, средств.

Речевая ситуация имеет следующие признаки: 1) участники (адресант, адресат, аудитория), 2) предмет речи, 3) обстоятельства (место, время, используется или устная или письменная речь, условные знаки и пр., 5) код (язык, диалект, стиль), 6) речевой жанр (например, проповедь), 7) событие (например, церковная служба, одной из ситуаций которой является ситуация проповеди), 8) оценка эффективности речи (тронула ли проповедь сердца), 9) цель – то, что, по мнению участников, могло бы быть результатом речи в данной ситуации (Педагогическое речеведение. Словарь-справочник. Под ред. Т. А. Ладыженской и А. К. Михальской; сост. А. А. Князьков. М.: Флинта, Наука, 1998).

Классификация ситуации общения  З. А. Смелковой:

СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ

КТО Я: говорящий, адресант

КОМУ

Тебе: слушающему адресату

ГДЕ

Здесь: место действия

КОГДА

Сейчас: время

ПОЧЕМУ

Мотив речевого действия

ЗАЧЕМ

Цель (коммуникативное   намерение)

Коммуниканты

Партнёры

Собеседники

Внешние    обстоятельства

Внутренние обстоятельства


Речевая ситуация диктует  правила ведения  разговора и определяет формы его выражения. Вспомните, к примеру, типичные диалоги на экзаменах, у железнодорожной кассы, на приеме у врача, в юридической консультации; светские беседы в гостях, на банкетах; публичные дискуссии.

Необходимо  учитывать, что высказывание наряду с собственно семантическим значением (прямым смыслом) обладает прагматическим значением, обусловленным речевой ситуацией. Например, фраза«Скоро увидимся», сказанная при расставании с близким человеком, может означать в зависимости от ситуации разное: «Не расстраивайся, все будет хорошо», «Не беспокойся обо мне», «Скоро все узнаешь» и др.

Высказывания, у которых семантическое значение расходится с прагматическим, называютсякосвенными. Приведем примеры косвенных высказываний и их возможных толкований:

1. Здесь жарко.

– Просьба  открыть окно или  дверь в комнате.

– Предложение  снять верхнюю  одежду, пиджак, кофту, свитер.

– Констатация  того, что обстановка в зале накалилась.

2. Мне нездоровится

– Я  не хочу с вами разговаривать.

– Вызовите поскорее врача.

– Я  не буду выполнять  эту работу.

– Оставьте меня в покое.

3. Мне этот адрес хорошо знаком.

– Я  много раз бывал  в этом доме.

– У  меня сохранились  добрые/недобрые воспоминания о его хозяевах.

– Я  хорошо знаю, что  там произошло.

– Я  никогда не забуду те счастливые дни.

4. Как, это вы ?

– Какими судьбами вы появились  здесь?

– Когда  вы успели приехать?

– Что  вас привело сюда?

5. Я приду завтра.

– Объявление/утверждение.

– Обещание.

– Угроза.

Косвенные высказывания широко используются в речи. Они делают речь более  выразительной, сжатой, позволяют передавать разнообразные  экспрессивные оттенки. Смысл косвенных высказываний становится понятным только в контексте речевой ситуации.

Различают также канонические и неканонические речевые ситуации.

Каноническими считаются ситуации, когда время произнесения (время говорящего) синхронно времени его восприятия (времени слушающего), т. е. определен момент речи; когда говорящие находятся в одном и том же месте и каждый видит то же, что и другой (в идеале, они располагают общим полем зрения); когда адресат – конкретное лицо и т. д.

Неканонические ситуации характеризуются следующими моментами: время говорящего, т. е. время произнесения высказывания, может не совпадать со временем адресата, т. е. временем восприятия (ситуация письма); высказывание может не иметь конкретного адресата (ситуация публичного выступления) и т. д. Дейктические слова в таких ситуациях употребляют иначе. Если, к примеру, говорящий по телефону использует слово здесь, то он обозначает только свое пространство. В письме субъект речи словом сейчасопределяет только свое время, a не время адресата.

Пищевое оборудование, гомогенизаторы


Информация о работе Основные единицы общения. Речевая ситуация