Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:01, реферат
Данная тема актуальна, так как в современном обществе важно знать основные категории риторики для успешного ораторского искусства. Цель работы - рассмотреть основные категории риторики; узнать их значения;
Объектом работы является категории риторики, а именно этос, пафос и логос. Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.
Введение .......................................................................................................... 3
1 Общие понятия основных категорий риторики..........................................4
2 Пафос……………………...............................................................................6
3 Логос................................................................................................................8
4 Этос………………….....................................................................................10
Заключение.......................................................................................................13
Список использованных источников.............................................................14
Этичной
эристика остается до тех пор, пока
аудитория в состоянии по собственному
произволению принять или не принять
аргументацию. Это значит, что за
пределами этичной эристики находятся
воздействие словом (или иными
средствами) на подсознание; намеренное
или ненамеренное введение в заблуждение
относительно оппонента, предмета или
содержания речи, как собственной, так
и оппонента; соблазнение аудитории,
запугивание оппонента и
Задача софистической аргументации - введение в заблуждение относительно действительного замысла или содержания речи, то есть подмена предмета согласия и достижение присоединения путем обмана.
Софизмы подразделяются на три разряда: (1) софизмы слов, как, например, использование эвфемизмов для слов, обозначающих нравственные пороки: "иной" или "нетрадиционное поведение" вместо "безнравственный" или "противоестественный порок"; (2) софизмы мыслей (логические софизмы), как, например: "Все вулканы - горы, все гейзеры - вулканы, следовательно, все гейзеры - горы"; (3) софизмы содержания, как подстановка ответственности: "Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел" /Быт.3: 12/.
Софистическая аргументация противостоит в этом смысле всем остальным видам аргументации, но в основном она выдается за научную или диалектическую аргументацию, подделкой которой и является.
Софистика как мировоззрение настаивает на относительности всякой веры, знания, общественных норм и отвергает способность человека найти и познать истину в любой ее форме. Но особенно настойчиво осуждает софист аргументацию эристическую, что также не случайно. Разоблачение софизмов, в особенности софизмов слов и содержания, предполагает использование полемической техники аргументации, а аргумент к человеку - основная эристическая техника для разоблачения софистики: где обман, там и обманщик со своим интересом.
Правила логоса.
Ритор не должен использовать софистическую аргументацию;
создавать необоснованные суждения;
создавать аргументацию, понимание и оценка которой недоступны
аудитории;
использовать неприемлемые речевые средства и выражения.
4 Этос
Русские риторики XVIII-XIX веков не разрабатывали вопросы риторического этоса, поскольку считалось, что русское общество придерживается, в основном, единых духовно-нравственных принципов. В наше время вопросы риторического этоса занимают ведущее место в организации речевых отношений в обществе, поэтому этическая составляющая образа ритора оказывается определяющей.
В риторике выработалось понятие ораторских нравов - этических требований, предъявляемых обществом любому ритору независимо от его убеждений и дающих в этом качестве принципиальное право на публичную речь.
Правила этоса, честность.
Ритор не должен:
создавать
заведомо ложные высказывания и вводить
аудиторию в заблуждение
вводить
аудиторию в заблуждение
вводить
аудиторию в заблуждение
вводить
аудиторию в заблуждение
ритор принимает на себя личную ответственность за последствия решений, которые он предлагает;
ритор несет ответственность за свою компетентность в предмете речи;
ритор несет ответственность за свою речевую компетентность - ясность, определенность, последовательность, доказательность аргументации.
Скромность
Ритор обязан:
уважать нравственные принципы, убеждения и верования аудитории, к которой он обращается;
и ритор не должен:
наносить
публичные оскорбления
разглашать в публичной речи факты личной жизни конкретных лиц;
предавать публичному осмеянию физические особенности конкретных лиц или народов;
в явной форме публично высказывать пренебрежение своим оппонентам;
высказывать бездоказательные прямые оценки и характеристики действий и поступков конкретных лиц или организаций, связанные с нарушением законодательства.
Доброжелательность
Ритор не должен:
проповедовать в публичной речи отвержение норм духовной морали и побуждать аудиторию к нарушению норм духовной морали (безбожие, религиозный индифферентизм, богохульство, нарушение религиозных обычаев, неуважение к старшим и антиобщественные действия, убийство, прелюбодеяние и разрушение семейных устоев, присвоение чужого имущества, клевета и лжесвидетельство, зависть);
соблазнять аудиторию на нарушение этических норм ради материальных интересов;
создавать высказывания, наносящие ущерб интересам аудитории; любое высказывание ритора имеет целью благо аудитории;
использовать лесть для достижения своих целей;
побуждать
аудиторию к физическому
возбуждать вражду внутри аудитории;
провоцировать своих оппонентов на действия, запрещенные обычаем или законом;
провоцировать своих оппонентов на необдуманные слова и поступки.
Предусмотрительность
Ритор не должен:
ставить перед аудиторией проблемы, которые она не в состоянии разрешить;
необоснованно прерывать или прекращать речь (Это правило относится в основном к продолженной речи - проповеди или преподаванию: если, например, преподаватель позволяет себе пропускать занятия, а проповедник отказывается от регулярного поучения паствы, его аудитория сокращается и распадается; остановить начавшийся распад аудитории бывает очень трудно или вообще невозможно. Поэтому начавший преподавать или проповедовать не имеет права прекратить или прервать речь по собственному усмотрению);
создавать мнимые проблемы и вызывать искусственные конфликты;
возбуждать аудиторию сообщениями о мнимой опасности;
возбуждать панику в аудитории;
публично высказываться на неактуальные или не имеющие общественного значения темы;
сообщать
недостоверную или
публично разглашать конфиденциальную информацию;
высказывать необдуманные суждения;
давать невыполнимые обещания;
создавать неуместные высказывания;
быть излишне многословным.
Образ ритора в изобретении при анализе проблемной ситуации и при разработке темы ритор принимает во внимание как свои возможности, так и те черты своего образа, которые могут проявиться в речи. Поэтому он выбирает такой предмет речи, строит такой тезис и отбирает такие аргументы и средства выражения, чтобы его индивидуальный образ в глазах аудитории максимально соответствовал ее представлениям об идеальном образе ритора. Правильный образ ритора является важнейшей предпосылкой приемлемости аргументации и влиятельности речи, поскольку от доверия и симпатии к ритору зависит доброжелательное или настороженное отношение аудитории к содержанию речи.
Индивидуальный образ ритора складывается в его практической деятельности и во многом зависит от культуры аудитории, к которой ритор обращается: аудитории с высокой культурой формируют влиятельный образ ритора, аудитории с низкой культурой формируют образ ритора, сомнительный с точки зрения пафоса, логоса и этоса, поскольку ритору всегда приходится в большей или меньшей степени подстраиваться под аудиторию.
С другой стороны, и аудитория является продуктом речевых действий ритора: в ходе продолженной речи (например, духовной или учебной гомилетики) в аудитории происходят изменения: одна часть ее меняется в ходе речи, другая - покидает ритора, третья постепенно приходит и осваивается с аргументацией.
Это развитие
аудитории срастается со становлением
образа ритора. В результате ритор
и аудитория в определенный момент
развития аргументации обнаруживают,
что оба отражающие друг друга
образа - образ ритора и образ
аудитории - в своих основных чертах
сложились и их, оказывается, можно
достаточно точно охарактеризовать.
Это будет означать, что у ритора
на самом деле сложилась более
широкая потенциальная
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные категории риторики, а именно - пафос, этос и логос, изучены особенности их использования. Были изложены правила данных категорий.
Итак, этос создает условия для речи, пафос – источник создания смысла речи, а логос – словесное воплощение пафоса на условиях этоса. Три основные категории риторики находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.
Риторика
- классическая наука о целесообразном
и уместном слове, востребована в наши
дни как инструмент управления и благоустройства
жизни общества, формирования личности
через слово, поэтому важно знать ее основные
категории.
Список использованных источников
1 Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж. Общая риторика. - М., 2008. - С. 360.
2 Константинова Л. А. Деловая риторика : учебное пособие / Л. А. Константинова, Е. П. Щенникова, С. А. Юрманова .— М. : Флинта : Наука, 2012 .— 304 с.
3 Ярцева В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь/ Виноградов В. А. Сазонова И. К, Ганиева Т. А.- М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 2008г.- 507с.
4 Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М., 2008. - С. 512.
5 Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М., 2009.
6 М. Р. Львов Риторика. Культура
речи : Учебное пособие. — Москва, Академия,
2008 г.- 272 с.
Федеральное
государственное бюджетное
Учреждение
высшего профессионального
«Тульский государственный университет»
Кафедра Русского языка
Деловая риторика
Реферат
«Основные категории риторики: этос-пофос-логос»
Проверила
Тула 2013
Информация о работе Основные категории риторики - этос, пафос и логос