Основные категории риторики - этос, пафос и логос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 17:01, реферат

Описание работы

Данная тема актуальна, так как в современном обществе важно знать основные категории риторики для успешного ораторского искусства. Цель работы - рассмотреть основные категории риторики; узнать их значения;
Объектом работы является категории риторики, а именно этос, пафос и логос. Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.

Содержание работы

Введение .......................................................................................................... 3
1 Общие понятия основных категорий риторики..........................................4
2 Пафос……………………...............................................................................6
3 Логос................................................................................................................8
4 Этос………………….....................................................................................10
Заключение.......................................................................................................13
Список использованных источников.............................................................14

Файлы: 1 файл

реферат риторика.docx

— 37.64 Кб (Скачать файл)

Этичной эристика остается до тех пор, пока аудитория в состоянии по собственному произволению принять или не принять  аргументацию. Это значит, что за пределами этичной эристики находятся  воздействие словом (или иными  средствами) на подсознание; намеренное или ненамеренное введение в заблуждение  относительно оппонента, предмета или  содержания речи, как собственной, так  и оппонента; соблазнение аудитории, запугивание оппонента и возбуждение  в аудитории разрушительных эмоций.

Задача  софистической аргументации - введение в заблуждение относительно действительного  замысла или содержания речи, то есть подмена предмета согласия и  достижение присоединения путем  обмана.

Софизмы подразделяются на три разряда: (1) софизмы  слов, как, например, использование  эвфемизмов для слов, обозначающих нравственные пороки: "иной" или "нетрадиционное поведение" вместо "безнравственный" или "противоестественный порок"; (2) софизмы мыслей (логические софизмы), как, например: "Все вулканы - горы, все гейзеры - вулканы, следовательно, все гейзеры - горы"; (3) софизмы содержания, как подстановка ответственности: "Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел" /Быт.3: 12/.

Софистическая аргументация противостоит в этом смысле всем остальным видам аргументации, но в основном она выдается за научную  или диалектическую аргументацию, подделкой  которой и является.

Софистика как мировоззрение настаивает на относительности всякой веры, знания, общественных норм и отвергает способность  человека найти и познать истину в любой ее форме. Но особенно настойчиво осуждает софист аргументацию эристическую, что также не случайно. Разоблачение софизмов, в особенности софизмов слов и содержания, предполагает использование  полемической техники аргументации, а аргумент к человеку - основная эристическая техника для разоблачения софистики: где обман, там и обманщик со своим интересом.

Правила логоса.

Ритор не должен использовать софистическую  аргументацию;

создавать необоснованные суждения;

создавать аргументацию, понимание и оценка которой недоступны

аудитории;

использовать  неприемлемые речевые средства и  выражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      

        4 Этос

         Русские риторики XVIII-XIX веков не разрабатывали вопросы риторического этоса, поскольку считалось, что русское общество придерживается, в основном, единых духовно-нравственных принципов. В наше время вопросы риторического этоса занимают ведущее место в организации речевых отношений в обществе, поэтому этическая составляющая образа ритора оказывается определяющей.

В риторике выработалось понятие ораторских нравов - этических требований, предъявляемых  обществом любому ритору независимо от его убеждений и дающих в  этом качестве принципиальное право  на публичную речь.

Правила этоса, честность.

Ритор не должен:

создавать заведомо ложные высказывания и вводить  аудиторию в заблуждение относительно содержания и целей речи;

вводить аудиторию в заблуждение относительно своих личных интересов, связанных  с предметом речи и предложениями;

вводить аудиторию в заблуждение относительно своей мировоззренческой позиции;

вводить аудиторию в заблуждение относительно своего права на публичную речь;

ритор принимает  на себя личную ответственность за последствия решений, которые он предлагает;

ритор несет  ответственность за свою компетентность в предмете речи;

ритор несет  ответственность за свою речевую  компетентность - ясность, определенность, последовательность, доказательность  аргументации.

Скромность

Ритор обязан:

уважать нравственные принципы, убеждения и  верования аудитории, к которой  он обращается;

и ритор  не должен:

наносить  публичные оскорбления конкретным лицам;

разглашать  в публичной речи факты личной жизни конкретных лиц;

предавать публичному осмеянию физические особенности  конкретных лиц или народов;

в явной  форме публично высказывать пренебрежение своим оппонентам;

высказывать бездоказательные прямые оценки и характеристики действий и поступков конкретных лиц или организаций, связанные с нарушением законодательства.

Доброжелательность

Ритор не должен:

проповедовать в публичной речи отвержение норм духовной морали и побуждать аудиторию  к нарушению норм духовной морали (безбожие, религиозный индифферентизм, богохульство, нарушение религиозных  обычаев, неуважение к старшим и  антиобщественные действия, убийство, прелюбодеяние и разрушение семейных устоев, присвоение чужого имущества, клевета и лжесвидетельство, зависть);

соблазнять  аудиторию на нарушение этических  норм ради материальных интересов;

создавать высказывания, наносящие ущерб интересам  аудитории; любое высказывание ритора имеет целью благо аудитории;

использовать  лесть для достижения своих целей;

побуждать аудиторию к физическому насилию  в пределах общества;

возбуждать  вражду внутри аудитории;

провоцировать своих оппонентов на действия, запрещенные  обычаем или законом;

провоцировать своих оппонентов на необдуманные слова  и поступки.

Предусмотрительность

Ритор не должен:

ставить перед аудиторией проблемы, которые  она не в состоянии разрешить;

необоснованно прерывать или прекращать речь (Это  правило относится в основном к продолженной речи - проповеди  или преподаванию: если, например, преподаватель  позволяет себе пропускать занятия, а проповедник отказывается от регулярного  поучения паствы, его аудитория сокращается  и распадается; остановить начавшийся распад аудитории бывает очень трудно или вообще невозможно. Поэтому начавший преподавать или проповедовать не имеет права прекратить или прервать речь по собственному усмотрению);

создавать мнимые проблемы и вызывать искусственные  конфликты;

возбуждать  аудиторию сообщениями о мнимой опасности;

возбуждать  панику в аудитории;

публично  высказываться на неактуальные или  не имеющие общественного значения темы;

сообщать  недостоверную или непроверяемую  информацию;

публично  разглашать конфиденциальную информацию;

высказывать необдуманные суждения;

давать  невыполнимые обещания;

создавать неуместные высказывания;

быть  излишне многословным.

Образ ритора в изобретении при анализе проблемной ситуации и при разработке темы ритор принимает во внимание как свои возможности, так и те черты своего образа, которые могут проявиться в речи. Поэтому он выбирает такой предмет речи, строит такой тезис и отбирает такие аргументы и средства выражения, чтобы его индивидуальный образ в глазах аудитории максимально соответствовал ее представлениям об идеальном образе ритора. Правильный образ ритора является важнейшей предпосылкой приемлемости аргументации и влиятельности речи, поскольку от доверия и симпатии к ритору зависит доброжелательное или настороженное отношение аудитории к содержанию речи.

Индивидуальный  образ ритора складывается в его  практической деятельности и во многом зависит от культуры аудитории, к  которой ритор обращается: аудитории с высокой культурой формируют влиятельный образ ритора, аудитории с низкой культурой формируют образ ритора, сомнительный с точки зрения пафоса, логоса и этоса, поскольку ритору всегда приходится в большей или меньшей степени подстраиваться под аудиторию.

С другой стороны, и аудитория является продуктом  речевых действий ритора: в ходе продолженной речи (например, духовной или учебной гомилетики) в аудитории  происходят изменения: одна часть ее меняется в ходе речи, другая - покидает ритора, третья постепенно приходит и  осваивается с аргументацией.

Это развитие аудитории срастается со становлением образа ритора. В результате ритор  и аудитория в определенный момент развития аргументации обнаруживают, что оба отражающие друг друга  образа - образ ритора и образ  аудитории - в своих основных чертах сложились и их, оказывается, можно  достаточно точно охарактеризовать. Это будет означать, что у ритора на самом деле сложилась более  широкая потенциальная аудитория: найдутся группы людей, которые по тем  или иным причинам проявят интерес  к ритору и станут искать контакта с ним.

 

 

 

Заключение

В данной  работе были рассмотрены  основные категории риторики, а именно - пафос, этос и логос, изучены особенности их использования. Были изложены правила данных категорий.

         Итак, этос создает условия для речи, пафос – источник создания смысла речи, а логос – словесное воплощение пафоса на условиях этоса. Три основные категории риторики находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.

 
        Риторика - классическая наука о целесообразном и уместном слове, востребована в наши дни как инструмент управления и благоустройства жизни общества, формирования личности через слово, поэтому важно знать ее основные категории.

 

 

 

Список использованных источников

1 Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж. Общая риторика. - М., 2008. - С. 360.

2  Константинова  Л. А. Деловая риторика : учебное пособие / Л. А. Константинова, Е. П. Щенникова, С. А. Юрманова .— М. : Флинта : Наука, 2012 .— 304 с.

3  Ярцева В. Н. Лингвистический энциклопедический словарь/ Виноградов В. А. Сазонова  И. К, Ганиева Т. А.- М.: Научное изд-во «Большая российская энциклопедия», 2008г.- 507с.

4 Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М., 2008. - С. 512.

5 Хазагеров Г.Г. Риторический словарь. М., 2009.

6 М. Р. Львов Риторика. Культура речи : Учебное пособие. — Москва, Академия, 2008 г.- 272 с. 

Федеральное государственное бюджетное образовательное 

Учреждение  высшего профессионального образования 

«Тульский государственный университет»

 

Кафедра Русского языка

 

 

 

Деловая риторика

 

 

Реферат

 

«Основные категории риторики: этос-пофос-логос»

Выполнила                                               Ядыкина Юлия , гр.720721

 

 

      Проверила                                             Щенникова Елена Петровна

 

 

 

 

Тула 2013

 


Информация о работе Основные категории риторики - этос, пафос и логос