Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:46, реферат
Современные научные жанры имеют тенденцию к сжатости изложения.
С чем это связано, чем это объясняется?
1. Развитием и распространением научных знаний.
2. Ростом компетентности лиц, для которых непосредственно предназначается литература определённой области.
Основные виды компрессии научного текста
Современные научные жанры имеют тенденцию
к сжатости изложения.
С чем это связано, чем это объясняется?
1. Развитием и распространением научных
знаний.
2. Ростом компетентности лиц, для которых
непосредственно предназначается литература
определённой области.
3. Возрастающим объёмом научных публикаций.
К основным видам компрессии научного
текста относят: план, тезисы, конспект,
аннотацию, рецензию, реферат.
План – порядок,
в котором изложено содержание книги (раздела
книги, отдельной статьи), последовательность,
в которой раскрываются отдельные вопросы.
Составление планов читаемых произведений
представляет собой один из самых важных,
необходимых и полезных видов записывания
прочитанного. Не умея составлять план,
нельзя овладеть и более совершенными
формами записывания, такими как тезирование
и конспектирование.
Как научиться правильно составлять планы
читаемых текстов?
Иногда эту задачу представляют более
простой, чем есть на самом деле: не особенно
глубоко вникая в суть текста, делят его
по внешним признакам на более или менее
равные части, придумывают к каждой из
них заголовок и считают план составленным.
Внешне это действительно бывает похоже
на план, даже даёт некоторое представление
о содержании и структуре текста. Но на
самом деле такая формальная работа часто
искажает смысл изучаемого текста, так
как не вскрывает в нём существенного,
не обнаруживает внутренней логики, фиксируя
внимание на внешних признаках и несущественных
мыслях.
При работе над планом рекомендуется сразу
же приучать себя идти от осмысливания
текста в целом, а не от механического
деления его на случайные, не вытекающие
из общего смысла части.
По структуре планы бывают простыми и сложными.
Простой план состоит из нескольких пунктов,
относящихся к основной части изложения
темы. Простой план можно превратить в
сложный, для чего необходимо его пункты
разбить на подпункты.
В сложном плане выделяют также вступление,
главную часть, заключение.
Основные требования к
плану:
Составление заголовков к отдельным
частям текста (микротемам, пунктам) регулируется
некоторыми правилами. Дело в том, что
пункты плана не раскрывают содержания,
а только называют разбираемые вопросы.
Форма записи в виде плана чрезвычайно
важна для восстановления в памяти содержания
прочитанного, для развития навыка чёткого
формулирования мыслей. Составление плана
– трудный процесс. Здесь нужна исключительная
точность, очень вдумчивый подход к подбору
каждого слова. Удачно составленный план
говорит об умении анализировать текст,
о степени усвоения его содержания.
Планы бывают нескольких типов:
Все они фиксируют информативные
центры текста, только каждый по-своему:
вопросный – в форме вопросов,
а тезисный – в форме тезисов.
При составлении вопросного плана желательно
использовать вопросительные слова, а
не словосочетания с частицей ли (Есть ли~).
Тезис обычно совпадает с информативным
центром абзаца. По составу тезисы делятся
на тезисы номинативного
строя, состоящие из назывных предложений
преимущественно с отглагольными существительными, и тезисы глагольного
строя, состоящие из предложений со
сказуемыми. Тезисы глагольного строя
встречаются чаще.
План, составленный из тезисов номинативного
строя, обычно именуют назывным, план
из тезисов глагольного строя – тезисным.
Таблица 1
|
|
|
|
План-опорная схема
состоит из смысловых опор. Такими опорами
могут быть схемы и ключевые слова, отражающие
основную информацию текста.
Смешивать пункты различных видов планов
в одном не следует.
Необходимо обратить внимание также на
внешнее оформление планов. Пренебрежение
к этой стороне дела иногда пытаются прикрыть
ссылкой на то, что главное не в форме,
а в содержании. Чёткое и правильное оформление
плана создаёт зримый образ логической
структуры текста и этим способствует
лучшему усвоению содержания. Чтобы подчеркнуть
внутренние связи, показать подчинённость
одних пунктов плана и более высокий ранг
других, принята целая система нумерации
пунктов, которую нужно знать и которой
следует придерживаться.
Необходимо соблюдать систему нумерации
пунктов: пункты первого порядка нумеруются
арабскими цифрами без точки; пункты второго
порядка – арабскими с точкой после первой
цифры; пункты третьего порядка – арабским
с точками после первой и второй цифры.
Все пункты принято располагать в одной
вертикали.
1
1.1
1.1.1
1.1.2
2
2.1
Конспект – это
краткая письменная запись содержания
статьи, книги, лекции, предназначенная
для последующего восстановления информации
с различной степенью полноты.
Конспектирование может осуществляться
тремя способами:
1) цитирование (полное или частичное) основных
положений текста;
2) передача основных мыслей текста «своими
словами»;
3) смешанный вариант.
Все три варианта предполагают использование
сокращений.
Выбор формы конспекта зависит от объёма
и характера информации, а также цели конспектирования.
Если конспект создаётся для дальнейшего
использования в курсовой или дипломной
работе, обычно выбирается первый или
смешанный варианты. Если необходимо законспектировать
главу учебника или статью для запоминания
и устного ответа на экзамене, используется
второй.
Различают несколько видов конспектов в
зависимости от степени свёрнутости первичного
текста, от формы представления основной
информации: конспект-план, конспект-схема,
текстуальный конспект.
Подготовка конспекта включает следующие этапы:
1. Вся информация, относящаяся к одной
теме, собирается в один блок – так выделяются
смысловые части.
2. В каждой смысловой части формулируется
тема в опоре на ключевые слова и фразы.
3. В каждой части выделяется главная и
дополнительная по отношению к теме информация.
4. Главная информация фиксируется в конспекте
в разных формах: в виде тезисов, выписок
(текстуальный конспект), в виде вопросов,
выявляющих суть проблемы, в виде назывных
предложений (конспект-план и конспект-схема).
5. Дополнительная информация приводится
при необходимости.
Реферат – адекватное
по смыслу изложение содержания первичного
текста. Реферат отвечает на вопрос: «Какая
информация содержится в первоисточнике,
что излагается в нём?».
Цель реферата в том, «чтобы уметь схватить
новое и существенное в сочинениях» (М.
В. Ломоносов).
Основные требования, предъявляемые
к реферату:
Различают рефераты репродуктивные и прод
Репродуктивные рефераты
воспроизводят содержание первичного
текста. К репродуктивным рефератам относятся реферат-конспект и р
Реферат-конспект содержит
в обобщённом виде фактографическую информацию,
иллюстрированный материал, сведения
о методах исследования, о полученных
результатах и возможностях их применения.
Реферат-резюме приводит
только основные положения, тесно связанные
с темой текста.
^ Продуктивные рефераты предполагают критическое или
творческое осмысление литературы. Это
рефераты – обзоры и рефераты-доклады.
Реферат-обзор охватывает
несколько первичных текстов, даёт сопоставление
разных точек зрения по конкретному вопросу.
Реферат-доклад даёт
анализ информации, приведённой в первоисточниках,
и объективную оценку состояния проблемы.
Выделяют следующие структурно-смысловые
части реферата:
Реферирование представляет собой
интеллектуальный творческий процесс,
включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое
преобразование информации и создание
нового текста.
Таким образом, каждый из видов компрессии
научного текста имеет свои особенности
и индивидуальные черты. Конспект и реферат
объединяются общим свойством – они являются
вторичными жанрами речи, т.е. составляются
на основе уже имеющихся опорных текстов
Информация о работе Основные виды компрессии научного текста