Основные виды компрессии научного текста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:46, реферат

Описание работы

Современные научные жанры имеют тенденцию к сжатости изложения.

С чем это связано, чем это объясняется?

1. Развитием и распространением научных знаний.

2. Ростом компетентности лиц, для которых непосредственно предназначается литература определённой области.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 28.32 Кб (Скачать файл)

 
                              Основные виды компрессии научного текста 
 
 
Современные научные жанры имеют тенденцию к сжатости изложения. 
 
С чем это связано, чем это объясняется? 
 
1. Развитием и распространением научных знаний. 
 
2. Ростом компетентности лиц, для которых непосредственно предназначается литература определённой области. 
 
3. Возрастающим объёмом научных публикаций. 

К основным видам компрессии научного текста относят: план, тезисы, конспект, аннотацию, рецензию, реферат. 
 
План – порядок, в котором изложено содержание книги (раздела книги, отдельной статьи), последовательность, в которой раскрываются отдельные вопросы. 
 
Составление планов читаемых произведений представляет собой один из самых важных, необходимых и полезных видов записывания прочитанного. Не умея составлять план, нельзя овладеть и более совершенными формами записывания, такими как тезирование и конспектирование. 
 
Как научиться правильно составлять планы читаемых текстов? 
 
Иногда эту задачу представляют более простой, чем есть на самом деле: не особенно глубоко вникая в суть текста, делят его по внешним признакам на более или менее равные части, придумывают к каждой из них заголовок и считают план составленным. Внешне это действительно бывает похоже на план, даже даёт некоторое представление о содержании и структуре текста. Но на самом деле такая формальная работа часто искажает смысл изучаемого текста, так как не вскрывает в нём существенного, не обнаруживает внутренней логики, фиксируя внимание на внешних признаках и несущественных мыслях. 
 
При работе над планом рекомендуется сразу же приучать себя идти от осмысливания текста в целом, а не от механического деления его на случайные, не вытекающие из общего смысла части. 
 
По структуре планы бывают простыми и сложными. Простой план состоит из нескольких пунктов, относящихся к основной части изложения темы. Простой план можно превратить в сложный, для чего необходимо его пункты разбить на подпункты. 
 
В сложном плане выделяют также вступление, главную часть, заключение. 
 
 
Основные требования к плану: 

  1. План должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.
  2. Составляя план, следует определить границы микротем текста, т.е. места, где кончается одна микротема и начинается другая.
  3. Нужным отрывкам дают заголовок, формулируя пункт плана. 

 
Составление заголовков к отдельным  частям текста (микротемам, пунктам) регулируется некоторыми правилами. Дело в том, что пункты плана не раскрывают содержания, а только называют разбираемые вопросы.  
 
Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка чёткого формулирования мыслей. Составление плана – трудный процесс. Здесь нужна исключительная точность, очень вдумчивый подход к подбору каждого слова. Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания. 
 
Планы бывают нескольких типов: 

  • вопросный, 
  • назывной, 
  • тезисный,
  • план-опорная схема.

 
Все они фиксируют информативные центры текста, только каждый по-своему: вопросный – в форме вопросов, а тезисный – в форме тезисов. 
 
При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (Есть ли~). 

 

 

 

 

 

     Тезис обычно совпадает с информативным центром абзаца. По составу тезисы делятся на тезисы номинативного строя, состоящие из назывных предложений преимущественно с отглагольными существительными, и тезисы глагольного строя, состоящие из предложений со сказуемыми. Тезисы глагольного строя встречаются чаще. 
 
План, составленный из тезисов номинативного строя, обычно именуют назывным, план из тезисов глагольного строя – тезисным. 
 
Таблица 1

 
 
Назывной  план

 
 
Тезисный  план

 
 
1. Отличие публицистики от художественной  литературы 
 
 
2. Основные функции публицистического стиля 
 
 
3. Основные признаки публицистического стиля 

 
 
1. Публицистика отличается от  художественной литературы 
 
 
2. Исследователи выделяют две основные функции публицистического стиля – информативную (сообщение, передача новой информации) и воздействующую (оказание убеждающего влияния на адресата, агитация, пропаганда) 
 
 
3. Лингвисты описывают основные признаки публицистического стиля: сочетание стандарта и экспрессии, экономия языковых средств, доходчивость, лаконичность изложения при большой информативности


 
 
План-опорная схема состоит из смысловых опор. Такими опорами могут быть схемы и ключевые слова, отражающие основную информацию текста. 
 
Смешивать пункты различных видов планов в одном не следует. 
 
Необходимо обратить внимание также на внешнее оформление планов. Пренебрежение к этой стороне дела иногда пытаются прикрыть ссылкой на то, что главное не в форме, а в содержании. Чёткое и правильное оформление плана создаёт зримый образ логической структуры текста и этим способствует лучшему усвоению содержания. Чтобы подчеркнуть внутренние связи, показать подчинённость одних пунктов плана и более высокий ранг других, принята целая система нумерации пунктов, которую нужно знать и которой следует придерживаться.  
 
Необходимо соблюдать систему нумерации пунктов: пункты первого порядка нумеруются арабскими цифрами без точки; пункты второго порядка – арабскими с точкой после первой цифры; пункты третьего порядка – арабским с точками после первой и второй цифры. Все пункты принято располагать в одной вертикали. 
 

 
1.1 
 
1.1.1 
 
1.1.2 
 

 
2.1 
 
 
 
Конспект – это краткая письменная запись содержания статьи, книги, лекции, предназначенная для последующего восстановления информации с различной степенью полноты. 
 
Конспектирование может осуществляться тремя способами: 
 
1) цитирование (полное или частичное) основных положений текста; 
 
2) передача основных мыслей текста «своими словами»; 
 
3) смешанный вариант. 
 
Все три варианта предполагают использование сокращений.  
 
Выбор формы конспекта зависит от объёма и характера информации, а также цели конспектирования. Если конспект создаётся для дальнейшего использования в курсовой или дипломной работе, обычно выбирается первый или смешанный варианты. Если необходимо законспектировать главу учебника или статью для запоминания и устного ответа на экзамене, используется второй. 

 
Различают несколько видов конспектов в зависимости от степени свёрнутости первичного текста, от формы представления основной информации: конспект-план, конспект-схема, текстуальный конспект. 
 
Подготовка конспекта включает следующие этапы: 
 
1. Вся информация, относящаяся к одной теме, собирается в один блок – так выделяются смысловые части. 
 
2. В каждой смысловой части формулируется тема в опоре на ключевые слова и фразы. 
 
3. В каждой части выделяется главная и дополнительная по отношению к теме информация. 
 
4. Главная информация фиксируется в конспекте в разных формах: в виде тезисов, выписок (текстуальный конспект), в виде вопросов, выявляющих суть проблемы, в виде назывных предложений (конспект-план и конспект-схема). 
 
5. Дополнительная информация приводится при необходимости.

   Реферат – адекватное по смыслу изложение содержания первичного текста. Реферат отвечает на вопрос: «Какая информация содержится в первоисточнике, что излагается в нём?». 
 
Цель реферата в том, «чтобы уметь схватить новое и существенное в сочинениях» (М. В. Ломоносов). 
 
Основные требования, предъявляемые к реферату: 

  •  
    информативность, т.е. реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста;
  •  
    сжатость изложения;
  •  
    объективность, неискажённое фиксирование всех положений первичного текста;
  •  
    корректность в оценке материала.

 
Различают рефераты репродуктивные и продуктивные. 
 
Репродуктивные рефераты воспроизводят содержание первичного текста. К репродуктивным рефератам относятся реферат-конспект и реферат-резюме. 
 
Реферат-конспект содержит в обобщённом виде фактографическую информацию, иллюстрированный материал, сведения о методах исследования, о полученных результатах и возможностях их применения. 
 
Реферат-резюме приводит только основные положения, тесно связанные с темой текста. 
 
^ Продуктивные рефераты предполагают критическое или творческое осмысление литературы. Это рефераты – обзоры и рефераты-доклады. 
 
Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, даёт сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу. 
 
Реферат-доклад даёт анализ информации, приведённой в первоисточниках, и объективную оценку состояния проблемы. 
 
Выделяют следующие структурно-смысловые части реферата: 

  1.  
    Заглавие реферата. Оно должно раскрывать содержание реферата.
  2.  
    Вступление (вводная часть). Содержит краткие сведения об авторе и общую характеристику источника – его тему, исследуемую проблему, предмет, цели исследования.
  3.  
    Основная часть (описание). Содержит существенные положения и основные сведения, содержащиеся в первоисточнике.
  4.  
    Заключение. Содержит выводы автора первоисточника, обобщения, резюме.

 
Реферирование представляет собой  интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, аналитико-синтетическое  преобразование информации и создание нового текста. 
 
Таким образом, каждый из видов компрессии научного текста имеет свои особенности и индивидуальные черты. Конспект и реферат объединяются общим свойством – они являются вторичными жанрами речи, т.е. составляются на основе уже имеющихся опорных текстов 
 


Информация о работе Основные виды компрессии научного текста