Особенности диалога Платона «Федр»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:36, реферат

Описание работы

Время Платона приходится на годы Пелопонесской войны, которая не только разделила Грецию на два враждебных лагеря - под главенством Афин и под главенством Спарты - но и положила начало новому этапу межполисных отношений. Участившиеся военные столкновения, безусловно, негативно сказались на внутренней атмосфере полисов. Выходом из этого кризиса для Платона являлось построение нового полиса, где особое внимание уделялось бы вопросам воспитания граждан.

Содержание работы

1. Введение ________________________________________________3
2. Платон _________________________________________________ 4
2.1 Биография Платона_____________________________________4
2.2 Достижения в Математике ______________________________ 5
2.3 Области интересов _____________________________________6
2.4. Сочинения___________________________________________ 7
3. Диалог «Федр» и его особенности___________________________9
4. Заключение _____________________________________________ 15
5. Список литературы _______________________________________16

Файлы: 1 файл

Реферат по риторике.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

 

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Кафедра философии

 

 

 

 

 

 

Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Форма обучения: очно - заочная (вечерняя)

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

по дисциплине «Риторика»

на тему: «Особенности диалога Платона «Федр»»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студент 3 курса группы 1____________________________ Тихонова А.И.

 

Руководитель:

________________________________________________ Кривощапова Н.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2011г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Введение ________________________________________________3

2. Платон _________________________________________________ 4

   2.1 Биография Платона_____________________________________4

   2.2 Достижения в Математике ______________________________ 5

   2.3 Области интересов _____________________________________6

   2.4. Сочинения___________________________________________  7

3. Диалог «Федр» и  его особенности___________________________9

4. Заключение _____________________________________________ 15

5. Список литературы _______________________________________16

Приложение: Диалог «Федр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Самая надежная характеристика европейской

философии состоит  в том, что она представляет

собою ряд  примечаний к Платону»

А.Н.Уайтхед

 

Время Платона приходится на годы Пелопонесской войны, которая  не только разделила Грецию на два враждебных лагеря - под главенством Афин и под главенством Спарты - но и положила начало новому этапу межполисных отношений. Участившиеся военные столкновения, безусловно, негативно сказались на внутренней атмосфере полисов.  Выходом из этого кризиса для Платона являлось построение нового полиса, где особое внимание уделялось бы вопросам воспитания граждан.

Платон был первым философом, уделявшим внимание всем основным сторонам философии и объединившим их в единую систему. Личность Платона многогранна. Платона нельзя изучать только с точки зрения литературы или философии. И в той и в другой области он сумел проявить свое мастерство, кроме того, философия и литература  неразрывно связаны между собой и органично сочетаются в его произведениях. Диалоги Платона стали важным методом представления его философии. Он часто внедряет в них мифы  им самим созданные, которые несут символический смысл и служат выражением его философских концепций. Платон использует различные поэтические приемы и порой даже превосходит лучших ораторов древности. Стилю  произведений Платона в равной мере свойственны высокий драматизм повествования и комические ситуации.

Риторика, как и всякое подлинное искусство, по мысли Платона, есть творческая деятельность, она  приводит эмоции, страсти в системное, упорядоченное состояние, воплощая тем самым высшую справедливость. Эта творческая деятельность, однако, требует тщательной подготовки оратора. И здесь Платон поддерживает идею софистов, которые тоже считали, что хороший оратор должен много работать над самоусовершенствованием и речами. Философ неоднократно говорит о необходимости для всякого оратора проходить особую школу ораторского искусства, которая научила бы его правильно, соразмерно и эффективно сочинять речи.

Рассуждения Платона свидетельствуют  о том; что он придавал огромное значение именно технической стороне речи, понимая совершенную технику речи в тесной связи с учетом психологии слушателей, считая науку о красноречии важным философско-психологическим учением. Подводя итог анализу риторических взглядов Платона, можно согласиться с А. Ф. Лосевым, который писал: „ Ясно вытекает вывод об огромном интересе Платона к ораторскому искусству, об его постоянной склонности строить теорию этого искусства, хотя теория эта у него весьма несистематичная".

 

ПЛАТОН

БИОГРАФИЧЕСКАЯ  ИНФОРМАЦИЯ

(427-347гг. до н.э.)

 

Говорить без усталости, ничего не сказав,

- это всегда было высшим даром ораторов.

Платон

 

Платон родился в 427г. до н.э. в Афинах. Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона – Аристокл (др.-греч. Αριστοκλής; буквально, «наилучшая cлава»). Платон - прозвище, означающее «широкий, широкоплечий». Существуют исследования, показывающие, что легенда об его имени Аристокл возникла в период эллинизма (Эллинизм - период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского до окончательного установления римского господства на этих территориях).

По свидетельству Олимпиодора (грекоязычный историк начала V века н.э.), Платон был не только философом, но и олимпийским чемпионом. Дважды он выигрывал соревнования по панкратиону – смесь бокса и борьбы.

Первым учителем Платона был Кратил. Около 407 года познакомился с Сократом и стал одним из его учеников. Характерно, что Сократ является неизменным участником практически всех сочинений Платона, написанных в форме диалогов между историческими и иногда вымышленными персонажами. После его смерти он уехал из Афин и около двенадцати лет провел в путешествиях. Возможно, что интерес к математике возник у него под влиянием знакомства с Архитом Тарентским, с которым он встречался во время своего пребывания в Италии. Вернувшись на родину, Платон основал научную школу-Академию, которая была размещена на участке, специально купленном для этой цели Платоном в роще, носившей имя античного героя Академа. Это была первая в истории человечества подлинно научная школа. Платон особенно большое внимание уделял задачам на построение. Предание говорит, что при входе в свою академию, которая размещалась в роскошном саду, Платон сделал надпись: "Пусть не входит сюда тот, кто не знает геометрии". Также «Звонок на урок» - это изобретение Платона. Учеников Академии созывал на занятия сигнал, подаваемый часами: когда из ёмкости истекала вся вода, через клапан проходил поток воздуха, заставлявший звучать флейту. Высокая оценка математики определялась философскими установками Платона: он считал, что занятия математикой являются важным этапом на пути познания идеальных истин. Он рекомендует включить четыре дисциплины- арифметику, геометрию, стереометрию и теоретическую астрономию в число предметов, подлежащих изучению "стражами", стоящими во главе идеального государства. При этом он подчеркивает, что имеет в виду не практическую полезность этих наук, а их важность для упражнения ума и для того, чтобы подготовить душу к размышлениям над высшими философскими проблемами. В саду "Академии", который был излюбленным местом для диспутов философов и геометров, были впервые разработаны основные начала, на которых должна строиться геометрия. Под сенью этой академии были сформулированы основные методы доказательств, из которых до нас дошли "аналитико-синтетический метод" и "способ приведения к нелепости". В связи с решением задач на построение в платоновской школе выработалось понятие "о геометрическом месте точек", как о непрерывном ряде точек, удовлетворяющем определенному условию. Платон и его ученики считали построение геометрическим, если оно выполнялось при помощи циркуля и линейки. Если же в процессе построения использовались другие чертежные инструменты то построение не считалось геометрическим. Академия просуществовала до 329г. до н.э.- даты ее закрытия христианским императором Юстинианом, который счел невозможным терпеть ее языческие идеи.

 

ДОСТИЖЕНИЯ  В МАТЕМАТИКЕ

Решение задачи об удвоении куба.

Задача об удвоении куба заключается в следующем: Требуется  построить ребро куба, который по объему был бы в два раза больше данного куба. Трудности, связанные с решением задачи дали повод к возникновению легенды о ее происхождении. Одним из тех, кто ее решал, был Платон.

Платоновы тела.

Платон рассматривал четыре стихии (земля, воздух, вода, огонь) как совокупность мельчайших невидимых  частиц, имеющих формы правильных многогранников. Так частицы огня есть тетраэдры, воздуха - октаэдры, воды- икосаэдры, земли - кубы. Сначала Платон считал, что Бог определил додекаэдр для вселенной в целом. Однако позднее он вводит пятый элемент стихии - эфир, частицам которого придается форма додекаэдра. Поверхность каждого из многогранников представлена в виде комбинации некоторого числа треугольников- либо неравнобедренных, с углами при гипотенузе и , либо равнобедренных, с углами .

Легенда.

Однажды на острове Делосе, что находится в Эгейском море, вспыхнула эпидемия чумы. Жители этого острова обратились к знаменитому дельфийскому оракулу, который служил при храме Аполлона в Дельфах (Дельфы -общегреческий религиозный центр в Фохиде, у подножия горы Парнас), за помощью и советом. Чтобы прекратить страдания людей, ответил им оракул, надо снискать милость богов, а для этого надо удвоить золотой жертвенник богу Аполлону (богу Солнца), имеющий форму куба. Жители Делоса поспешили скорей отлить из золота два таких жертвенника, какой был установлен в храме Аполлона, и поставили один сверх другого, думая, что проблема удвоения жертвенника ими решена. Однако чума не прекращалась. Тогда они опять обратились к оракулу с недоумевающим вопросом: -Почему же не прекращается чума, ведь мы удвоили золотой жертвенник всесильному Аполлону? На это им оракул с огорчением ответил: -Нет, вы не решили поставленной задачи! Надо было удвоить жертвенник, не изменяя его кубической формы. Не в состоянии решить эту задачу так, как требовал оракул, делосцы обратились за помощью к знаменитому математику и философу Платону. Но он уклончиво ответил им: -Боги, вероятно, не довольны вами за то, что вы мало занимаетесь геометрией. Учителя, ученики, друзья. Аристотель был учеником Платона и много у него почерпнул, но он развил совершенно иную концепцию изучения реального мира. Руководя научной деятельностью внутри Академии, Платон находился в дружественных отношениях с крупнейшими математиками того времени- Феодором, Теэтетом, Архитом, Менехмом и Евдоксом.

 

ОБЛАСТИ ИНТЕРЕСОВ

Астрономия.

Платон считал, что  космос существовал не вечно. Основными  компонентами при образовании космоса послужили огонь и земля. Между этими компонентами помещены еще два средних члена- воздух и вода, причем воздух относится к воде, как огонь к воздуху, а вода к земле, как воде. То есть между четырьмя элементами существует отношение пропорции. В теле космоса Платон выделил два вращающихся круга, соответствующих плоскости экватора и плоскости эклиптики. Один из этих кругов является внешним по отношении ко второму. Оба они вращаются в противоположных направлениях, образуя друг с другом угол, подобно между стороной прямоугольника и диагональю. Внутренний круг расщепился на семь неравных кругов, по которым движутся Луна, Солнце и пять планет. Астрономия, утверждал Платон, не должна заниматься изучением движений наблюдаемых небесных тел. Расположение светил на небе и их видимые движения достойны всяческого восхищения и поистине прекрасны, но одни лишь наблюдения и объяснения движений далеко еще не составляют истинной астрономии. Различные фигуры, которые глаз видит на небе, надлежит использовать только как вспомогательные чертежи в поисках высших истин. К астрономии мы должны подходить, как к геометрии, рассматривая ее как серию задач, лишь подсказываемых наблюдаемыми светилами. Применение астрономии в навигации, при составлении календарей и вычислении времени для Платона интереса не представляли.

Философия.

Платоники проводили  резкое различие между миром вещей и миром идей. Тела и отношения в материальном мире несовершенны, преходящи и тленны, но существует другой, идеальный мир, в котором истины абсолютны и неизменны. Именно эти истины надлежит рассматривать философу. О физическом же мире мы можем иметь только мнения. Видимый, чувственный мир не более чем смутная, расплывчатая реализация идеального мира. Непреходящее знание может быть получено только относительно чистых идеальных форм. Платон утверждал, что реальность и рациональность физического мира могут быть постигнуты только с помощью математики идеального мира. То, что идеальный мир устроен на математических началах, не вызывало сомнений. Плутарх приводит знаменитое изречение Платона: "Бог всегда является геометром". Платон говорит, что "знание, к которому стремятся геометры, есть знание вечного, а не того, что тленно и преходяще". Математические законы платоники считали не только сущностью реальности, но и вечными и неизменными. Ему принадлежит ряд замечательных открытий, из которых выделяют следующие:

1) Способ находить  стороны прямоугольного треугольника  в рациональных числах.

2) Изобретение инструмента,  при помощи которого механически  решается вопрос о нахождении двух среднепропорциональных отрезков прямых между двумя данными.

3) Пополнил теорию иррациональных величин.

4) Продвинул вперед  стереометрию, которая раньше отставала  от планиметрии. 
5) Подведение под геометрию логического фундамента.

Платон касался и  астрономических вопросов. Он прямо  и недвусмысленно утверждал тезис о шарообразности Земли.

 

СОЧИНЕНИЯ

Corpus Platonicum включает 36 диалогов, Апологию Сократа (защита Сократа на суде) и Письма, а также ряд сочинений, написанных в рамках школы, но с древних времен приписываемых Платону. Платон стал выдающимся мастером и реформатором жанра сократического диалога, получившего распространение в школах, основанных учениками Сократа. Главное действующее лицо платоновских диалогов – Сократ, который беседует со своими собеседниками, реальными историческими лицами 5 в., на темы о знании и добродетели, бытии и небытии, справедливости и т.д. Наиболее ранние сочинения (Апология, Критон, Ион, Евтифрон, Хармид) в какой-то мере отражают содержание бесед исторического Сократа, но учение, излагаемое персонажами диалогов, принадлежит исключительно гению Платона, который избрал недогматическую форму диалога для изложения собственного философского учения. Стержень всего учения Платона – учение об идеях как бестелесных сущностях, показывает границу, где начинается оригинально платоновское творчество. Кратил описывает и обосновывает сосуществование двух областей: области видимых вещей, находящихся в непрерывном движении и изменении (для нее у Платона позднее был принят термин «становление»), и области вечного самотождественного бытия. Менон посвящен вопросу, откуда берется знание и как возможно обучение, и в нем доказывается, что знание есть припоминание истины, созерцавшейся душой до рождения. Следующая группа диалогов представляет учение об идеях: Федон, Федр и Пир. В тот же период наивысшего расцвета платоновского творчества написано самое крупное произведение Платона – Государство, в котором наиболее полно и систематично представлено разные стороны учения Платона о человеке, мире и познании. Более поздние диалоги посвящены проблемам познания и критике собственной теории идей: Теэтет, Парменид, Софист, Политик; два важнейших поздних диалога Тимей и Филеб отмечены влиянием пифагорейской философии. В конце жизни Платон работал над обширными Законами.

 

ДИАЛОГ «ФЕДР», ЕГО ОСОБЕННОСТИ

Особенности взглядов Платона  отразились в его теории красноречия. Он различает вещь и идею вещи, тело и душу. Душа, идея, знание, вообще все человеческое поведение интерпретируются в его работах, в частности в диалоге «Федр» (в нем он также излагает теорию красноречия), в виде идеального прообраза на небе.

Информация о работе Особенности диалога Платона «Федр»