Особенности научного стиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 13:21, доклад

Описание работы

Цель: Изучить особенности научного стиля.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Сказать об актуальности проблемы.
2. Выделить языковые черты стиля.
3. Изучить теоретические аспекты и выявить природу особенностей научного стиля.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
Особенности научного стиля…………………………………………...4
1.Основные черты……………………………………………………..4
2.Лексические особенности…………………………………………..5
3.Морфологические особенности…………………………………….6
4.Синтаксические особенности……………………………………….8
5.Фонетические особенности…………………………………………9
Заключение……………………………………………………………...10
Литература………………………………………………………………11

Файлы: 1 файл

Особенности научного стиля.docx

— 28.42 Кб (Скачать файл)

ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный Федеральный Университет

имени М.К. Аммосова»

Финансово – экономический  институт

 

 

 

Реферат

Особенности научного стиля

 

 

Выполнил: студент группы

                             Экономика бакалавр,

                                                                                 Финансы и кредит - 11

Решетников Мичил Русланович

                                                                                 Проверил:___________________

                                                                                 ____________________________

 

 

 

Якутск 2011

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………3

Особенности научного стиля…………………………………………...4

1.Основные черты……………………………………………………..4

2.Лексические особенности…………………………………………..5

3.Морфологические особенности…………………………………….6

4.Синтаксические особенности……………………………………….8

5.Фонетические особенности…………………………………………9

Заключение……………………………………………………………...10

Литература………………………………………………………………11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В русском языке образование  научного стиля в его современном понимании и такой его разновидности, как стиль естественнонаучных сочинений, относится ко второй половине XIX в. Это период расцвета естествознания в русской науке, активной деятельности ученых-просветителей и громадной популярности естествознания в передовых слоях общества. Причем эти процессы не были изолированы от других сторон жизни общества, а проходили в тесной связи с революционно-демократическим освободительным движением.

К научному стилю речи относится  такой вид литературы, как статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература и др. Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях также являются образцами научного стиля речи. В современном обществе нельзя обойтись без них и поэтому я считаю свою тему актуальной.

 

Цель: Изучить особенности  научного стиля.

 

Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:

1. Сказать об актуальности проблемы.

2.  Выделить языковые черты стиля.

3. Изучить теоретические аспекты и выявить природу особенностей научного стиля.

 

Особенности научного стиля

 

1. Основные черты

 

Научный стиль есть речевая система, специально приспособленная для  оптимального общения людей в научной сфере деятельности. Научный стилю присущ ряд особенностей: монологический характер; первичность письменной речи; строгий отбор языковых средств; точность и сжатость формулировок; логичность в изложении; объективность.

Эти особенности позволяют адекватно, неизбыточно и доступно для восприятия и оценки формулировать знания.

В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей, или разновидностей:

- собственно научный - наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии;

- научно-популярный (им пишутся научные статьи в газетах, научно-популярных журналах, научно-популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радия, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией);

- научно-учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия).

 

 

 

 

 

 

 

2. Лексические особенности

 

Для однозначности изложения в  научном стиле преобладают слова, исключающие возможность двусмысленности. В связи с этим характерной чертой научного стиля является его высокая терминированность – насыщенность терминами. Научная лексика постоянно дополняется новыми терминами. В сугубо научном (академическом) стиле термины не всегда поясняются. В научных и учебных произведениях для широкой аудитории и термины обычно разъясняются.

Эмоциональная нагруженность слова воспринимается как недостаток, мешающий пониманию, поэтому в научном стиле происходит смещение выбора в сторону более нейтральных слов. Научно-гуманитарная, а также научно-естественная литература, где предмет исследования – человек и природа, допускают употребление эмоционально-экспрессивных средств языка. Научно-техническая литература, предмет исследования которой – машина, не предполагает или предполагает в очень малой степени использование эмоциональных элементов. Значение имеет жанр научного произведения. Так, в свернутой информации (в реферате) эмоциональный элемент вовсе отсутствует, в научно-технических статьях он тоже крайне редок, в монографиях же встречаются чаще.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Морфологические особенности

 

Морфологические средства призваны подчеркивать эмоциональную нейтральность текста, способствовать смещению  фокуса внимания от  личности исследователя в  сторону предмета исследования.

Типичным является употребление форм настоящего времени глагола, и эти  формы имеют вневременное значение. Чаще употребляются глаголы несовершенного вида (около 80% от всех глаголов), так как от них образуются формы настоящего времени. Глаголы совершенного вида употребляются значительно реже (≈ 20%) и используются часто в устойчивых оборотах типа: рассмотрим…; докажем, что…; сделаем выводы; покажем на примерах и т.п.

Из форм наклонений в научной  речи преобладает изъявительное. За ним следует сослагательное в силу того, что в научном поиске необходимо отражается (и фиксируется в речи) элемент предположительности. Повелительное наклонение представлено редко (в основном при описании опытов – например, проверьте результаты…, сличите данные…).

Вместо формы 1 лица единственного  и множественного числа местоимений  Я или МЫ в научных текстах употребляются неопределенно-личные и безличные предложения.

Над глаголами преобладают имена  существительные и прилагательные, поскольку определения объясняется краткостью такого сочетания и высоким информативным весом именных форм, что чрезвычайно важно для научного изложения, цель которого – сообщить читателю большое число предметных значений в возможно более компактной форме.

Значительно реже, чем в других стилях, в частности, в разговорном  и художественном, употребляются одушевленные существительные. Частотны имена существительные среднего рода, например, с суффиксами –ние, –ство, поскольку эти слова обозначают отвлеченные понятия.

В научной литературе широко применяются  различные виды сокращений: графически (изд-во), буквенные аббревиатуры (ГОСТ), сложносокращенные слова (Госплан), сокращение без гласных (млрд.), сокращения смешанной формы (НИИцветмет).

Слова данный, известный, соответствующий используются в качестве средства связи;

В научном тексте прилагательных мало, причем многие из них употребляются  в составе терминов, имеют точное, узкоспециальное значение. В художественном тексте прилагательных в процентном отношении больше, и преобладают здесь эпитеты, художественные определения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Синтаксические особенности

 

Перед составителем текста стоит задача вместить довольно большой объем  информации в ограниченный объем текста. Поэтому в научных текстах используется большое число  синтаксических средств, способствующих синтаксической компрессии. Так, для научного стиля характерны словосочетания имен существительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени, часто с предлогом для (обмен веществ, коробка передач, прибор для монтажа).

Простых предложений в научной  речи столько же, сколько сложных (49,7% и 50,3%). Средний размер простого предложения – около 20 слов, сложного – около 30. Среди сложноподчиненных преобладают предложения с одним придаточным.

Для научной речи характерно выяснение  причинно-следственных отношений между  явлениями, поэтому в научных текстах преобладают сложные предложения с союзной связью (с союзами). Богато представлены сложные сочинительные и подчинительные союзы и союзные слова, такие, как: несмотря на то что, ввиду того что, потому что, вследствие того что, тогда как, между тем как, в то время как и др.

Новое предложение или абзац  часто начинаются с вводных слов, например: Таким образом, экспериментальные данные получены при помощи методов условных рефлексов и электроэнцефалографии.  Используется в научной речи и группа вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на то, кем высказана та или иная мысль, кому принадлежит то или иное выражение, каков источник сообщения (по нашему мнению, по убеждению, по понятию, по сведению, по сообщению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению и др.).

 

 

 

5.  Фонетические особенности

 

Научная информация в основном существует в письменном виде, поэтому роль фонетических барьеров невелика. Полный стиль произношения должен обеспечить четкое восприятие словесной формы  вообще и многосложной в частности. Этому же служит и относительно замедленный  темп произношения слов. Понятийные словосочетания разделяются удлиненными паузами, чтобы адресат лучше воспринимал их смысл. Общий равномерно-замедленный темп речи также призван создавать благоприятные условия восприятия. Фонетические особенности научного стиля сводятся к следующим: подчиненность интонации синтаксическому строю научной речи, стандартность интонации, замедленность темпа, стабильность ритмического и волнообразность интонационного рисунка. К особенностям произносительного научного стиля, как стиля книжного, относятся: ослабленная редукция гласных, ослабленная ассимиляция согласных, отчетливое произношение безударных слогов (с приближением к буквенному произношению), произношение заимствованных и интернациональных слов с приближение к источнику или к интернациональной норме и др.

Речь в дискуссии отличается большей эмоциональностью и экспрессивностью, она почти не уступает художественной разнообразием ритмомелодических  рисунков.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Итак, научный стиль, отражая  специфику той сферы, которую  он обслуживает, - сферы науки, во всех лингвистических проявлениях отражает присущую этой сфере форму мышления. Он направлен на реализацию не только функции общения, но и функции  познания, т.к. в процессе развертывания  речи происходит доработка  и упорядочение самой мысли.

Научный стиль отражает те особенности научного познания и  научного мышления, которые находят  отражение в языковой форме, т.е. в определенном отборе и организации  языкового материала.

Цель научного произведения - доказать истинность выдвинутой гипотезы. Поэтому все языковые средства в  научном тексте направлены на реализацию двух задач: информативной и воздействующей. Но в отличие от публицистического стиля, сила воздействия научного текста непосредственно зависит от того, насколько доказательны аргументы , приводимые автором, насколько логично, ясно и точно изложено содержание в научном тексте.

Такие качества, как логичность, ясность, точность, не являются спецификой только научной речи. Они необходимы и деловому языку, и публицистическому, желательны и в разговорном. Однако в научном стиле эти качества являются требованием самой науки, без этих качеств научное произведение не может существовать.

 

 

 

 

Литература

 

  1. Русский язык и культура речи. /Под ред. проф. В.И. Макеншова. М., 2002. 
  2. Васильева А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка: Научный стиль речи. М., 1976
  3. Л.С. Филиппова, В.А.Филиппов. Русский язык и культура речи. Курс лекций. Тюмень, 2000
  4. http://ru.wikipedia.org/Научный_Стиль

 

 


Информация о работе Особенности научного стиля