Подготовка публичного выступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 13:15, реферат

Описание работы

Как же работать, готовясь к выступлению? Может быть, написать и выучить речь наизусть (кстати, именно такой путь был принят в античной традиции)? Но традиции меняются, а выступление современного оратора должно быть естественным, а речь приближена к разговорной. Этого эффекта не будет, если озвучивать заученный наизусть написанный текст. К тому же, даже человек с прекрасной памятью от волнения может забыть всё, если потеряет хотя бы одну фразу из выученного текста. Кроме того, этот путь неоправданно трудоёмок. Но как, же совместить требования естественности, разговорности речи с необходимостью её подготовить?

Содержание работы

Введение 3

1 Фазы подготовки речи 4

1.1Докоммуникативная фаза 4

1.2Коммуникативная фаза 6

2 Уловки оратора 8

2.1 Фразы и паузы 8

2.2 Обращение к аудитории,комплимент и реакция аудитории 8

2.3 Приветствие и прощание. 9

3 Имидж оратора 10

Заключение 11

Список Литературы 12

Файлы: 1 файл

Реферат по Русскому языку и Культуре речи. (Подготовка публичного выступления)..docx

— 40.57 Кб (Скачать файл)

 

2 Уловки оратора

2.1 Фразы и паузы

    Следует, однако, не забывать, что никакие навыки и умения сами по себе не принесут успеха выступающему, если его разговор с аудиторией не будет проникнут глубокой идейностью и убежденностью в то, о чем говорится.

     Общеизвестно, что бесстрастная  и вялая речь не вызывает  отклика в сердцах слушателей, какой бы интересно и важной  темы она ни касалась. И наоборот, иной раз даже не совсем  складное выступление затронет  аудиторию, если оратор говорит  о накипевшем на душе, если  аудитория поверит в искренность  выступающего. Яркая, энергичная  речь, отражающая увлеченность оратора,  его уверенность, обладает значительной  внушающей силой.

 Установлено, что коротки фразы легче воспринимаются на слух, чем длинные. Лишь половина взрослых людей в состоянии понять фразу, содержащую боле тринадцати слов. А третья часть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова одного предложения, вообще забывают его начало. Необходимо избегать сложных предложений, причастных и деепричастных оборотом. Излагая сложный вопрос, нужно постараться передать информацию по частям.

     Паузы – очень важный элемент выступления. Известно, что слова звучат убедительнее после мини-пауз. Пауза в устной речи выполняет ту же роль, что знаки препинания на письме. После сложных выводов или длинных предложений необходимо сделать паузу, чтобы слушатели могли вдуматься в сказанное или правильно понять сделанные выводы. Если выступающий хочет, чтобы его понимали, то не следует говорить без паузы дольше, чем пять с половиной секунд (!)

 

2.2 Обращение к аудитории, комплимент и реакция аудитории

     Известно, что обращение к собеседнику по имени создает более доверительный контекст деловой беседы. При публичном выступлении также  можно использовать подобные уловки. Так, косвенными обращениями могут служить такие выражения, как «Как Вам известно», «Уверен, что Вас это не оставит равнодушными». Подобные доводы к аудитории – это своеобразные высказывания, подсознательно воздействующие на волю и интересы слушателей. Выступающий показывает, что слушатели интересны ему, а это самый простой путь достижения взаимопонимания.

     Другой элемент речевого этикета – комплимент. По своей сути комплимент содержит в себе психологический  механизм внушения. Особенно эффективен комплимент на фоне антикомплимента себе самому. Стиль комплимента слушателям зависит от ситуации, предыдушего контекста речи и специфики взаимоотношений выступающего и аудитории.

     Во время выступления дóлжно постоянно контролировать реакцию слушателей. Внимательность и наблюдательность в сочетании с опытом позволяют оратору уловить настроение публики. Возможно, рассмотрение некоторых вопросов придется сократить или вовсе отказаться от них. Часто удачная шутка может разрядить атмосферу.

 

2.3 Приветствие и прощание

     Представление. В начале выступления необходимо представиться. Представление может осуществляться без посредника или при помощи посредника. В официальной обстановке может быть такое начало:

  • Позвольте представиться!

В этой форму оттенок официальности  выражен очень ярко. Возможны и  другие формы представления –  менее официальные:

  • Разрешите представиться!

     Говорящий как бы просит предварительное разрешение вступить в контакт, назвать себя. Далее, выступающий называет свою фамилию, имя и отчество в именительном падеже, а также (при необходимости) место работы, должность и профессию.

     Прощание. Для делового общения характерны стилистически нейтральные стереотипы прощания:

  • До свидания!
  • Позвольте (разрешите) попрощаться…

Нужно иметь ввиду, что во многих случаях  перед прощанием желательно поблагодарить  собравшуюся публику.

     Еще одна особенность употребления речевых формул приветствия и прощания состоит в их сочетании с невербальными средствами (жест, улыбка), выражающими внимание, доброжелательность, готовность к контакту. Как держаться во время выступления?

     Не стоит прятаться за трибуной, не стоит бояться передвигаться по сцене.

     Стоять нужно прямо и перенести центр тяжести с пяток на носки.

     С отдельными слушателями можно наладить зрительный контакт. Выступление не должно быть монотонным, поэтому следует менять тембр голоса, подчеркивая новые и важные мысли.

    

 

3 Имидж оратора

     Власть оратора над аудиторией зависит не только от его силы, ума и воли, но и от производимого им впечатления и его привлекательности. Создание позитивного образа играет значительную роль в достижении успеха. Случается, что одна неподходящая деталь или несочетающиеся цвета могут разрушить весь тщательно продуманный костюм.  Одежда может испортить все выступление, если голова будет занята не выступлением, а тем, что пуговица на пиджаке болтается и ниточке и вот-вот упадет.

     Роль одежды в деловом общении очень значительна, поскольку она несет многомерную информацию о своем обладателе: о его финансовых возможностях; об эстетическом вкусе; о принадлежности к определённой социальной группе, профессии; об отношении к окружающим людям.

     Одежда влияет на успех или неуспех. Психологическая основа этого – «эффект ореола».

     В зависимости от ситуации, деловой костюм может быть в достаточно свободных комбинациях (например, водолазка вместо сорочки), но увлекаться этим не стоит. Не стоит и слепо следовать новинкам моды. Если фигура мужчины не подходит под описание «высокий и стройный», то двубортный костюм из гардероба лучше исключить – он еще больше «укоротит» фигуру, а полных превратит в «колобков».

     А чем отличается костюм деловой женщины? Для деловой женщины нет мелочей. Все – от прически до обуви - тщательно продумано. Есть несложные правила создания имиджа преуспевающей женщины. При подборе одежды важно:

  • Умение подбирать одежду. Следует избегать кричащих нарядов, обтягивающих силуэтов, изделий  из прозрачных материалов, толстых свитеров, декольте и мини-юбок.
  • Умение ее носить.
  • умение пользоваться разнообразными аксессуарами. Чем меньше украшений, тем лучше. Если деловая женщина надевает украшение, то оно должно быть функционально, или целенаправленно. Самое необходимое украшение для деловой женщины – это обручальное кольцо. Оно говорит о том, что вы заняты делом и ничем другим.

    

 

            Заключение

 

     Таким образом, чтобы выполнить свою задачу и донести до слушателя слово, выступающий должен обладать значительным диапазоном разнообразных знаний, умений и навыков, среди которых важнейшими являются:

  • знания основных социальных и психолого-педагогических особенностей процесса публичной речи;
  • умение подобрать материал для выступления и оформить его в соответствии с целевой установкой, законами композиции, логики и психологии, а также с особенностями устной речи и специфики аудитории;
  • умение установить контакт с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на трибуне и используя обратную связь с аудиторией;
  • безупречное владение устной речью: голосом, интонацией, мимикой, жестом, соблюдение всех требований культуры речи;
  • умение отвечать на вопросы аудитории, вести диалог, беседу, дискуссию и так же умения создать свой позитивный образ.

     Перечисленные основные знания, умения и навыки выступающего приобретаются в результате упорного труда и постоянных тренировок. Пренебрегать этими знаниями – значит не понимать особенностей ораторского искусства как сложного вида деятельности.  
 

 

          Список  литературы

 
  1. Апресян Г.З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. - М.: Издательство Московского университета, 1969. - 160с.
  2. Введенская Л.А. и др. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская. - Ростов н / Д: изд-во "Феникс", 2002. - 544с.
  3. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д. Карнеги. - М.: "Проспект", 1989. - 419с.
  4. Шейнов В.П. Риторика / В.П. Шейнов. - Мн.: Амалфея, 2000. - 592с.
  5. Сопер П. Основы искусства речи / П. Сопер. - М.: Б.И., 1992. - 446с.

Информация о работе Подготовка публичного выступления