Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 20:53, практическая работа
1. Какую смысловую модель использует А.Ф. Кони в начале обвинительной речи по делу об утоплении крестьянки Емельяновой ее мужем (слушалось 12 декабря 1872 года в Петербургском окружном суде)?
Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вашему рассмотрению подлежат самые разнообразные по своей внутренней обстановке дела, где свидетельские показания дышат таким здравым смыслом, проникнуты такой искренностью и правдивостью и нередко отличаются такой образностью, что задача судебной власти становится очень легка. Остается сгруппировать все эти свидетельские показания, и тогда они сами собою составят картину, которая в вашем уме создаст известное определенное представление о деле. Но бывают дела другого рода, где свидетельские показания имеют совершенно иной характер, где они сбивчивы, неясны, туманны, где свидетели о многом умалчивают, многое боятся сказать, являя перед вами пример уклончивого недоговаривания и далеко не полной искренности. Я не ошибусь, сказав, что настоящее дело принадлежит к последнему разряду…
2. Какую смысловую модель применяет Хосе Ортега-и-Гассет в приведенном отрывке из трактата «Восстание масс» (1930)?
Толпа – понятие количественное и визуальное: множество. Переведем его, не искажая, на язык социологии. И получим «массу». Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – совокупность лиц, выделенных особо; масса – не выделенных ничем. Речь, следовательно, идет не только и не столько о «рабочей массе». Масса – это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение – «многие» – переходит в качественное.
Дайте развернутый ответ (9 вопросов для каждого студента): объясните суть вопроса, выберите правильный ответ, объясните, какими признаками вы руководствовались.
Господа судьи, господа присяжные заседатели! Вашему рассмотрению подлежат самые разнообразные по своей внутренней обстановке дела, где свидетельские показания дышат таким здравым смыслом, проникнуты такой искренностью и правдивостью и нередко отличаются такой образностью, что задача судебной власти становится очень легка. Остается сгруппировать все эти свидетельские показания, и тогда они сами собою составят картину, которая в вашем уме создаст известное определенное представление о деле. Но бывают дела другого рода, где свидетельские показания имеют совершенно иной характер, где они сбивчивы, неясны, туманны, где свидетели о многом умалчивают, многое боятся сказать, являя перед вами пример уклончивого недоговаривания и далеко не полной искренности. Я не ошибусь, сказав, что настоящее дело принадлежит к последнему разряду…
А.Ф. Кони проводит сопоставление двух родов судебных дел и свидетельских показаний.
2) «причина и следствие»
3) «свидетельство»
4) «пример»
Толпа – понятие количественное и визуальное: множество. Переведем его, не искажая, на язык социологии. И получим «массу». Общество всегда было подвижным единством меньшинства и массы. Меньшинство – совокупность лиц, выделенных особо; масса – не выделенных ничем. Речь, следовательно, идет не только и не столько о «рабочей массе». Масса – это средний человек. Таким образом, чисто количественное определение – «многие» – переходит в качественное.
1) «имя»
2) «целое – части»
3) «предыдущее – последующее»
4) «дефиниция»
Дефиниция – это логическая операция, раскрывающая содержание понятия. Ортега-и-Гассет в малом текстовом объеме пытается дать определения сразу нескольким понятиям – толпа, масса, меньшинство.
Не только содержание, но и форма речей А.Ф. Кони свидетельствовала о его выдающемся ораторском таланте. Его речи всегда были просты и чужды риторическим украшениям, хотя были насыщены образами, сравнениями, обобщениями и меткими замечаниями, придававшими им жизнь и красоту. Они подтверждали верность изречения Паскаля о том, что истинное красноречие смеется над красноречием как искусством, развивающимся по правилам риторики. (В. Смолярчук).
1) повествование
2) описание
3) рассуждение
4) все типы
Смолярчук выдвигает тезис, о том что речи Кони свидетельствуют о его выдающемся ораторском таланте и доказывает его используя приемы:
Описание – раскрывая признаки предметов, их связи, описывает картину (речь Кони);
Повествование – он говорит о событиях протекающих во времени, в его рассказе есть сюжет, и действующие лица;
Рассуждение – то есть Смоляков доказывает свое мнение, относительно ораторского таланта Кони.
В самый день моего приезда сюда я имел свидание с начальником секретного Ватиканского архива гр. Марино-Марини и на другой день рассматривал у него списанные для меня акты. Получив потом письменное дозволение от кардинала статс-секретаря Бернетти осмотреть секретный архив и хранящиеся в нем рукописи, я отправился туда с Марино-Марини и провел несколько часов в рассмотрении сей сокровищницы европейской и всемирной истории (А.И. Тургенев).
1) описание
2) рассуждение
3) повествование
А.И. Тургенев повествует о событиях, происходивших с ним во время работы в Ватиканском храме.
4) все типы
Центр Костромы – след не отягощенного трезвостью фурсовского таланта. Полет этой русской поэзии явственно ощутим на Сусанинской площади и вокруг. Вдали над Пряничными рядами высится Ленин, уже на расстоянии удивляя блатной позой: живот выпячен, все расстегнуто, рука в кармане. Иван Сусанин на Молочной горе над Волгой, напротив, обтекаем так, что выглядит продолжением круглого постамента (П. Вайль).
1) натуралистический
2) иронический
В основе иронического пафоса – скрытая насмешка над городом Кострома.
3) сентиментальный
4) романтический
Запойкин, как известно многим читателям, обладает редким талантом произносить экспромтом свадебные, юбилейные и похоронные речи. Он может говорить, когда угодно: спросонок, натощак, в мертвецки пьяном виде, в горячке. Речь его течет гладко, ровно, как вода из водосточной трубы, и обильно; жалких слов в его ораторском словаре гораздо больше, чем в любом трактире тараканов. Говорит он всегда красноречиво и длинно, так что иногда, в особенности на купеческих свадьбах, чтобы остановить его, приходится прибегать к содействию полиции.
1) «виноватый оратор»
2) «актерствующий краснобай»
Типология «несимпатичных ораторов» предложена А.Монро. Отталкивающее впечатление производит оратор, упивающийся своими речами, выходящий к публике лишь для демонстрации публике своей персоны. На Руси говорили: Краснобай заговорит – всех переморит.
3) «оракул»
4) «отшельник»
Школьником я был на Севере у поморов. Они поразили меня своей интеллигентностью, особой народной культурой, культурой народного языка, особой рукописной грамотностью (старообрядцы), этикетом приема гостей, этикетом еды, культурной работы, деликатностью и пр., и пр.
Автор обращается к личному опыту, воспоминаниях и встречам
2) драматизация
3) экспрессия
4) прогнозирование
Схиигумен Савва терпеть не мог многословия. Он учил своих чад говорить как можно более кратко. Некоторым он давал правило произносить в день не более определенного количества слов. Старец стремился сохранить от рассеяния внутреннюю молитву, поэтому он предпочитал, чтобы духовные чада записывали свою исповедь – не более одной или двух страниц. Они должны были обдумать ее, выбрать самое главное и отбросить второстепенное. <...>. Чем меньше слов, тем понятнее дело, тем более правильный ответ может дать духовник».
1) экспрессия
2) сопоставление всех «за» и «против»
3) апелляция к авторитету
Автор аппелирует к человеческому и духовному авторитету схиигумена Саввы – ненавистника фарисейского многословия и лжи.
4) гипербола
Уважаемый Александр Сергеевич!
Ваше заявление с просьбой сообщить о судьбе Вашего деда – Флоренского Павла Александровича рассмотрено. В соответствии с имеющимися в Управлении архивными материалами Флоренский Павел Александрович 1882 года рождения …был арестован органами ОГПУ 25 февраля 1933 года и без достаточных оснований обвинялся в «контрреволюционной агитации и пропаганде и организации контрреволюционной деятельности», т.е. в совершении преступлений, предусмотренных ст. 58-10-11. <…>. Определением
Архангельского областного Суда от 5 марта 1959 года… дело прекращено за отсутствием состава преступления. <…>.
1) разговорный
2) публицистический
3) научный
4) официально-деловой
Основными признаками официально-делового стиля являются:
- преимущественно письменная форма изложения;
- стандартизированность;
- высокая степень
- использование однозначно
трактуемых слов и
- отсутствие образности
и экспрессивно окрашенных
- информативная насыщенность;
Все указанные признаки присутствуют в приведенном тексте.
Информация о работе Практическая работа по дисциплине «Риторика»