Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 11:04, контрольная работа
В придаточныъ причины в сложноподчинённых предложениях в придаточной части раскрывается причина того, о чём говорится в главной части. В главной части сообщается о следствии, то есть результате. Придаточные причины отвечают на вопросыпочему? отчего? по какой причине?. Придаточные причины присоединяются с помощью союзов потому что, так как, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, из-за того что, ввиду того что.Охотники расположились в шалаше и были счастливы, оттого что могут переждать непогоду (Ю. Казаков).
Придаточные причины
В придаточныъ причины
в сложноподчинённых
Все составные причинные союзы, кроме союза так как, могут разделяться запятой на две части: указательная часть располагается в главной части. Это позволяет направить внимание читающего или слушающего на содержание главной части, то есть сосредоточить внимание не на причине, а на следствии, результате происшедшего.
Придаточные причины могут
располагаться перед, после и
внутри главной части, кроме частей, присоединяемых
союзом потому что, так как этот союз не может
находиться в начале предложения
Придаточные
следствия
В сложноподчинённых предложениях с придаточными
следствия в придаточной части указывается
на следствие, результат, вывод, который
вытекает из того, о чём говорится в главной
части. В главной части сообщается о причине,
которая привела к такому результату.
Придаточные следствия отвечают на вопросчто произошло вследствие
этого? и присоединяются союзом так
что: Кот ловит мышей,
так что мышей в доме не было
На что необходимо обратить внимание в материалах параграфа, чтобы правильно выделять запятыми придаточное предложение?
1. Конструирование предложений
І. Прочитайте предложения. Укажите, в какой части сложного предложения рассказывается о причине происшедшего, в какой — говорится о следствии.
ІІ. Запишите предложения трижды: располагая придаточную часть перед, после и внутри главной части. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы. Устно объясните написание корней с чередованием гласных.
О б р а з е ц. В саду лучше иметь пологие лестницы, так как крутой подъём может испортить вам прогулку по саду. Так как крутой подъём может испортить вам прогулку по саду, в саду лучше иметь пологие лестницы. В саду, так как крутой подъём может испортить вам прогулку по саду, лучше иметь пологие лестницы.
1. Он очень торопился так как соб..рался прийти на встречу первым. 2. Устойчивость лесов к воздействию неблагоприятных факторов понижается вследствие того что увеличились площади старовозр..стных насаждений. 3. В этих р..стениях нас интересуют только стебли потому что листья не годятся для плетения (Е. Мельникова). 4. Ввиду того что многое из естественной р..стительности удалось сохранить молодой сад производит впечатление старого парка. 5. В школьном возр..сте благодаря тому что в школе хорошо велось преподавание литературы я имел возможность познакомиться со всеми выдающимися произведениями русской и мировой классики (В. Бондаренко)
ІІІ. Укажите, какие союзы стилистически нейтральны, так как употребляются по всех стилях, какие — только в книжных. Устно замените книжные союзы стилистически нейтральными.
2. Объяснительное письмо
І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки.
1. Наташа у нас вчера (в)первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на)мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин). 3. Они прошли (в)близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов). 4. Буфетчик (в)миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на)верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в)низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков).
ІІ. Повторно запишите предложения, преобразуя сложноподчинённые предложения с придаточными следствия в сложносочинённые с союзом и.
3. Восстановление текста
І. Из каждой пары простых
предложений составьте
1. Зависимость от мобильного телефона приобретает угрожающие размеры. Психологи изучают причины её возникновения и средства её преодоления (В связи с тем что). 2. Мобильная зависимость может привести к повышенной тревожности, нарушениям сна, невозможности приспособиться к новым ситуациям. Причины зависимости от алкоголя, табака, сладостей или мобильного телефона — одинаковые (Вследствие того что). 3. Учёные считают психологическую зависимость от мобильного телефона заболеванием. За границей от мобильной зависимости и SMS-мании лечат в клиниках (потому что).
ІІ. Устно из каждой пары простых предложений составьте сложноподчинённые, используя союзтак что. Укажите вид придаточных предложений.