Приемы речевой выразительности, используемые в тостах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 22:37, доклад

Описание работы

Свадьбы, крестины, помолвки всегда дают богатую пищу для тостов. Но существует и немало других ситуаций - официальные обеды, годовщины каких-либо событий, дни рождения, небольшие застолья в интимном кругу, когда люди могут пожелать произнести тост.
Тост- короткая застольная речь с пожеланием чего-нибудь, предложение выпить бокал вина в честь кого-чего-нибудь.

Содержание работы

1. Введение.
2. Тосты и их виды.
3. Лексика тостов.
4. Композиция тостов.
5. Приемы речевой выразительности, используемые в тостах.
6. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

тосты.docx

— 34.97 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание 

 

1. Введение.

2.     Тосты и их виды.

3.     Лексика тостов.

4.     Композиция тостов.

5.     Приемы речевой выразительности, используемые в тостах.

6. Список использованной литературы. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

Что это? 
- Тебе нужен тост. 
- Да. 
- А тост без вина - это все равно, что брачная ночь без невесты. 
- Нет, я ж не пью. 
- А я пью? Что тут пить?

- Вы меня не так поняли. Я совершенно не пью. Понимаете? Не имею физической возможности. 
- Вот по этому поводу - первый тост.

- Тост? Сейчас запишу... 
- Потом запишешь. Бери стакан.

(из к/ф «Кавказская пленница»)

Введение 

 

Свадьбы, крестины, помолвки всегда дают богатую пищу для тостов. Но существует и немало других ситуаций - официальные обеды, годовщины каких-либо событий, дни рождения, небольшие застолья в интимном кругу, когда люди могут пожелать произнести тост.

Тост- короткая застольная речь с пожеланием чего-нибудь, предложение выпить бокал вина в честь кого-чего-нибудь.

Речь или тост могут включать в себя приветствие в адрес почётного гостя, общую ситуацию, послужившую поводом для встречи, общепринятую форму пожелания гостям процветания, счастья.

Тост - это публичная речь, поэтому тосту должны быть присущи все элементы публичной речи: уверенный тон, достаточная громкость, взгляд в глаза слушателей, энергичность адекватно атмосфере праздника и др.

Не менее важно и речевое оформление тостов.

 

 

  

 

 

1.                Тосты и их виды 

 

Согласно толковым словарям тост- короткая застольная речь с пожеланием чего-нибудь, предложение выпить бокал вина в честь кого-чего-нибудь (Большой академический словарь, Малый академический словарь). В Большом академическом словаре как устойчивые зафиксированы пить, выпить тост за кого-нибудь (т. 15, 1963).

У Даля тост – заздравное, застольное пожелание, величание; кубок вина, на пиру, с речами или приговором в честь кому-либо; заздравие, исполатье.

И в «Толковом словаре русского языка: В 4 т.» под ред. Д. Н. Ушакова (уже в 1938) как переносное было зафиксировано с пометой разговорное такое значение слова тост– «бокал, стакан с вином, выпиваемый в знак добрых пожеланий кому-нибудь:осушить тост в честь кого-нибудь; выпить тост».

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова (М., 1989) и в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой (М., 1997) в качестве примеров приведены реченияпроизнести (провозгласить, предложить, поднять) тост.

У Брокгауза и Ефрона находим: «Тост - застольная речь за чье-либо здоровье; на политических банкетах повод для агитационных речей».

Тост – отангл. toast – устар.: человек, за здоровье которого пьют; первоначально в Англии перед оратором ставили стакан с водой и поджаренный ломоть хлеба;

От этого же корня и тост – обжаренный ломтик хлеба, как полагают некоторые, в старину жители Британских островов, прежде чем выпить вино или какой-либо более крепкий напиток, окунали в него поджаренный на огне ломтик хлеба, чтобы напиток впитал в себя также и хлебный аромат. Впоследствии традиция окунать хлеб в вино забылась, но возникла традиция перед тем, как выпить вина, произносить тост.

Итак, сегодня у слова тост два значения – 1) застольная речь; 2) стакан (бокал, стопка), наполненный алкогольным напитком, выпиваемый в знак доброго расположения к кому-нибудь. Второе значение – переносное, метонимическое (метонимия – перенос значения по смежности).

Существуют различные поводы, по которым собираются пиры, застолья, провозглашаются тосты. Так, например, в произведениях А.С. Пушкина указываются чаще всего печальные события: прощание («Наполним кубок на прощанье...»), похороны («Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега...»), желание забыть горе («Пролей мне в грудь отрадное похмелье, Минутное забвенье горьких мук»), разлука («С кем долгую запил бы я разлуку»).

Однако не редко встречается и свадьба («И я там был, и мед я пил...»), обеды («Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио. Пили по-обыкновенному, то есть очень много...»), время игры в биллиард («Между тем игра наша продолжалась. Чем чаще прихлебывал я от моего стакана, тем становился отважнее») и др.

Тосты можно условно разделить на четыре категории. Первая группа- тосты-похвалы, панегирики, обращенные к кому-либо из присутствующих. Такие тосты создают психологический комфорт: все мы нуждаемся в добром слове и в дуновении хвалы. Ко второй группе можно отнести тосты-пожелания. К третьей –развлекательные тосты, цель которых – юмор, познание, интересные суждения. И четвертая категория тостов – тосты-назидания, утверждающие нормативные представления о поведении человека.

По своим языковым особенностям тост совсем не похож на повествовательные фольклорные жанры. Рассказывание тоста - это не повествование, а представление, производимое единственным актером. 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

2.                Лексика тостов 

 

К лексико-семантическим группам относятся такие лексические объединения, которые состоят из семантически взаимообусловленных компонентов, имеющих однородные, сопоставимые значения и относятся к какой-либо одной части речи.

Более всего в тостах представлены лексико-семантические группы «Напитки» и «Сосуды».

Так еще в произведениях А. С. Пушкина лексико-семантическая группа «Напитки» представлена следующими лексемами: мед («И мед из тяжкого стакана За их здоровье выпивал»), пиво, вино («Ковши, серебряные чаши С кипящим пивом и вином...»), шампанское («...Шампанской обливать бутылкой...»), наливка («Онегин шкафы отворил, В одном нашел тетрадь расхода, В другом наливок целый строй...»), пунш («...Зурин велел подать пуншу и уговорил меня попробовать...»), настойка («... а всего лучше опохмелиться полстаканчиком настойки...»), водка («Я позвал вожатого, благодарил за оказанную помочь и велел Савельичу дать ему полтину на водку») и др.

Лексико-семантическая группа «Сосуды» включает следующие лексемы: ковш («Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега...»), стакан («Полнее стакан наливайте!»), кружка («Выпьем с горя, где же кружка?»), бутылка («Бутылка светлого вина...»), бокал («Люблю я дружеские враки и дружеский бокал вина...»), рюмка («Со всех сторон Гремят тарелки и приборы Да рюмок раздается звон»), чаша («...И как вакханочка резвилась За чашей пела для гостей»), кубок («Тебе мы с утренней зарей Наполним кубок на прощанье...»).

Многие слова этих лексико-семантических групп употребляются и в настоящее время в тостах.

Кроме того, особенно яркие речевые характеристики отличают персонажей тостов об этнических меньшинствах. «Представление» соответствующего персонажа предполагает имитацию «неисконной»              русской речи. К наиболее часто имитируемым особенностям «неисконной» русской речи, конечно, относится акцент и типичные граммати-                      ческие ошибки. Помимо этого используется интонация, склонность к употреблению определенных частиц, этикетных формул, диалогические стратегии и т. д.

При этом рассказчик обычно не ставит себе задачи фотографически точно воспроизвести «неисконную» русскую речь. Речь, скорее, идет об использовании своеобразных условных сигналов, создающих соответствующий речевой образ. Особый интерес представляют случаи, когда использование той или иной единицы определенным образом коррелирует с какими-то чертами характера, приписываемыми соответствующему этническому и языковому меньшинству. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Композиция тостов  

 

Композиции тоста могут быть различными.

Одна из самых интересных и распространенных композиций - это так называемая «Сказка – Вывод». Сначала рассказывается Сказку, а затем из нее делают Вывод.

Сказка - это небольшой интересный, остроумный рассказ для затравки:

·                     какая-нибудь история

- Две с половиной  тысячи лет назад, после смерти  персидского царя Кира, на его  могиле была установлена надпись, которая гласила: «О человек, кто  бы ты ни был и откуда  бы ты ни явился, ибо я знаю, что ты придешь, я - Кир, создавший  персидскую державу. Не лишай  же меня той горстки земли, которая покрывает мое тело»;

- «Мадемуазель де  Соммери, будучи поймана своим любовником на месте преступления, храбро это отрицала, а когда тот стал горячиться, заявила: «Ах, я прекрасно вижу, что вы меня разлюбили; вы больше верите тому, что вы видите, чем тому, что я говорю» (Стендаль);

- Зигмунд Фрейд, в ответ на вопрос его учеников, нет ли чего-либо символичного  в том, что он курит большие  сигары, ответил: «Иногда сигара - всего  лишь сигара».

·                     случай из жизни («Зимой прошлого года, когда я отдыхал в Тундре…»);

·                     анекдот («Пошел как-то Штирлиц за яйцами…»);

·                     любопытная мысль:

- Самый древний  египетский фараон Менес, так и не узнал, что вошел в историю первым из всех людей.

·                     примечательный факт или информация:

- За всю историю  на Земле родилось 76 миллиардов  человек и 70 миллиардов из них  умерли, а разница - 6 миллиардов - это  современное человечество;

- Уран в словаре  Вебстера 1903 года издания был  назван «бесполезным металлом»;

- В конце XX века  произошло одно из величайших  событий столетия, которого многие  не заметили: на 360 году своего  существования наконец-то была  доказана Великая теорема Ферма;

·                     афоризм (серьезный или не очень):

- «Путь в тысячу  миль начинается с одного шага» (Конфуций);

- «Никто тебе  не друг, никто тебе не враг, но каждый человек - учитель»;

- «Женщиной не  рождаются, ею становятся» (Симона  де Бовуар);

- «Женщина может  сделать миллионером любого мужчину-миллиардера» (Чарли Чаплин);

- «Я всегда говорил, что женщина должна быть как  хороший фильм ужасов: чем больше  места остается воображению, тем  лучше» (Альфред Хичкок);

- «Будь мой отец  посмелее, я был бы на три года старше» (Марсель Ашар);

- «Теперь столько  пишут о вреде курения, что  я твердо решил бросить читать» (Джозеф Каттен);

- «Молодость - недостаток, который быстро проходит» (Гёте);

·                     интересный вопрос:

- Почему навозные  жуки не догадываются о происхождении  своей навозной кучи?

- Один шахматист  чихнул и больно ударился лбом  о ферзя. Считать ли шахматы  экстремальным видом спорта? 

Желательно, чтобы в Сказке были ответы на вопросы: кто?,                   что?, когда?, где?, что сделал?, что из этого вышло? и прочие (одним словом - образы (яркие картинки)). Например, когда мы слышим: «однажды я шел по парку и вдруг прямо передо мной непонятно откуда возник…»,                     то такое начало Сказки не что иное, как ответы на вопросы: когда? - однажды, кто? - я, что делал? - шел, где? - по парку, что произошло? - возник кто-то… Подобная информация воспринимается легче, чем,                скажем, такая: «когда речь заходит о разуме, нервная система не интегрируется путем централизации вокруг догматической клетки, вместо этого она вырабатывает многомиллионную демократию, каждая единица которой является клеткой». 

Сказки, гармонично вплетенные в речь, хороши тем, что привлекают внимание слушателей и запоминаются лучше, чем общие фразы и сухая информация в протокольном стиле.

Вывод из сказки, как правило, должен быть актуальным для торжества, например: «…за нашего Григория Алексеевича, который, как яблоко, весьма кстати свалился на нашу голову, жаль только, что Закон Всемирного Тяготения уже открыт!». Вывод иногда (особенно, когда за Григория Алексеевича уже пили восемь раз подряд) может касаться просто вечных ценностей, которые актуальны во все времена.

Вывод должен нести положительный эмоциональный заряд и органично вытекать из Сказки.

Тост не должен быть слишком длинным. Начиная говорить, не упускайте из виду, что слушатели сидят с наполненными бокалами. Вспомните, как часто во время застолья случаются такие конфузы: тостующий, уже дошедший до определенной кондиции, часами говорит на отвлеченные темы и тем самым лишает аудиторию возможности с ним сравняться.

Односложные фразы типа «вздрогнули», «поехали», «понеслась», а также стандартные «со свиданьицем» или «на дорожку» никак не отражают сути разговорного застольного жанра. Они исполняют лишь чисто прикладную роль, то есть дают условный сигнал собравшимся - сдвинуть бокалы и выпить. Но, в некоторых случаях такие тосты оказываются куда более уместными, чем долгие речи.

Информация о работе Приемы речевой выразительности, используемые в тостах