Приёмы установления контакта оратора с аудиторией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:19, реферат

Описание работы

С первого до последнего слова оратор должен бороться за внимание и интерес аудитории, за готовность воспринять, что он говорит, за желание согласиться с ним и последовать его предложениям. И это нельзя понимать, как заранее обеспеченное и неизменно сопутствующее выступлению. Оратор для этого постоянно поддерживает психологический контакт со слушателями, непрерывно возбуждает и заостряет их интерес, добивается их расположения, преодолевает безразличие, критические или просто недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекает, удовлетворяет любознательность, воодушевляет, убеждает и призывает к действию - в зависимости от мотивов выступления.

Файлы: 1 файл

Реферат по Риторики.docx

— 47.01 Кб (Скачать файл)

Для современной ораторской речи является характерным сочетание  логико-аналитических и эмоцианально-образных языковых средств. Практика выступления  лучших ораторов показывает, что сухое  деловое выступление, сводимое к  передаче "голой" информации в  современной, хорошо осведомленной  аудитории, как правило, остается без  внимания, а нередко вызывает скуку  и даже раздражение.

Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:

· Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные  сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.

· Переход от монолога к  диалогу (полемике) позволяет приобщить  к процессу обсуждения отдельных  участников, активизировать тем самым  их интерес.

· Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается

ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность.

· Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.

· Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.

· Показ практической значимости информации.

· Использование юмора  позволяет быстро завоевать аудиторию.

· Краткое отступление  от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".

· Замедление с одновременным  понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").

· Прием градации - нарастание смысловой и эмоциональной значимости слова. Градация позволяет усилить, придать им эмоциональную выразительность  фразе, сформулированной мысли.

· Прием инверсии - речевой  оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.

· Прием апелляции к  собственным мыслям.

Среди приемов ораторской речи, существенно повышающих ее эффективность  и убедительность, следует особо  выделить лексические приемы. Практически  во всех руководствах по ораторскому  искусству среди лексических  приемов рекомендуется использовать так называемые тропы.

Тропы - это речевые обороты  и отдельные слова, употребляемые  в переносном значении, которые позволяют  достичь необходимой эмоциональной  выразительности и образности. К  тропам относят сравнения, метафоры, эпитеты, гиперболы...

Сравнение - один из наиболее часто используемых приемов, который  обладает большой убеждающей силой, стимулирует у слушателей ассоциативное  и образное мышление и тем самым  позволяет оратору достичь желаемого  эффекта.

Метафора - это перенос  названия одного предмета на другой, это  речевое сближение 2 явлений по сходству или контрасту. Например: "Локомотив  истории остановить невозможно..."

Эпитет - образное определение  предмета, явления, раскрывающее его  сущность. Например: "Студент - это  не сосуд, который следует заполнить  знаниями, а факел, который надо зажечь!.."

Аллегория - иносказательно изображает что-либо. Например: "Однажды  прохожий спросил у строителя:"Что  ты делаешь?" Тот подумал и ответил: "Не видишь? Вожу камни". Второй строитель  на тот же вопрос ответил: "Зарабатываю  деньги!"

Гипербола представляет собой  вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств  предметов и явлений. Например: "Редкая птица долетит до середины Днепра".

Действенным средством контакта являются специальные слова и  выражения, которые обеспечивают обратную связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица (я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и 2 лице (попробуем понять, оговоримся, отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте, конкретизируем и др.), обращения (уважаемые  коллеги, дорогие мои), риторические вопросы (Вы ведь хотите услышать мое  мнение?). Специфика устной речи проявляется  в построении фраз и целых предложений. Считается, что в публичном выступлении  предпочтение следует отдавать более  коротким предложениям, они лучше  воспринимаются на слух и запоминаются. Кроме того, короткое предложение  позволяет более вариантно подходить  к изменению интонации.

Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть "барьер", служат объединению говорящего со слушателями.

 

2.2 Поза, жесты, мимика  оратора

 

Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют  на зрительный канал восприятия, акцентируют  внимание на содержании информации, поступающей  по слуховому каналу, повышают эмоциональность  и тем самым способствуют лучшему  усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.

Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности  и естественности на трибуне, перед  аудиторией. Вид человека, который  длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного  доклада опытный выступающий  меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или  иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность "отдохнуть" и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.

Мастерство оратора проявляется  в усилении воздействия жестом, мимикой. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых, которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление  волос, одежды, верчение ручки и др.). Утверждают, что лучший и самый  совершенный жест тот, который не замечают слушатели, т. е. который органично  сливается с содержанием речи.

В ораторском искусстве используются:

· Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы "Говорит, что воду цедит".

· Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, "отрубающая" фразу рука).

· Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.

· Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).

· Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение "там и здесь"), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).

О важности жестикуляции, говорит  тот факт, что в риториках, начиная  с античных времен, ей посвящались  специальные главы.

Основным показателем  чувств говорящего является выражение  лица. Мимика оратора стимулирует  эмоции аудитории, способна передать гамму  переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость ... . Выражение лица должно соответствовать характеру  речи. У хорошего оратора, как замечал  А. Ф. Кони:"Лицо говорит вместе с  языком". Лицо и весь внешний облик  выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или  безучастных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     С первого  до последнего слова оратор  должен бороться за внимание  и интерес аудитории, за готовность  воспринять, что он говорит, за  желание согласиться с ним  и последовать его предложениям. И это нельзя понимать, как  заранее обеспеченное и неизменно  сопутствующее выступлению. Оратор  для этого постоянно поддерживает  психологический контакт со слушателями,  непрерывно возбуждает и заостряет  их интерес, добивается их расположения, преодолевает безразличие, критические  или просто недоброжелательные  установки аудитории и, в конечном  счете, развлекает, удовлетворяет  любознательность, воодушевляет, убеждает  и призывает к действию - в зависимости  от мотивов выступления.

     Ораторство  – не менее трудное искусство,  чем любое другое. Над этим  надо много работать и конечно  же выступать публично. Ведь знать  просто теорию успешного ораторского  выступления недостаточно, нужна  практика, чтобы показать знания  теории на деле.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Дружинина Г.А., Чайка  Г.Л. Пути формирования профессиональных  качеств лектора. Лекционная пропаганда: вопросы теории, организации и  методики. - К., 1989.

2. Ниренберг Д., Калеро  Г. Как читать человека словно  книгу/Пер. с англ. - М., 1988.

3. Иванова С.Ф. Специфика  публичной речи. - М. , 1978.

4. Карнеги Д. Как вырабатывать  уверенность в себе и влиять  на людей, выступая публично. - М. , 1995.

5. Ножин Е.А. Основы  советского ораторского искусства. - М. , 1981.

6. Сопер П. Основы искусства  речи. - М. , 1992.

7. Андреев В.И. Деловая  риторика, Народное образование,  М.:1995.

8. Предраг М. Как проводить  деловую беседу. - М.:1987.

 


Информация о работе Приёмы установления контакта оратора с аудиторией