Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:19, реферат
С первого до последнего слова оратор должен бороться за внимание и интерес аудитории, за готовность воспринять, что он говорит, за желание согласиться с ним и последовать его предложениям. И это нельзя понимать, как заранее обеспеченное и неизменно сопутствующее выступлению. Оратор для этого постоянно поддерживает психологический контакт со слушателями, непрерывно возбуждает и заостряет их интерес, добивается их расположения, преодолевает безразличие, критические или просто недоброжелательные установки аудитории и, в конечном счете, развлекает, удовлетворяет любознательность, воодушевляет, убеждает и призывает к действию - в зависимости от мотивов выступления.
Для современной ораторской
речи является характерным сочетание
логико-аналитических и
Как бы не интересна была тема, внимание аудитории со временем притупляется. Его необходимо поддерживать с помощью следующих ораторских приемов:
· Вопросно-ответный прием. Оратор ставит вопросы и сам на них отвечает, выдвигает возможные сомнения и возражения, выясняет их и приходит к определенным выводам.
· Переход от монолога к диалогу (полемике) позволяет приобщить к процессу обсуждения отдельных участников, активизировать тем самым их интерес.
· Прием создания проблемной ситуации. Слушателям предлагается
ситуация, вызывающая вопрос: "Почему?", что стимулирует их познавательную активность.
· Прием новизны информации, гипотез заставляет аудиторию предполагать, размышлять.
· Опора на личный опыт, мнения, которые всегда интересны слушателям.
· Показ практической значимости информации.
· Использование юмора позволяет быстро завоевать аудиторию.
· Краткое отступление от темы дает возможность слушателям "отдохнуть".
· Замедление с одновременным понижением силы голоса способно привлечь внимание к ответственным местам выступления (прием "тихий голос").
· Прием градации - нарастание
смысловой и эмоциональной
· Прием инверсии - речевой оборот, который как бы развертывает привычный, общепринятый ход мыслей и выражений на диаметрально противоположный.
· Прием апелляции к собственным мыслям.
Среди приемов ораторской
речи, существенно повышающих ее эффективность
и убедительность, следует особо
выделить лексические приемы. Практически
во всех руководствах по ораторскому
искусству среди лексических
приемов рекомендуется
Тропы - это речевые обороты
и отдельные слова, употребляемые
в переносном значении, которые позволяют
достичь необходимой
Сравнение - один из наиболее
часто используемых приемов, который
обладает большой убеждающей силой,
стимулирует у слушателей ассоциативное
и образное мышление и тем самым
позволяет оратору достичь
Метафора - это перенос названия одного предмета на другой, это речевое сближение 2 явлений по сходству или контрасту. Например: "Локомотив истории остановить невозможно..."
Эпитет - образное определение предмета, явления, раскрывающее его сущность. Например: "Студент - это не сосуд, который следует заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь!.."
Аллегория - иносказательно изображает что-либо. Например: "Однажды прохожий спросил у строителя:"Что ты делаешь?" Тот подумал и ответил: "Не видишь? Вожу камни". Второй строитель на тот же вопрос ответил: "Зарабатываю деньги!"
Гипербола представляет собой вид тропа, состоящего в преднамеренном преувеличении свойств, качеств предметов и явлений. Например: "Редкая птица долетит до середины Днепра".
Действенным средством контакта
являются специальные слова и
выражения, которые обеспечивают обратную
связь. Это личные местоимения 1 и 2 лица
(я, вы, мы, мы с вами), глаголы в 1 и
2 лице (попробуем понять, оговоримся,
отметим, прошу вас, отметьте себе, подумайте,
конкретизируем и др.), обращения (уважаемые
коллеги, дорогие мои), риторические
вопросы (Вы ведь хотите услышать мое
мнение?). Специфика устной речи проявляется
в построении фраз и целых предложений.
Считается, что в публичном выступлении
предпочтение следует отдавать более
коротким предложениям, они лучше
воспринимаются на слух и запоминаются.
Кроме того, короткое предложение
позволяет более вариантно
Перечисленные языковые средства контакта помогают преодолеть "барьер", служат объединению говорящего со слушателями.
2.2 Поза, жесты, мимика оратора
Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей. По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путем.
Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, легкости, подвижности и естественности на трибуне, перед аудиторией. Вид человека, который длительное время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперед в нужный момент усиливает значимость того или иного места речи, помогает сосредоточить на нем внимание. Отступая назад, оратор как бы дает аудитории возможность "отдохнуть" и затем переходит к другому положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.
Мастерство оратора
В ораторском искусстве используются:
· Ритмические жесты. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении фразы "Говорит, что воду цедит".
· Эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, "отрубающая" фразу рука).
· Указательные рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда есть предмет, наглядное пособие, на которые можно указать.
· Изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).
· Символические несут определенную информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки исполняет в воздухе движение "там и здесь"), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движение двумя руками одновременно), жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).
О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы.
Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость ... . Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони:"Лицо говорит вместе с языком". Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.
Заключение
С первого
до последнего слова оратор
должен бороться за внимание
и интерес аудитории, за
Ораторство
– не менее трудное искусство,
чем любое другое. Над этим
надо много работать и конечно
же выступать публично. Ведь знать
просто теорию успешного
Список используемой литературы
1. Дружинина Г.А., Чайка
Г.Л. Пути формирования
2. Ниренберг Д., Калеро Г. Как читать человека словно книгу/Пер. с англ. - М., 1988.
3. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М. , 1978.
4. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М. , 1995.
5. Ножин Е.А. Основы
советского ораторского
6. Сопер П. Основы искусства речи. - М. , 1992.
7. Андреев В.И. Деловая риторика, Народное образование, М.:1995.
8. Предраг М. Как проводить деловую беседу. - М.:1987.
Информация о работе Приёмы установления контакта оратора с аудиторией