Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 01:58, реферат
Слово стиль происходит от греческого stilos — палочка. В древности и в средние века писали стержнем из металла, кости, дерева. Один конец стержня был заострённым, им писали (на сырых глиняных плитках, на вощеных дощечках, на берёсте); другой — в виде лопаточки, им, повернув стержень — «стиль», «стирали» неудачно написанное. Чем чаще поворачивали стиль, чем чаще стирали неудачно написанное, т. е. чем требовательнее был автор к своему сочинению, тем лучше, совершеннее оно получалось. Отсюда — выражение «Часто перевёртывай стиль» (Горации), т. е. исправляй, «отделывай сочинение»
(Н. Кошанский).
1.Введение
2. Разговорный стиль как одна из разновидностей литературного языка
3.Разговорный стиль. Особенности
4.Функциональные стили речи
5. Разговорная речь в системафункциональных разновидностях
Министерство образования и науки Республики Татарстан
Татарский Государственный Гуманитарный Педагогический Университет
Реферат
На тему: «Разговорный стиль»
Выполнила: студентка первого курса
заочного
Работу приняла: старший преподаватель
кафедры
филологического факультета Александрова Е.В
Казань 2010
Содержание
1.Введение
2. Разговорный стиль как одна из разновидностей литературного языка
3.Разговорный стиль. Особенности
4.Функциональные стили речи
5. Разговорная речь в системафункциональных разновидностях
Введение
Слово стиль происходит
от греческого stilos — палочка. В древности и в средние века
писали стержнем из металла, кости, дерева.
Один конец стержня был заострённым, им
писали (на сырых глиняных плитках, на
вощеных дощечках, на берёсте); другой
— в виде лопаточки, им, повернув стержень
— «стиль», «стирали» неудачно написанное. Чем
чаще поворачивали стиль, чем чаще стирали
неудачно написанное, т. е. чем требовательнее
был автор к своему сочинению, тем лучше,
совершеннее оно получалось. Отсюда —
выражение «Часто перевёртывай стиль» (Горации), т. е. исправляй, «отделывай
сочинение»
(Н. Кошанский). Происхождение слова стиль проясняет суть стилистики. А именно:
стилистика всегда связана с проблемой
выбора. Одну и ту же мысль можно выразить
и так, и по-другому, и по-третьему... А как
лучше? Поискам лучшего, оптимального
варианта выражения мыслей (в данных конкретных
условиях) и учит стилистика — наука о
стилях.
Разговорный стиль противопоставлен книжным стилям в целом. Этим определяется его особое место в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Разговорный стиль – это наиболее традиционный коммуникативный стиль, обслуживающий бытовую сферу общения. Он предусматривает близкое знакомство, социальную общность участников разговора, отсутствие в общении элемента формальности.
Разговорный стиль характеризуется массовостью употребления. Им пользуются люди всех возрастов, всех профессий не только в быту, но и в неофициальном, личном общении в общественно-политической, производственно-трудовой, учебно-научной сферах деятельности. Он широко представлен в художественной литературе. Разговорная речь занимает исключительное положение в современном русском языке. Это исконный стиль национального языка, в то время как все другие – явления более позднего (часто даже исторически недавнего) периода.
Специфической определяющей чертой разговорной речи является то, что она используется в условиях неподготовленного, непринужденного общения при непосредственном участии говорящих.
Разговорный стиль как одна из разновидностей литературного языка
Разговорный стиль как одна из разновидностей литературного
языка обслуживает сферу непринужденного
общения людей в быту, в семье, а также
сферу неофициальных отношений на производстве,
в учреждениях и т.д.
Основной формой реализации разговорного
стиля является устная речь, хотя он может
проявляться и в письменной форме (неофициальные
дружеские письма, записки на бытовые
темы, дневниковые записи, реплики персонажей
в пьесах, в отдельных жанрах художественной
и публицистической литературы). В таких
случаях фиксируются особенности устной
формы речи .
Основными экстралингвистическими признаками,
обусловливающими формирование разговорного
стиля, являются: непринужденность (что
возможно лишь при неофициальных отношениях
между говорящими и при отсутствии установки
на сообщение, имеющее официальный характер),
непосредственность и неподготовленность
общения. В разговоре непосредственно
участвуют и отправитель речи, и ее получатель,
часто меняясь при этом ролями, соотношения
между ними устанавливаются в самом акте
речи. Такая речь не может быть предварительно
обдумана, непосредственное участие адресанта
и адресата обусловливает ее преимущественно
диалогический характер, хотя возможен
и монолог.
Монолог в разговорном стиле представляет
собой форму непринужденного рассказа
о каких-либо событиях, о чем-то увиденном,
прочитанном или услышанном и адресуется
конкретному слушателю (слушателям), с
которым говорящий должен установить
контакт. Слушатель, естественно, реагирует
на рассказ, выражая согласие, несогласие,
удивление, возмущение и т.д. или спрашивая
о чем-то говорящего. Поэтому монолог в
разговорной речи не настолько отчетливо
противопоставляется диалогу, как в письменной.
Характерной особенностью разговорной
речи является эмоциональность, экспрессивность,
оценочная реакция. Так, на вопрос Написали!
вместо Нет, не написали обычно следуют
эмоционально-экспрессивные ответы типа
Где там написали! или Прямо ѕ написали!;
Куда там написали!; Так и написали!; Легко
сказать ѕ написали! и т.п.
Большую роль в разговорной речи играет
обстановка речевого общения, ситуация,
а также невербальные средства коммуникации
(жесты, мимика, характер взаимоотношений
собеседников и т.д.).
С экстралингвистическими чертами разговорного
стиля связаны такие его наиболее общие
языковые особенности, как стандартность,
стереотипность использования языковых
средств, их неполноструктурная оформленность
на синтаксическом, фонетическом и морфологическом
уровнях, прерывистость и непоследовательность
речи с логической точки зрения, ослабленность
синтаксических связей между частями
высказывания или их неоформленность,
разрывы предложения разного рода вставками,
повторы
слов и предложений, широкое употребление языковых средств с ярко
выраженной эмоционально-
Разговорная речь имеет свои нормы, не
совпадающие во многих случаях с нормами
книжной речи, зафиксированными в словарях,
справочниках, грамматиках (кодифицированными).
Нормы разговорной речи, в отличие от книжных,
устанавливаются узусом (обычаем) и никем
сознательно не поддерживаются. Однако
носители языка чувствуют их и любое немотивированное
отступление от них воспринимают как ошибку.
Это и позволило исследователям (О.Б. Сиротининой,
А.Н. Васильевой, Н.Ю. Шведовой, О.А. Лаптевой
и др.) утверждать, что современная русская
разговорная речь нормированная, хотя
нормы в ней довольно своеобразны. В разговорной
речи для выражения сходного содержания
в типичных и повторяющихся ситуациях
создаются готовые конструкции, устойчивые
обороты, разного рода речевые клише (формулы
приветствия, прощания, обращения, извинения,
благодарности и т.д.). Эти готовые, стандартизированные
речевые средства автоматически воспроизводятся
и способствуют упрочению нормативного
характера разговорной речи, что и является
отличительной чертой ее нормы. Однако
спонтанность речевого общения, отсутствие
предварительного обдумывания, использование
невербальных средств коммуникации и
конкретность речевой ситуации приводят
к ослаблению норм.
Таким образом, в разговорном стиле сосуществуют
устойчивые речевые стандарты, воспроизводимые
в типичных и повторяющихся ситуациях,
и общелитературные речевые явления, которые
могут подвергаться различным смещениям.
Эти два обстоятельства и определяют специфику
норм разговорного стиля: в силу использования
стандартных речевых средств и приемов
нормы разговорного стиля, с одной стороны,
характеризуются более высокой степенью
обязательности по сравнению с нормами
других стилей, где не исключается синонимия,
свободное маневрирование с набором допустимых
речевых средств. А с другой ѕ общелитературные
речевые явления, свойственные разговорному
стилю, могут в большей мере, чем в других
стилях, подвергаться различным смещениям.
В разговорном стиле, по сравнению с научным
и офи-циальноделовым, значительно выше
удельный вес нейтральной лексики. Ряд
стилистически нейтральных слов употребляется
в переносных значениях, специфичных именно
для данного стиля. Например, стилистически
нейтральный глагол отрезать ('отделить
что-либо, часть чего-либо') в разговорном
стиле употребляется в значении 'резко
ответить, желая прекратить разговор'
(Сказал ѕ отрезал и больше не повторял),
лететь ('передвигаться, перемещаться
по воздуху с помощью крыльев') ѕ в значении
'ломаться, портиться' (Полетел двигатель
внутреннего сгорания). См. также: свалить
('переложить вину, ответственность на кого-либо'), подбросить ('дать,
доставить'), поставить ('назначить
на какую-либо должность'), снять ('уволить
с должности') и др.
Широко используется лексика бытового
содержания: жадничать, тормошить, мигом,
крошечный, невдомек, по-делом, потихоньку,
электричка, картошка, чашка, солонка,
метелка, щетка, тарелка и т.п.
Распространено в рассматриваемом стиле
употребление слов с конкретным значением
и ограничено с абстрактным; нехарактерно
использование терминов, иноязычных слов,
еще не ставших общеупотребительными.
Активны авторские неологизмы (окказионализмы),
развита полисемия и синонимия, причем
распространена ситуативная синонимия.
Характерной особенностью лексической
системы разговорного стиля является
богатство эмоционально-экспрессивной
лексики и фразеологии (трудяга, дармоед,
старикан, глупыш; дурочка, вихрастый,
наводить тень на плетень, брать за горло,
лезть в бутылку, брать измором).
Фразеологизмы в разговорной речи часто
переосмысляются, изменяют форму, активны
процессы контаминации и комического
обновления фраземы. Слово с фразеологически
обусловленным значением может употребляться
как самостоятельное, сохраняя при этом
значение целого фразеологизма: не суйся
ѕ соваться ѕ совать нос не в свое де-ло,
сорвалось ѕ сорваться с языка. В этом
находит выраже-ние закон экономии речевых
средств и принцип неполноструктурности.
Особую разновидность разговорной фразеологии
составляют стандартные выражения, привычные
формулы речевого этикета типа Как дела?;
Доброе утро!; Будьте любезны!; Благодарю
за внимание; Прошу прощения и т.п.
Употребление нелитературной лексики
(жаргонизмов, вульгаризмов, грубых и бранных
слов и т.д.) ѕ это не нормативное явление
разговорного стиля, а скорее нарушение
норм, так же, как и злоупотребление книжной
лексикой, придающей разговорной речи
искусственный характер.
Экспрессивность и оценочность проявляются
и в области словообразования. Весьма
продуктивны образования с суффиксами
субъективной оценки со значением ласкательности,
уменьшительности, пренебрежения, (не)одобрения,
иронии и др. (доченька, дочушка, дочка,
ручища, злющий, большущий). Активны образования
слов при помощи аффиксов, придающих разговорный
или просторечный оттенок. Сюда относятся
существительные с суффиксами -ак(-як):
слабак, добряк; -ка: печка, стенка; -ш-а:
кассирша, сек-ретарша; -ан(-ян); старикан,
смутьян; -ун: хвастун, гово-рун; -ыш: крепыш,
малыш; -л-а: воображала, воротила; отня:
беготня, толкотня; прилагательные с суффиксами
ущ(-ющ): большущий, худющий; с приставкой
пре-: предобрый, пренеприятный; глаголы
преффиксально-суффиксального образования:
похаживать, разгуливать, приговаривать,
нашептывать; глаголы на -ничать: модничать,
гримасничать, бродяжничать, столярничать;
на (-а)-нуть: толкануть, ругнуть, пугнуть,
буркнуть, ахнуть. Разговорной речи в
большей степени, чем книжной, свойственно использование
многоприставочных глагольных образований
(переизбрать, попридержать, поразмыслить,
повыбрасывать). Употребляются приставочно-возвратные
глаголы с яркой эмоционально-оценочной
и образной экспрессией (набегаться, наработаться,
договориться, додуматься), усложненные
приставочно-возвратные образования (попринарядиться,
понавыдумывать, поразговориться).
Для усиления экспрессии используется
удвоение слов, иногда с префиксацией
(большой-большой, белая-белая, быстро-быстро,
маленький-премаленький, высокий-превысокий).
Характерна тенденция к сокращению наименований,
замене неоднословных наименований однословными
(зачетная книжка ѕ зачетка, десятилетняя
школа ѕ десятилетка, мореходное училище
ѕ мореходка, хирургическое отделение
ѕ хирургия, специалист по глазным болезням
ѕ глазник, больной шизофренией ѕ шизофреник).
Широко используются метонимические наименования
(Сегодня состоится заседание профбюро
ѕ Сегодня профбюро; Словарь русского
языка, составленный С.И. Ожеговым ѕ Ожегов).
В области морфологии можно отметить,
во-первых, грамматические формы, которые
функционируют преимущественно в разговорном
стиле, а во-вторых, употребительность
стилистически не маркированных грамматических
категорий, их соотношение здесь иное
по сравнению с другими функциональными
стилями. Для данного стиля характерны
формы на -а в именительном падеже множественного
числа, там, где в книжных стилях нормативной
является форма на -ы (бункера, крейсера,
прожектора, инструктора), формы на -у в
родительном и предложном падежах (килограмм
сахару, стакан чаю, гроздь винограду,
в цеху, в отпуску); нулевая флексия в родительном
падеже множественного числа (пять грамм,
десять килограмм, килограмм помидор,
сравни книжн.: граммов, килограммов, помидоров).
Специфично количественное распределение
падежных форм имен существительных: на
первом месте по употребительности стоит
именительный падеж, редко употребляется
родительный со значением сравнения, качественной
характеристики; не употребителен творительный
со значением субъекта действия.
Используются притяжательные прилагательные,
синонимичные формам косвенных падежей
имен существительных: пушкинские поэмы
(поэмы Пушкина), бригадирова сестра (сестра
бригадира), Катин брат (брат Кати). В предикативной
функции обычно употребляется не краткая
форма прилагательного, а полная: Женщина
была немногословная; Выводы бесспорные
(сравни книжн.: Настоящая мудрость немногословна;
Выводы бесспорны). Краткие формы прилагательных
активны лишь в усилительных конструкциях,
где они характеризуются ярко выраженной
экспрессивной окраской: Ну и хитер!; Больно
уж она проста; Плохи твои дела!
Одна из характерных особенностей разговорной
речи ѕ широкое