Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 22:34, реферат
Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Оно фиксирует предшествующее развитие общества и делает возможным дальнейший прогресс.
ФАКУЛЬТЕТ РОМАНО-ГЕРМАНСКОЙ ФИЛОЛОГИИ
БАШКИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: РАЗВИТИЕ РИТОРИКИ В РОССИИ
ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА 1 КУРСА,
101 ГРУППЫ,
ШЕВАЛДИНА ЮЛИЯ
УФА 2013
ВВЕДЕНИЕ
Дар слова – одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена информацией, инструмент воздействия на сознание и поступки другого человека. Оно фиксирует предшествующее развитие общества и делает возможным дальнейший прогресс.
С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова, врожденный ли этот дар или результат длительного обучения. Ответ на эти и на другие вопросы дает риторика – особая наука о законах изобретения, расположения и выражения мыслей в речи. Авторитет этой науки в древности, ее влияние на жизнь общества и государства были столь велики, что риторику называли «искусством управлять умами» (Платон) и ставили в один ряд с искусством полководца, с эпосом и музыкой. Тогда же родилось и другое название этой науки – «ораторское искусство».
Риторика, ораторское искусство – одна из древнейших наук. Она существует тысячи лет. В разное время она занимала большее или меньшее место в жизни общества, ценилась выше или ниже, но никогда не исчезала, не прерывала своего развития. В риторике, пожалуй, как ни в какой другой науке, можно заметить преемственность традиций, взаимовлияние культур и, одновременно, –гуманистический характер, ориентацию на общечеловеческие ценности. В наши дни интерес к риторике в России и за рубежом начал расти.
ЗАРОЖДЕНИЕ РИТОРИКИ
Родиной риторики считается Древняя Греция, хотя известно, что о мастерстве публичного выступления знали еще в Египте и Вавилоне. Но первые работы по теории риторики появились именно в Элладе, где каждый гражданин города-полиса мог принимать участие в решении социально-политических проблем, обращаясь с выступлением непосредственно к Народному собранию. Демократическим путем решались и судебные споры: любой мог выступить в роли обвинителя или помочь подсудимому защититься. В такой ситуации в выгодном положении находился тот, кто мог пламенной речью привлечь народ на свою сторону. Умение быть красноречивым оратором становится необходимым практически каждому человеку. Особый вклад в развитие риторики античного периода внесли Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон и другие.
ПОЯВЛЕНИЕ РИТОРИКИ В РОССИИ
Влияние Цицерона, Квинтилиана и других известных римских ораторов на развитие теории красноречия и методики обучения риторике весьма значительно. После распада Римской империи риторическую культуру Рима переняла Византия, а следом за ней и Древняя Русь. С принятием христианства на Руси началось освоение книжности, а с ней и риторики как науки.
До принятия
христианства на Руси не было книжного
учения, так как его необходимость
отрицало язычество. Вместе с принятием
христианской веры Русь заимствовала
и византийскую систему образования.
Так же, как и в Византии, на
Руси в рамках «учения книжного»
был известен тривиум (
В Древней Руси составлялись сборники религиозно-учительского содержания, проповедники несли “слово божие”. В этих текстах и речах прослеживается влияние византийских риторов. Широкую известность на Руси получили «Слова» известного византийского ритора Иоанна Златоуста (347–407), которые входили в состав сборников «Златоструй», «Златоуст» и служили образцами для подражания.
В древнерусских
памятниках культуры часто встречаются
слова «риторика», «ветия», «
Замечательные
образцы риторически
В XVII веке при монастырях появились первые московские школы «повышенного» типа. Лучшие ученики таких школ поощрялись: им давалось право произнести речь перед патриархом. Открывались и светские школы, обучение в которых сводилось к изучению классических языков (греческого и латинского), риторики, грамматики и некоторых других наук.
Эти традиции укреплялись и обогащались в эпоху Московской Руси (XIV – середине XVII вв.). Однако труды по риторике, учебные книги появляются только в начале XVII в.
В 1620 году на
Руси появляется первый учебник риторики,
в основу которого положен перевод
труда немецкого гуманиста
Автор выделяет в русской речи “три рода глаголания: смиренный, высокий и мерный”; утверждает, что искусство “краснословия” требует не только дарования, но и обучения, упражнения. “А существо ритора, - пишет он, - таково есть, чтоб ему о таковых вещах говорить мощно, которые в делах и на градцких судах по обычаю и закону…бывают пригодные и похвалные”.
В первой части книги дается представление о риторике (“краснословие или сладкогласие”) и о пяти ее частях: “изобретение дела”, “чиновное различие” (расположение), “соединение слов с пригодными словами” (выражение, украшение), “память” и “гласомерное и вежливое слово” (произношение).
Рассматриваются четыре вида речей: научающий (школьное и церковное обучение), судебный, рассуждающий (совещательные речи при решении государственных дел), «показующий» (хвалебные речи).
Вo второй части говорится об “украшении” речи и о трех “родах глаголания”: “смиренном”, который относится к разговорной, обиходной речи; “высоком”, представляющим собой образную речь; “мерном”, который характерен для письменной и деловой речи и представляет собой сплав “смиренного” и “высокого”.
С развитием
просвещения появилось
Хочется отметить произведение Николая Спафария “Книга избранная вкратце о девятих мусах и о седмих свободных художествах”. Она написана в 1672 г. на материале “Сказания о седми мудростях”. В предисловии Спафарий пишет о девяти “мусах”, Аполлоне и описывает семь свободных художеств (ars liberalis), затем он пересказывает миф о происхождении муз от Зевса и Мнемозины, богини памяти. Далее Спафарий пишет: “Риторика есть искусство, которое научает украшать речь и убеждать. Слово “риторика” происходит от греческого “еро”, то есть говорю, или от “реь”, то есть теку. Цель риторики – учить красиво говорить и убеждать относительно всякого предмета. Учиться риторике следует по пяти причинам:
1. Ибо риторика – древнее искусство и еще древнейший мудрец Горгий писал о ней.
2. Ибо риторика украшает речь и создает, а потому достойна изучения и труда.
3. Ибо риторика имеет определенные правила в повествовании, содержании, способе обучения.
4. Ибо риторика сладостна в изучении, украшает речь будто цветами и бисером.
5. Ибо риторика
полезна во всей нашей жизни,
поскольку риторически
В начале XVIII в. Феофаном Прокоповичем (1681-1736) - крупнейшим общественным и церковным деятелем эпохи Петра I - было создано риторическое сочинение “De officium oratore”. При жизни ученого его работы были широко известны по рукописным спискам в Украине, России, Белоруссии. Они сыграли большую роль в формировании науки о языке и литературе славянских народов.
В “Риторике”
Феофана Прокоповича
Честь создания первой научной теории риторики принадлежит Ломоносову (1711-1765). У Ломоносова есть чему поучиться и современному оратору. Свойственная ему “благородная упрямка” выразилась в том, что будучи учеником Ломоносов осмысленно изучил то, что было написано до него. А потом использовал в своих книгах по риторике не только то, что изучил в Славяно-Греко-Латинской академии, но и то, что изучил в родной деревне под Архангельском.
Так, в руках у Ломоносова была “Риторика” Михаила Усачева 1699 года, в которой давалось следующее определение риторики: “Риторика есть наука добре, красно и о всяких вещех прилично глаголати”. В первой неизданной рукописи “Риторики” 1743 года Ломоносов словно переводит это определение на современный ему язык, несколько иначе расставляя акценты: “Риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать”.
В 1748 году Ломоносов ввел слово “красноречие” и назвал свое сочинение “Краткое руководство к красноречию”. Новый учебник начинался словами: “Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем других преклонять к своему об оной мнению”.
Так Ломоносов утвердил в
русской науке слово “
1) как изобретать идеи (“что о предложенной материи говорить должно”),
2) как изобретенное украшать,
3) как расположить мысли и слова.
Новаторство Ломоносова проявилось в целом ряде глав. Так, он включил в изобретение раздел “О возбуждении страстей”, где показал, как рождаются с помощью речи чувства слушателей. Остроумно пишет Ломоносов о том, что “мало есть таких людей, которые могут поступать по рассуждению, преодолев свои склонности”. Доводов же иногда недостаточно, чтобы привлечь иного слушателя на свою сторону. Чтобы с успехом приводить в действие силу красноречия, надо знать нравы человеческие, то есть понять, как и от чего рождается всякое чувство (“страсть”) в слушателях. Последовательно он описывает основные эмоции, создаваемые речью: радость / горесть, любовь / ненависть, страх / смелость, гнев / милость, честь / стыд.
Вот что пишет Ломоносов
о любви: “Любовь есть склонность
к другому кому, чтобы из его
благополучия иметь услаждение. Сия
страсть по справедливости может
назваться мать других страстей, ибо
часто для любви веселимся, уповаем,
боимся, негодуем, жалеем, стыдимся, раскаиваемся
и прочее. Любовь сильна как молния,
но без грому проницает, и самые
сильные ее удары приятны. Когда
ритор сию страсть в
Ломоносов, рассматривая проблему подготовки оратора, говорит, что для красноречия необходимы дарования душевные (острый ум и память) и телесные (хорошие физические качества), а также знание теории, в частности, элементов и структуры публичной речи, знание «нравов человеческих», упражнения в подражании авторам. Ломоносовский учебник был первой российской хрестоматией, содержавшей образцы из произведений античных, европейских и отечественных риторов.
По проекту Ломоносова в 1755 г. создан Московский университет, на философском факультете которого читали курс красноречия.
В России в конце XVIII – XIX вв. создаются многочисленные пособия по риторике. И.С. Рижский, автор учебника «Опыт риторики» (1809), определил задачу общей риторики в том, чтобы силою слова, которая заключается в выразительности и изобразительности речи, воздействовать на умы и души слушателей. Н.Ф. Кошанский считал, что обучение риторике решает не только практические, но и глубокие развивающие задачи: через обучение изобретению речи развиваются все способности ума, а изящное выражение мыслей воспитывает любовь к благородному и прекрасному. Н.Ф. Кошанский выделял три средства обучения риторике: чтение, размышление и упражнения. Не менее популярна в XIX веке была и «Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических», написанная А.Ф. Мерзляковым. В книге содержатся наставления о сочинении писем, речей, ведении разговоров, рассуждений, составлении истинных или вымышленных историй, учебных книг.