Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:51, доклад
Речевая агрессия - осуществляемое средствами языка воздействие на сознание адресата, а именно явное и настойчивое навязывание собеседнику (читателю) определенной точки зрения, лишающее его выбора и возможности сделать собственный вывод, самостоятельно проанализировать факты.
Отдельно в этом пункте стоит сказать об употреблении инвективной лексики, которая не только оскорбляет человека, ставшего объектом номинации, но и вызывает справедливую брезгливость у читателя, также становящегося в этом смысле жертвой агрессии.
Речевая агрессия - осуществляемое
средствами языка воздействие на
сознание адресата, а именно явное
и настойчивое навязывание
Виды речевой агрессии
Психологическая трактовка видов речевой агрессии.
Активная прямая агрессия.
К этому виду вербальной агрессии
относятся командные
Активная непрямая агрессия - распространение неверной информации касательно объекта агрессии.
Пассивная прямая агрессия - ярко выраженное прекращение каких-либо разговоров с оппонентом.
Пассивная непрямая агрессия - отказ дать конкретные словесные объяснения или пояснения.
Также можно выделить виды речевой агрессии по способу выражения:
Эксплицитная речевая агрессия - ярко выраженное влияние на сознание с целью навязывания своих идей, точки зрения.
Имплицитная речевая агрессия - скрытое, неявное влияние на сознание с целью навязывание своих идей, точки зрения.
По интенсивности речевой агрессии можно выделить следующие 2 вида:
1) Сильная речевая агрессия - явная брань или ругательства (такое можно нередко увидеть в публичных дискуссиях В.В. Жириновского), когда говорящий не скрывает своего желания оскорбить оппонента.
2) Слабая (стертая) речевая
агрессия - агрессия по отношению
к оппоненту наблюдается, но
при этом соблюдаются все
По степени целенаправленности речевой агрессии и её осознанности:
1) Осознанная, целенаправленная (преднамеренная, инициативная) речевая агрессия. Данный вид речевой агрессии характеризуется тем, что агрессор хотел именно повлиять (оскорбить) оппонента, и это было его главной целью.
2) Неосознанная или осознанная
недостаточно речевая агрессия.
Данная речевая агрессия
Способы речевой агрессии
1) Немотивированное, затрудняющее
понимание текста
2) Экспансия жаргонизмов
3) Инвективная лексика (Инвективная лексика - лексика, уничижающая честь и достоинство другого лица, выраженная в неприличной форме, которая контрастирует с принятыми в обществе нормами ;может быть использована словесно или письменно)
4) Языковая демагогия
5) Излишняя метафоризация
6) Использование устойчивых
выражений, пословиц и
7) Использование имен
нарицательных, соотносимых с
определенными отрицательно
8) Выражение состояния адресата, свидетельствующего о его отношении к определенному событию, поступку, ставшему причиной этого состояния.
В газетной речи одним из
самых распространенных средств
выражения субъективного
Отдельно в этом пункте стоит сказать об употреблении инвективной лексики, которая не только оскорбляет человека, ставшего объектом номинации, но и вызывает справедливую брезгливость у читателя, также становящегося в этом смысле жертвой агрессии. К указанной лексике относятся слова и выражения, заключающие в своей семантике, экспрессивной окраске и оценочном содержании желание унизить, оскорбить, даже опозорить адресата речи в наиболее резкой форме
Из-за частоты проявления
речевой агрессии, лингвисты стали
всесторонне изучать, как именно
это явление проявляет себя в
различных сферах общественной жизни.
Л.П. Крысин пишет: “Вообще, если пользоваться
не строго лингвистическими терминами,
а оценочными, в наши дни чрезвычайно
высок уровень агрессивности
в речевом поведении людей. Необыкновенно
активизировался жанр речевой инвективы,
использующий многообразные образные
средства негативной оценки поведения
и личности адресата - от экспрессивных
слов и оборотов, находящихся в
пределах литературного
Так же недопустимым с точки зрения гуманизации общения является выделение в качестве примера только одной нации, могущей совершать аналогичные преступления, с которыми столкнулась Франция в ноябре 2005 года. Так, комментируя эти события, как пробный "камень в глобальной европейской интифаде мусульманских прищельцев", автор (Н. Иванов) пишет: "ведь никто не будет спорить, что в Москве какие-нибудь случайные события, даже на бытовом уровне, приводят к тому, что на улицы выходят азербайджанцы или еще кто-то (выделено мною - Т.Н.) и начинается нагнетание страстей". Стилистически сниженное выражение или еще кто-то формирует восприятие объекта как нежелательного, подозрительного, вызывающего неприязнь, не говоря уже о дискредитации целой нации (в данном случае – азербайджанцы) в среде мусульманского мира. Не следует забывать, что именно "фенотипическое" определение остается в памяти человека. ("Французы теряют Францию", Мир новостей, № 46 (620), 8 ноября 2005 г.).
В. В. Жириновский. Невзирая
на свое высокое положение в
«На протяжении шести лет растут цены. Сейчас под выборы товарищи постарались. Кто? Березовский и его команда. Немцов. СПС. Яблоко. Оранжевые… Есть антироссийские силы, им выгодно обстановку обострить, и они будут стараться всякие пакости делать, всякие пакости…»25, – так Владимир Жириновский охарактеризовал виновников повышения цен на продукты первой необходимости.
Во-вторых, врага можно найти среди этнически чужих на фоне доминирующей этнической группы русских (например, «чурки» и т.п.). Лексика, имеющая негативную окраску и находящаяся за пределами литературного языка, выплескивается на страницы газет, в радиоэфир и на телеэкраны, способствуя развитию агрессии, взращивает и подпитывает ее. Владимир Жириновский часто поднимает национальный вопрос. Основной тезис его национальной риторики – униженный и оскорбленный русский человек: «Нужно каждый день говорить – русские, очнитесь!… Выгнать всех, кто тут мешает нам… в Азербайджан, в Армению, в Грузию, в Китай, во Вьетнам, в Афганистан…»26, «Китайцы, вьетнамцы, азербайджанцы, грузины, армяне захватили все ключевые посты в стране, все банки, все торговые центры, все гостиницы, все, что есть хорошего… Наплевать вам на русских!»27.
В-третьих, есть внешний враг,
который встраивается в исторически
и культурно маркированную
Часто В.В.Жириновский пользуется
противопоставлениями «бедные-богатые»,
«провинция-столица». Оценочная оппозиция,
при этом возникающая, поддерживает
агрессивное состояние
Стоит отметить, что это
обращение более чем