Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 16:02, контрольная работа
Речевая деятельность, общение, опосредствованное языком, один из видов коммуникативной деятельности человека. Речь возникла в коллективе как средство координации совместной трудовой деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания. Речевые средства в этом процессе постепенно потеряли свой «естественный» характер и стали системой искусственных сигналов.
Речевая деятельность…………......……………………………………………3
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I Речевая деятельность. ……………………….………………………….5
1.Структура речи………………………………………………………………… 5
2.Механизмы речевой деятельности……………………………………………12
Глава II. Виды речевой деятельности…………………………………………..16
1.Формы речи…………………………………………………………………….16
2.Виды речи………………………………………………………………..……..19
Заключение ………………………………………………………………………21
Определенное значение среди коммуникативных приемов имеет установление величины дистанции между говорящими. По своей индивидуальной манере люди значительно различаются. Некоторые стремятся как можно более подробно проникнуть в обстоятельства и переживания партнера. Другие, напротив, отстраняются от собеседника. Устанавливая ту или иную дистанцию с партнером, человек по-разному открывает и себя: он может проявлять глубокий интерес к личности партнера, сам при этом не допуская в свой личный мир, либо глубоко раскрывать себя, оставаясь невнимательным к состоянию другого.
Таким образом, выявление структуры и описание хода речевой коммуникации позволяет осознать слабые и сильные стороны своего речевого поведения.
Для того чтобы создать текст или понять его в процессе чтения (слушания), человек должен обладать целым рядом способностей, без которых он не сможет определить тему высказывания, его основную мысль и тем более сформулировать ее при создании собственного текста.
Основные механизмы речи: 1) механизм осмысления в единстве анализа и синтеза, 2) механизмы памяти (долговременной и оперативной), 3) механизм опережающего отражения (процесс вероятностного прогнозирования и процесс упреждающего синтеза).
Механизм эквивалентных замен
Развитие речи человека основывается, прежде всего, на развитии и совершенствовании механизма эквивалентных замен. Суть этого механизма заключается в способности приравнивать одни словесные и наглядные структуры к другим словесным и наглядным структурам.
Действие механизма
Так, к примеру, восприятие фразы, представляющей собой инструкцию, вызовет активность реципиента по перекодировке одного её стиля в другой.
При загорании сигнала «Лифт перегружен» необходимо частично разгрузить кабину.
Если загорелась красная лампочка, кому-то надо выйти из лифта.
Иными словами, человек, вошедший в лифт, прочитав такой текст, поймёт его гораздо легче, как только он сможет сделать его для себя более доступным по форме. Именно в таком — упрощённом виде — он и запомнит его.
Очевидно,
что воспринимая речь, читатель
соотносит предъявляемые ему
знаковые образования с
После семейного обеда в Версале, после переезда в дождливую ночь через площадь Согласия и бульвар Со, Луи и Рене с чувством удовлетворения сели в пустой вагон на левобережной станции.
Если они не представлены в сознании, то реципиент будет заменять их схожими (допустим, представит себе русский железнодорожный вагон, а не французский, какой-то бульвар, а не бульвар Со и т.д.).
Механизмы памяти долговременной и оперативной
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью.
Существенную роль в механизме речи играет короткая, оперативная память, работающая несколько секунд. Сущность оперативной памяти сводится к двум функциям: в ходе составления предложения удерживать в памяти уже сказанное и в то же время упреждать то, что должно быть произнесено (написано, услышано).
Долговременная — это память, способная хранить информацию
в течение практически неограниченного
срока. Информация, по-
павшая в хранилища долговременной памяти,
может воспроизводиться человеком сколько
угодно раз без утраты. Более того, многократное
и систематическое воспроизведение данной
информации только упрочивает ее следы
в долговременной памяти. Последняя предполагает
способность человека в любой нужный момент
припомнить то, что когда-то было им запомнено.
При пользовании долговременной памятью
для припоминания нередко требуется мышление
и усилия воли, поэтому ее функционирование
на практике обычно связано с двумя этими
процессами.
Действие механизма памяти приводит в движение механизм антиципации - предвидение, предугадывание.
Механизм опережающего отражения
В процессе создания высказывания говорящий (пишущий), опираясь на его общий замысел, должен предвидеть, предвосхитить особенности развития замысла, структуру и композицию текста в целом, реакцию слушателей (читателей).
Упреждающий синтез рассматривается как частное проявление общепсихологического механизма опережающего отражения в продуктивных видах речевой деятельности (в рецепции — вероятностное прогнозирование). В результате действия этого механизма создается действительно цельное объединение, в котором последующее звено должно быть упреждено предваряющим импульсом для того, чтобы сформировалось предшествующее. На уровне современных представлений о психологической природе говорения можно выделить по крайней мере три линии упреждения в речевой последовательности: упреждение а) по линии словесно-артикуляционной стереотипии; б) по линии лингвистических обязательств, относящихся как к лингвистической вероятности сочетания слов, так и к реализации развертывания грамматических правил, определяющих, в частности, глубину фраз, и в) по линии смысловых обязательств раскрытия замысла, выявляемых на отрезках высказывания больших, чем предложение.
По первой линии упреждения — словесно артикуляционной стереотипии — упреждающий синтез проявляется в характере самих артикуляционных движений и в характере интонационного оформления слова.
Вторая линия упреждающего синтеза в процессе говорения проявляется в плане выполнения лингвистических обязательств.
Третья линия упреждения — линия собственно смысловых обязательств — развертывается в полной мере на высказывании большем, чем предложения. Однако и на уровне предложения «у нас есть отчетливое предвосхищение того, что мы собираемся сказать, и наш выбор нужных слов зависит от чего-то, гораздо большего, чем предшествующие элементы нашего высказывания.
Опережающее отражение, проявляясь в каждой из названных трех линий упреждения в процессе речевого производства, реализуется и во всех них вместе взятых одновременно.
2. Виды речевой деятельности
1. Формы речи
Различают две формы речи:
1) устная речь;
2)письменная речь.
Устная речь - это речь, произносимая в процессе говорения;
основная форма использования естественного
языка в речевой деятельности.
Для разговорного стиля литературного
языка устная форма является основной,
тогда как книжные стили функционируют
и в письменной, и в устной форме (научная
статья и устный научный доклад, выступление
на собрании без заранее подготовленного
текста и запись этого выступления в протоколе
собрания).
Важнейшей отличительной чертой устной
речи является ее неподготовленность:
устная речь, как правило, создается в
ходе беседы. Однако степень неподготовленности
может быть различной. Это может быть речь
на неизвестную заранее тему, осуществляемая
как импровизация. С другой стороны, это
может быть речь на заранее известную
тему, обдуманная в тех или иных частях.
Устная речь такого рода характерна для
официального публичного общения. От устной
речи, т.е. речи, порождаемой в процессе
говорения, отличают речь, читаемую или
выученную наизусть; для этого вида речи
иногда применяют термин "звучащая речь".
В речи, рассчитанной на слушателя, часто меняется структурно-логический рисунок фразы, весьма уместными оказываются неполные предложения (экономящие силы и время говорящего и слушающего), допускаются попутные добавочные мысли, оценочные фразы (обогащающие текст и хорошо отделяемые от основного текста посредством интонации).
Одним
из наиболее существенных недостатков
устной речи считается ее прерывистость
(логическая, грамматическая и интонационная),
заключающаяся в неоправданной остановке
речи, в обрыве фраз, мыслей, а иногда -
в неоправданном повторении одних и тех
же слов. Причины этому бывают разные:
незнание того, что надо говорить, неумение
оформить последующую мысль, стремление
исправить сказанное.
Вторым из наиболее распространенных
недостатков устной речи является ее нерасчлененность
(интонационная и грамматическая): фразы
следуют одна за другой без пауз, логических
ударений, без четкого грамматического
оформления предложений. Грамматико-интонационная
нерасчлененность, естественно, сказывается
и на логике речи: мысли сливаются, порядок
их следования становится нечетким, содержание
текста делается расплывчатым, неопределенным.
Письменная
речь - это речь, созданная с помощью видимых
(графических) знаков на бумаге, ином материале,
экране монитора. Письменная форма речи
является основной для официально - делового и научного стилей речи, для языка художественной
литературы. Публицистический
стиль использует в равной мере письменную
и устную формы речи (периодическая печать
и телевидение).
Использование письменной формы позволяет
дольше обдумывать свою речь, строить
ее постепенно, исправляя и дополняя, что
способствует в конечном итоге выработке
и применению более сложных синтаксических
конструкций, чем это свойственно устной
речи. Такие черты устной речи, как повторы,
незаконченные конструкции, в письменном
тексте были бы стилистическими_ошибками.
Если в устной речи применяется интонация
как средство смыслового выделения частей
высказывания, то на письме используются
знаки пунктуации, а также различные средства
графического выделения слов, сочетаний
и частей текста: использование иного
типа шрифта, полужирный шрифт, курсив,
подчеркивание, обрамление, размещение
текста на странице. Указанные средства
обеспечивают выделение логически важных
частей текста и выразительность письменной
речи.
2.Виды речи
Видами речи являются:
- говорение - отправление звуковых сигналов, несущих информацию;
- слушание - восприятие звуковых сигналов и их понимание;
- письмо - использование видимых графических символов для передачи сообщения;
- чтение - восприятие графических символов и их понимание.
Совершенствование навыков говорения включает в себя повышение готовности
к поддержанию беседы на различные темы
и овладение техникой речи.
Для того чтобы быть готовым поддерживать
разговор на различные темы в публичном
и частном общении, человеку необходимо
постоянно заниматься самообразованием
в широком смысле слова, т.е. приобретать
новые знания, причем не только по своей
специальности, но и другие знания в области
науки и искусства, представляющие общественный
интерес, развивать самостоятельность
мышления, пытаясь дать полученной из
книг и газет информации собственную оценку,
читать художественную литературу, чтобы
глубже разбираться в жизни и совершенствовать
стиль своей речи.
Основными элементами техники речи являются:
- фонация (речевое дыхание);
- голос (правильные навыки голосообразования);
- дикция (степень отчетливости произношения).
Слушание является составной частью процесса общения и включает два этапа:
- этап первичного анализа звукового сигнала и его психо - механической обработки;
- этап смысловой интерпретации.
Заключение
Речь — специфически человеческий род языковой деятельности, обеспечивающий коммуникацию людей и их общественно-историческое развитие.
В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Показательно обычно бывает уже то, как человек начинает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи более или менее отчетливо выступает его темперамент, в ее интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном рисунке - его эмоциональность, а в ее содержании просвечивают его духовный мир, его интересы, их направленность.
Практическая часть
Задание 2
Поставьте ударение, обозначьте особенности произношения (с помощью букв, заключенных в квадратные скобки).
Отраслей, положит, принята, прибыл, понята, призывной возраст, профессоров, ректоров, рудник, с деньгами.
Задание 3
Найдите и исправьте лексические ошибки.
Приспособление предохраняет рабочего от травм.
В бассейне есть свободные абонементы.
Мы должны приложить все силы, чтобы остановить хаос в стране.
Комитет принял компромиссное решение без совета с экспертами.
Задание 4
Найдите и исправьте ошибки (нарушения морфологических норм), допущенные при образовании формы слов.
ФСБ заявила протест, ЦРУ промолчало.