Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 20:26, реферат
Речевая этика педагога
Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, “понимающего понимания” — настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата.
Речевая этика педагога |
Этика речевого общения начинается с соблюдения условий успешного речевого общения: с доброжелательного отношения к адресату, демонстрации заинтересованности в разговоре, “понимающего понимания” — настроенности на мир собеседника, искреннего выражения своего мнения, сочувственного внимания. Это предписывает выражать свои мысли в ясной форме, ориентируясь на мир знаний адресата. В праздноречевых сферах общения в диалогах и полилогах интеллектуального, а также “игрового” или эмоционального характера особую важность приобретает выбор темы и тональности разговора. Сигналами внимания, участия, правильной интерпретации и сочувствия являются не только регулятивные реплики, но и паралингвистические средства — мимика, улыбка, взгляд, жесты, поза. Особая роль при ведении беседы принадлежит взгляду. |
В настоящее время, когда
происходит становление новой системы
образования, главная роль отведена
личности педагога, составляющими которой
являются высокий уровень Всегда ли с полной ответственностью понимают это сегодняшние учителя? Почему возникают конфликтные ситуации? Откуда барьеры в общении педагога с классом, с отдельными учениками? Почему к одному учителю на урок дети идут с удовольствием, а к другому просто идти не хотят? Чаще всего сами учителя, их поведение, способствует этому. Учитель всегда должен помнить о речевой этике педагога, основанной на законах педагогической риторики. Например, учитель входит в класс после звонка. Как входит? По-разному! Часто вместо приветствия учитель начинает разбираться, выяснять, обвинять и т.д. А где же приветствие? Приветствие, от которого зависит многое, включая и то, состоится или не состоится урок. В приветствии учитель задаёт тон общению, «заражает» учеников своим настроением, энергией, передаёт им своё доброжелательное отношение. - Здравствуйте, ребята! - Доброе утро, дети! С этого, невзирая ни на что, должен начинаться урок. Это самое первое правило речевой этики педагога. Ещё один пример. Учитель входит в класс и начинает урок: «Садитесь. Сегодня… Впрочем, в начале урока проверим домашнее задание. Иди к доске, Иванов. Нет, у тебя уже много отметок. А вот у Петрова отметок нет. К доске пойдёт Петров. Но вначале самостоятельная работа». Согласитесь, что такое начало урока уже способствует созданию барьера в общении, а иногда и ведёт к конфликту. Иванов, уже приготовившийся идти к доске: «Ну, всегда так. Ну и что, что много отметок». Петров: «Вы же сказали, что я пойду к доске». Весь класс: «Какая самостоятельная? Мы не готовились! Вы нас не предупреждали!» И учитель, разразившийся тирадой по поводу того, что он лучше знает, что делать, что к самостоятельной работе учащиеся должны быть готовы всегда. Таким образом учитель, сам того не желая, непоследовательностью своей речи создаёт почти конфликтную ситуацию. Учитель, входя в класс, уже должен знать, с чего начнёт урок, в какой форме сообщит об этом классу. Это второе правило, которое должен помнить и никогда не забывать учитель, входящий в класс. Каждый элемент урока, в том числе и выставление отметки, комментарий к ответу, похвала, порицание имеет свою специфическую интонацию. «Иванов! К доске!» Звучит как «Иванов! К барьеру!» И совсем по- другому: «Иванов, пожалуйста, иди к доске». Или: «А Петров сегодня опять не готов?» Вопрос как приговор. Учитель ведёт урок. Говорит как бы невзначай: «Вы, конечно, этого не знаете». «Вы, конечно, ещё не слышали, не читали» и т.д. Для учителя это подчас безобидные слова, а представим класс, постоянно такое слушающий. А скажи учитель по-другому и никого не обидит: «Вы, возможно, этого не знаете». Таким образом, сам того не замечая, учитель подчёркивает эрудиционные различия, а порою просто оскорбляет класс, отдельных учеников: «Впрочем, вы этого и не можете знать». «Я сомневаюсь, чтобы кто-то из вас прочитал дома эти главы. К тому же некоторые до сих пор читать не научились». Доброжелательность в общении с классом, отдельными учениками – главное правило речевой этики педагога. И совсем недопустимо, когда учитель к одним ученикам в классе обращается только по именам, к другим – только по фамилии. Такая «дискриминация» вряд ли будет способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классе. Если в классе Саши, Маши, Кати, то Ивановых и Петровых быть не должно. Неудачное речевое поведение учителя, его недоброжелательность могут привести к откровенной неприязни, к тому, что учитель оказывается не на высоте, к тому, что урок бывает сорван. Существуют совершенно определённые «нельзя», входящие в речевой этикет педагога. НЕЛЬЗЯ: - менять характер обращения к учащемуся в зависимости от его подготовленности и конкретного ответа; - делать замечания одновременно большинству учащихся; делать замечания в виде долгих структур, периодов, отвлекающих внимание класса от темы; - упрекать учащихся в недостатках, которые они не в состоянии исправить, тем более превращать их в объект насмешек; - читать неудачные работы с указанием имени автора, стремясь не исправить сделанные ошибки, а развеселить аудиторию; - формировать негативную
мотивацию при введении - произносить слова приветствия
без оптимизирующей, настраивающей
на работу интонации, а слова
прощания – с радостью по
поводу завершения учебного Учитель должен всегда помнить, что речевая этика – это не только отбор речевых средств, но и показатель профессиональной культуры педагога, его человеческих и личностных качеств. Литература: Шрейдер Ю.А. Этика. – М.: Текст, 1998 |