Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 08:24, реферат
Сегодня актуальными становятся проблемы языковой культуры молодежи, поддержки и защиты русского языка как величайшего нашего национального достояния, в последнее время занимают все более заметное место в общественном сознании россиян. Современный период развития нашего общества характеризуется резким падением грамотности, расшатыванием норм, значительным уменьшением объема словаря «среднего человека», примитивизмом и неточностью в выражении мыслей, оскудением речевых средств выразительности, антигуманным и агрессивным стилем.
Министерство
образования Нижегородской
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования
Спасский агропромышленный техникум
Исследовательский проект в области языкознания.
«Речевая культура современной молодежи»
Выполнил: Студент группы 1-И
Анисимов Владимир
Руководитель проекта:
преподаватель русского языка и литературы
Подлесова Н.В.
Спасское
2011
«Русский язык является одним из приоритетов развития России», он «способствует продвижению национальных интересов».
Д.А.Медведев
Сегодня актуальными становятся проблемы языковой культуры молодежи, поддержки и защиты русского языка как величайшего нашего национального достояния, в последнее время занимают все более заметное место в общественном сознании россиян.
Современный период развития нашего общества характеризуется резким падением грамотности, расшатыванием норм, значительным уменьшением объема словаря «среднего человека», примитивизмом и неточностью в выражении мыслей, оскудением речевых средств выразительности, антигуманным и агрессивным стилем.
Общение относится к числу важнейших потребностей для подростка, старшеклассника, студента. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности. При общении речь современной молодежи приводит в негодование учителей, родителей, представителей старшего поколения, остро реагирующих на режущие ухо выражения.
Молодежная речь отражает неустойчивое культурно-языковое состояние общества, балансирующее на грани литературного языка и жаргона. Развитие литературного языка заключается, в частности, в том, что он все меньше изменяется. Жаргон, как видно, явление не новое в нашей языковой истории. Настоящее время так называемый общий жаргон – заниженный стиль речи, размывающий и нормы языка, и нормы речевого этикета, – становится привычным не только в повседневном общении, но и звучит в теле- и радиоэфире.
Жаргонизмы – это слова, используемые определенными социальными или объединенными общими интересами группами, которые несут тайный, непонятный для всех смысл.
Молодежь, являясь преимущественным носителем жаргона, делает его элементом поп-культуры, который в свою очередь делает его престижным и необходимым для самовыражения. Примеров тому достаточно в текстах песен любимых молодёжью группах « Фактор-2», « Жуки», « Дискотека Авария» и др. Песни этих групп изобилуют жаргонами : «заколебал ты», «меня клинит», «мне все по барабану» и многое другое.
В ходе исследования я провела опрос среди учащихся и студентов нашего техникума. На вопрос «Используете ли вы в своей речи жаргонизмы?» из ста опрошенных ответили «ДА» - 94 человека, «ИНОГДА» - 6 человек. Самые распространенные слова в речи обучающихся: «баблосы – лавэ» (деньги), «зачетка» (зачетная книжка), «мобила» (мобильный телефон), «тачила» (машина), «достали» (надоели), «прикольно», «шарага» (ПТУ) и т. д.
Одной из причин употребления в молодежной речи жаргонизмов является потребность молодых людей в самовыражении и встречном понимании. Полноценное общение в молодежной среде невозможно без владения её языком. Скорее это проявление «языковой болезни» – бездумности и отрицания норм, примитивизма, присущие подростковому возрасту.
Молодежь часто использует слова и выражения, значения которых до конца не осмысливает и не стремится осмыслить, играя на внешней яркости образа (меня колбасит; пойду поколбашусь). А нередко и затрудняется осмыслить, порождая в речи цепочки слов-«паразитов». Наиболее распространенные слов, засоряющие речь молодежи: блин, короче, вот, значит, ну, это…
Изобретательность и фантазия
молодежи не знает границ. Разговоры
молодых людей пестрят
Но наличие жаргонизмов в речи молодежи – это еще не самое страшное. Есть такие понятия как «сквернословие», «матерщина», «нецензурная брань», которые разлагают нашу молодежь и общество в целом. С научной точки зрения "ненормативная лексика" заключает в себе намерение говорящего унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить адресата речи, причем сделать это в резкой и циничной форме. Явление сквернословия как никакое другое характеризует вопиющую нравственную деградацию нашего общества.
Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, пьяниц и других опустившихся лиц, то теперь все в корне изменилось. Молодые люди свободно матерятся в присутствии девушек, и тех это нисколько не оскорбляет. Да и в чисто девичьих компаниях употребление непечатных слов стало обычным делом. Вседозволенность речи оборачивается болезнью интеллекта, искаженного сознания. Сегодня мат проник в литературу, кино и на телевидение. Приведем некоторые статистические данные о том, как молодые люди относятся к проблеме сквернословия. На вопрос «Ругаетесь ли вы матом?» 80 обучающихся ответили «ДА». А на вопрос «Нужен ли мат и для чего?» 44 человека ответили «Нужен»: для связки слов, для чего-то нужен, для выражения ненависти. Остальные (66 обучающихся) считают, что мат «не нужен», так как он засоряет речь, делает ее не красивой и не культурной.
Как по поступкам человека можно судить о самом человеке, так и слово раскрывает душу человека на всеобщий обзор. По речи человека можно определить систему его ценностей и угадать образ жизни. Русская пословица гласит: "От гнилого сердца и гнилые слова". Когда сердце человеческое развращается или наполняется обидой, недовольством, гнилые, скверные слова появляются как признаки духовного разложения. Можно сделать вывод, что обучающиеся использует нецензурную брань для утверждения в молодежной среде, для выражения своих чувств, эмоций и считают, что они «не ругаются матом», а разговаривают на русском языке. Еще древнегреческий философ и ученый Аристотель считал, что «из привычки сквернословить развивается склонность к совершению дурных поступков».
Для разных районов Нижегородской области характерны свои диалекты и просторечия. Изучая результаты опроса, проведенного мной в техникуме, можно сделать вывод, что 97 обучающихся использует в своей речи просторечные слова и диалекты, такие, как айдате, калякать, взад-назад (взад-вперед), «причасывать» (причесывать), «развязкой» (без головного убора) и т.д.
Как известно, вся лексика того или иного языка делится на литературную и нелитературную. Основные виды нелитературной части мы уже рассмотрели. Литературный язык отличается от диалектов и просторечий своим нормативным характером. Языковая норма – осознанная обществом закономерность функционирования литературного языка. Антиподом языковой нормы является языковая ошибка. Итак, назовем типичные произносительные ошибки и тем самым обратим внимание на самые трудные для студентов нормы современного литературного языка.
По моим наблюдениям, в области произношения (орфоэпии) самыми трудными для студентов оказываются нормы ударения. Это связано с тем, что русское ударение носит свободный характер. В результате возникают такие языковые ошибки, как статУя, позвОнишь, квАртал, щАвель, средствА и т.д.
Имеются нарушение и морфологических норм языка. Как правило, языковые ошибки возникают в определении рода имен существительных, например, слова мужского рода шампунь, толь, тюль произносят как существительные женского рода, не всегда верно используют предлоги согласно, вопреки, наперекор, благодаря (согласно приказА (у)), часты ошибки в склонении числительных.
Наблюдаются нарушения синтаксических норм, что связано с порядком слов в предложении, например: Шел дождь и два студента, один – в институт, другой – в плаще или Цветы в вазе будут выглядеть более красивее. А также нарушение лексических норм, что обусловлено бедностью словарного запаса, например: употребление глагола ложить вместо класть – Я ложу книгу на место.
Состояние современной
русской языковой среды вызывает
большую тревогу. В период различных
социально-экономических
Речевая культура - это такие качества речи говорящего, которые обеспечивают ему эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных и эстетических установок. Культура речи предполагает выбор говорящим и пишущим наиболее целесообразных языковых средств для данной конкретной речевой ситуации. Слово может возвысить человека и оскорбить, и в русской лексике, фразеологии, синтаксисе имеется богатейший арсенал единиц с оценочным значением, главное для культуры речи - это то, чтобы любое слово, любое выражение употреблялось в соответствии с ситуацией общения и не выходило за грани дозволенного.
В последние 10-15 лет идет процесс снижения речевой культуры, это отмечают многие ученые и общественные деятели. «К сожалению, культура речи падает» - эта фраза часто звучит в печати и в устных выступлениях. Свидетельством тому являются сочинения и устная речь студентов в официальных ситуациях. Необходимо повышать уровень культуры речи подростков, и здесь важную роль могут сыграть преподаватели, родители и СМИ. Следовало бы пропагандировать классическую литературу, бережное отношение к русскому языку, обеспечивать библиотеки новыми словарями и учебниками по русскому языку и культуре речи, разъяснить руководителям средств массовой информации необходимость качественной редакторской работы над стилем публикуемых текстов и т.д.
Каждый вправе выбрать, на каком языке, богатом или упрощенном, он будет разговаривать с окружающими. Но всегда следует помнить о том, что язык – это город, на построение которого каждый человек, живший на земле, принес свой камень. И если мы хотим жить в красивом, чистом, светлом городе, то таковыми должны быть и наши мысли, и слова.