Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 17:35, лекция
Отрезок онтогенеза от рожде¬ния до 12-14 мес. обычно квалифицируется как предречевой, или дословесный. По его завершении у нормально развивающегося ребенка, как правило, появляются первые слова. Для описания данного
РЕЧЕВОЙ ОНТОГЕНЕЗ
Отрезок онтогенеза от рождения
до 12-14 мес. обычно квалифицируется как
предречевой, или дословесный. По его завершении
у нормально развивающегося ребенка, как
правило, появляются первые слова. Для
описания данного периода (сенсомоторного
интеллекта, по Ж. Пиаже) удобно выделять
в нем стадии, появление каждой из них
связано с возникновением новых психологических
возможностей младенца. В последующем
изложении на каждой стадии будут выделены
три основные линии младенческого развития:
а) двигательные проявления; б) формы общения;
в) вокализации. Возрастные границы между
стадиями, повторим, приблизительны и
индивидуально вариативны.
На первой стадии (первый месяц жизни ребенка)
в поведении новорожденного преобладают
прирожденные рефлексы, и развитие идет
за счет медленных пошаговых приспособлений
простых рефлексов к условиям внешней
среды. Пиаже отмечает, что младенец первого
месяца жизни находится в состоянии глубокого
эгоцентризма, внешняя действительность
для него смутна, слабо отделена от него
самого.
Однако очень рано новорожденный обнаруживает
зачаточные формы общения с близкими.
Так, присутствие матери уже в первую неделю
жизни малыша оказывает успокоительное
действие. На второй неделе ласковое голосовое
обращение к ребенку, тактильный контакт
с ним начинают вызывать реакцию сосредоточения
и замирания (Лисина М. И., 1997). Существуют
данные, позволяющие установить еще более
раннюю датировку начальных форм контакта
ребенка со взрослым. Это указывает на
естественно обусловленную основу общения
и очень раннее ее проявление.
Первые голосовые реакции ребенка совершенно
отчетливы. Появление на свет в норме сопровождается
криком новорожденного, и первые месяцы
жизни здоровые дети плачут достаточно
много. Крик и плач новорожденных является
биологически полезной функцией, помогающей
окружающим понимать неблагоприятные
для новорожденного ситуации и устранять
их. У начальных голосовых проявлений
новорожденных существует сугубо психологическая
функция, которая состоит в том, что с их
помощью выражаются субъективные состояния
малыша. На первом месяце жизни с помощью
крика и плача ребенок выражает свои лишь
негативные недифференцированные состояния.
В результате постепенного развития общих
психофизиологических механизмов эти
голосовые явления позднее оказываются
способными выражать позитивные состояния,
а затем при нормальном развитии ребенка
превратятся в его речь.
На второй стадии (обычно второй-четвертый
месяцы) прирожденные рефлексы под влиянием
опыта и повторений преобразуются, возникают
первые простые двигательные навыки. Механизмом
возникновения новых возможностей Пиаже
считает так называемые циркулярные реакции.
Они состоят в том, что, совершив некоторое
действие (порой случайно), младенец затем
многократно повторяет его. Вследствие
повторения действие закрепляется, образуя
прочную схему. В результате этого создается
новая поведенческая форма. Первые случаи
циркулярной реакции обычно сосредоточены
на теле ребенка — это так называемые
первичные циркулярные реакции. Типичным
примером могут служить акты, предваряющие
хватание: ребенок скребет предмет, привлекший
его внимание, пытается его схватить, отпускает
и снова повторяет последовательность:
скребет, схватывает, отпускает. Такие
последовательности повторяются многократно,
в результате чего малыш научается более
или менее ловко удерживать предметы в
руках.
Формы общения младенца со старшими на
данной стадии становятся более явными,
расширяется сфера их проявлений. На втором-третьем
месяцах жизни появляется «комплекс оживления»
(Н. М. Щелованов). Ребенок реагирует на
приближение взрослого радостным возбуждением
— на лице у него появляется улыбка, моторика
тела усиливается, возникают неоформленные
вокализации.
Характерным феноменом в области общения
становятся циркулярные формы — повторяющиеся
проявления одних и тех же реакций. Замечено,
что матери интуитивно улавливают циркулярность
действий малышей. По данным ряда западных
исследований, большинство игр, которые
используют матери со своими малышами
в это время, включают ритмические повторения
воздействий на них, вызывающие повторяющиеся
ответные реакции детей.
Изменения наблюдаются и в голосовых проявлениях
младенца. В 2-4 месяца появляются первичные
вокализации, известные как гуление, переходящее
позднее в лепет (в англоязычной терминологии
и то и другое обозначается словами babble,
babbling). Первичные вокализации имеют спонтанный
характер и проявляются у ребенка в состоянии
спокойного бодрствования. На слух они
воспринимаются как гласноподобные звуки,
близкие к нейтральным гласным взрослых.
Эти проявления, очевидно, имеют чисто
биологические основания, поскольку по
всему миру дети гулят практически одинаково,
независимо от языкового окружения. Гулят
и лепечут как нормально слышащие дети,
так и глухие от рождения. Гуление — это
первичная циркулярная форма голосовой
активности малыша. Она свидетельствует
о «пробуждении» и постепенном нарастании
через повторение латентных двигательных
программ.
На третьей стадии развития (пятый-восьмой
месяцы) циркулярные реакции переходят
во вторичную форму. Это понятие относится
к более развитым поведенческим формам.
Важным приобретением третьей стадии
становится возникновение первых форм
преднамеренности. Они проявляются в нацеленности
ребенка на объект, наличии промежуточных
действий, служащих средством достижения
цели, в произвольном приспособлении к
новой ситуации. Общение малыша с окружающими
обнаруживает тенденцию к расширению
своей сферы и появлению реакций, которые
могут быть сближены с преднамеренными.
В голосовых проявлениях младенца этого
возраста сохраняется крик и плач, гуление
переходит в форму, которую можно квалифицировать
как лепет. Особенность лепета в его зрелой
форме составляет наличие в вокализациях
слоговых элементов и неоднократное повторение
малышом одного и того же или сходных слогов,
например «та-та-та», «па-па», «ма-ба-ба»
и т. п. Лепет также можно рассматривать
как форму развитой (вторичной) циркулярной
реакции, включающей элементы произвольного
управления со стороны ребенка.
Для четвертой стадии (около 9-12 мес.) становится
характерным отчетливое проявление преднамеренных
форм двигательного поведения. Для ребенка
теперь обычно достигать поставленной
цели путем преодоления препятствия на
своем пути.
В общении младенцев рассматриваемого
возраста с окружающими возникают и развиваются
так называемые конвенциональные, или
условленные, формы общения (Бейтс Э., 1984).
Младенец обращается ко взрослому в поисках
помощи, подает побудительные сигналы
— хнычет, выражает беспокойство и т. д.
Такого рода коммуникативные сигналы
становятся затем постоянными и понимаемыми
общающимися сторонами, т. е. конвенциализируются.
Их внешнее выражение приобретает черты
лаконичности, они как бы только намекают
на желательное действие.
«Младенческое пение» завершает формирование
дословесного «коммуникативного каркаса»:
оказывается сформированной способность
выразить в конвенциональной форме свои
желания в ситуации общения, побудить
окружающих к их исполнению, использовать
для этого произвольно управляемые голосовые
сигналы. Однако сами голосовые сигналы
остаются еще неоформленными, «дословесными».
И вот в конце этого этапа психического
развития обычно возникают первые детские
слова.
К 2-летнему возрасту словарь малышей
порой насчитывает до 25 слов. В
дальнейшем происходит его быстрый рост.
Словарь 6-летних детей доходит в среднем
уже до 15 000 слов, а к возрасту 10-12 лет практически
сравнивается по объему с житейским словарем
окружающих.
В возрасте от 1,5 до 2,5 лет при нормальном
темпе развития происходит важный сдвиг
в речевых проявлениях малышей — они начинают
использовать соединение слов, появляются
двухсловные предложения. Эти предложения
часто имеют телеграфный стиль, т. е. грамматически
не оформлены. Их семантическая направленность
— указание местоположения объекта, описание
событий, действий и др. Например: «Тося
там, мама пруа (ушла), папа бай-бай (спит),
еще моко (молока)» и т. п. Дальнейшее развитие
двухсловных предложений связано с употреблением
грамматических форм. В русском языке,
представляющем собой по лингвистическому
определению язык синтетического типа,
это связано с появлением флексий, т. е.
изменением грамматической формы слов
при их сочетании. Например: «Моко (молоко)
кипит. Мама хорошая. Папа большой». Это
знаменательный момент речевого развития,
обнаруживающий формирование грамматики
в языке ребенка.