Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 11:25, курсовая работа
Совокупность выразительных и изобразительных средств, или риторических фигур и стилистических приемов, изучалась со времен Аристотеля.
Многие понятия и термины стилистики заимствованы из риторики и мало изменились на протяжении веков. И все же мнения о предмете, содержании и задачах стилистики, как справедливо замечает Ю.М. Скребнев (Скребнев Ю.М., 1976), крайне разнообразны и во многих случаях оказываются несовместимыми. Объясняется это отчасти многообразием связей стилистики с другими частями филологии и различием ее возможных применений, а также некоторой инерцией, т.е. живучестью устарелых представлений.
Анализ языка художественных произведений издавна осуществлялся и до сих пор иногда осуществляется с подразделением стилистических средств на изобразительные и выразительные.
Введение…3
Глава1.Риторика…4
Глава2.Изобразительность…8
Глава3.Выразительность…10
Глава4.Лисий вклад в Риторику…12
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ «ТИСБИ»
Факультет среднего профессионального образования
РЕФЕРАТ
На тему: «Риторические приемы и изобразительно-выразительные средства языка Лисия.»
Выполнил:Нагуманов.Э.Р
студент гр. ПМ131/1
Руководитель: Шамсудинова.В.В
Казань-2015
Содержание
Введение…3
Глава1.Риторика…4
Глава2.Изобразительность…8
Глава3.Выразительность…10
Глава4.Лисий вклад в Риторику…12
Введение.
Совокупность выразительных и изобразительных средств, или риторических фигур и стилистических приемов, изучалась со времен Аристотеля.
Многие понятия и термины стилистики заимствованы из риторики и мало изменились на протяжении веков. И все же мнения о предмете, содержании и задачах стилистики, как справедливо замечает Ю.М. Скребнев (Скребнев Ю.М., 1976), крайне разнообразны и во многих случаях оказываются несовместимыми. Объясняется это отчасти многообразием связей стилистики с другими частями филологии и различием ее возможных применений, а также некоторой инерцией, т.е. живучестью устарелых представлений.
Анализ языка художественных произведений издавна осуществлялся и до сих пор иногда осуществляется с подразделением стилистических средств на изобразительные и выразительные.
Изобразительными средствами языка при этом называют все виды образного употребления слов, словосочетаний и фонем, объединяя все виды переносных наименований общим термином «тропы». Изобразительные средства служат описанию и являются по преимуществу лексическими. Сюда входят такие типы переносного употребления слов и выражений, как метафора, метонимия, гипербола, литота, ирония, перифраз и т.д.
Выразительные средства, или фигуры речи, не создают образов, а повышают выразительность речи и усиливают ее эмоциональность при помощи особых построений: инверсия, риторический вопрос, параллельные конструкции, контраст и т.д.На современном этапе развития стилистики эти термины сохраняются, но достигнутый лингвистикой уровень позволяет дать им новое истолкование. Прежде всего многие исследователи отмечают, что изобразительные средства можно охарактеризовать как парадигматические, поскольку они основаны на ассоциации выбранных автором слов и выражений с другими близкими им по значению и потому потенциально возможными, но не представленными в тексте словами, по отношению к которым им отдано предпочтение.Выразительные средства являются не парагматическими, а синтагматическими, так как они основаны на линейном расположении частей и эффект их зависит именно от расположения.Деление стилистических средств на выразительные и изобразительные условно, поскольку изобразительные средства, т.е. тропы, выполняют также экспрессивную функцию, а выразительные синтаксические средства могут участвовать в создании образности, в изображении.Стилистические средства разнообразны и многочисленны, но в основе их всех лежит тот же лингвистический принцип, на котором построен весь механизм языка: сопоставление явлений и установление сходств и различий между ними, контраст и эквивалентность.
Глава1.
Риторика - филологическая дисциплина, объектом которой являются теория красноречия, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности.
Красноречие, как отмечали античные философы, - это способ познания, толкования сложных явлений, оно должно нести людям знания. Оно оперирует фактами, событиями, цифрами, организуя их в определенную систему.
Риторика пользуется открытиями и достижениями многих наук: психологии, философии, логики, этики, эстетики и других. Риторика – это наука, которая учит рассуждать, логически мыслить, обобщать. При этом риторика – это еще и искусство построения и публичного произнесения речи, искусство владения живым словом. Как искусство она близка поэзии, актерскому и режиссерскому мастерству: изучает мимику и телодвижения, учит владеть голосом и чувствами. Риторика как интегральная область, охватывающая проблематику эффективности речи, близко соприкасается с культурой речи.
На протяжении всей истории существования риторики видоизменялись ее определения, причем в разное время на первый план выдвигались разные стороны этой науки. В Древней Греции в трудах Аристотеля, Аполлодора одной из ведущих была формула «риторика – искусство убеждать». В теории римского красноречия наиболее популярной была формула Квинтилиана: риторика – «искусство говорить хорошо». Конкретные задачи обучения красноречию лучше других сформулировал Цицерон: оратор должен изобрести, расположить, украсить. Во времена Средневековья и раннего Возрождения риторика трактовалась как искусство украшения речи.
На раннем, античном, этапе развития риторика сложилась как нормативная дисциплина и входила в число семи «свободных искусств». Классическая риторика содержала пять важнейших составных частей: инвенция (изобретение речи); диспозиция (расположение речевого материала); элокуция (стилистическое оформление речи, ее выражение); память (приемы запоминания речи); произнесение.
На Руси красноречие почиталось и использовалось русскими князьями, священниками и торговым людом. Первым автором русской риторики считается митрополит Макарий (XVII в.). В начале XVIII века Феофаном Прокоповичем было создано риторическое сочинение, которое хоть и было задумано как руководство к созданию церковных проповедей, по существу представляло собой теоретическое обобщение и свод практических рекомендаций по искусству красноречия. Первый учебник на русском языке, написанный М.В. Ломоносовым, назывался «Краткое руководство к красноречию». Ломоносов определил риторику как науку о письменной и устной речи и выделял риторику, ораторию, поэзию. В последней трети XVIII века сохранялось и поддерживалось в большинстве риторических сочинений утвержденное в риторике Ломоносова выделение общих основ красноречия для прозы, поэзии и ораторской речи. В конце XVIII – начале XIX в.в. сложилась российская риторическая школа. Наиболее значительные риторики этого времени связаны с именами академиков М.М. Сперанского, А.С. Никольского, И.С. Рижского.
Наиболее продуктивным в истории развития русской риторики оказался период первой половины XIX века (Н.Ф. Кошанский, А.Ф. Мерзляков, А.И. Галич, К. Зеленецкий и др.). Учебная риторика, излагающая основы красноречия, в это время существовала в двух формах: общей и частной риторики. Общая риторика обобщала законы изобретения, расположения и выражения мыслей, частная же разрабатывала принципы строения текстов по жанрам красноречия.
В наши дни происходит возрождение интереса к риторике не только в России, но и в США и Европе, где получила развитие неориторика , зародившаяся в недрах лингвистики текста, теории типов речи, речевой деятельности и психолингвистики. Можно выделить два основных аспекта современного научного поиска:
1) организация языкового
2) искусство украшения речи (орнаментальный раздел риторики, близкий к проблемам художественной стилистики и поэтики, который получил развитие в трудах Р. Якобсона, Ж. Дюбуа, Т. Тодорова и др.).
Современная риторика учит не только красиво и убедительно говорить, но и защищаться от негативного словесного воздействия, распознавать случаи обмана или манипулирования.
Неориторика учитывает возможности национальных языков и базируется на языковой и понятийной картинах мира. Риторика сегодня – это способ гармонизации интересов говорящего и слушающего.
Риторический анализ и риторический эскиз речи
1. Риторический канон и современное красноречие. Этапы классического
риторического канона.
2. «Общее место» (Топ – как смысловой глагол). Топика.
3. Смысловая схема речи. Как размножаются идеи.
4. Классический образец речи – рассуждение (хрия). Структура строгой хрии.
5. Особенности структуры хрии и ее использования.
Риторический анализ – позволяет понять как устроена готовая речь, то есть проследить путь от мысли к слову. Для этого используется такое понятие как риторический канон.
Этапы классического риторического канона:
1. Инвенция – изобретение (найти что сказать).
2. Диспозиция – расположение изобретения.
3. Элокуция – словесное оформление мысли.
4. Меморио – запоминание.
5. Actio hypocrisis – произнесение (исполнение) речи.
Инвенция предполагает осмысление речи, подразделение ее на ряд под тем.
То есть на первом этапе (инвенции) фиксируется все богатство, наличие идей.
Для этого существуют так называемые «общие места» (топы – смысловые модели
развития речи).
Топ – система понятий, предполагающих способы мыслей о любой речи.
Диспозиция предполагает перегруппировку идей и их построение в том
порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи. В виду линейности речи выделяется следующая структура:
1) введение;
2) предложение;
3) повествование;
4) подтверждение;
5) опровержение;
6) заключение.
Элокуция – это этап словесного оформления речи. Важен отбор слов и
словосочетаний; смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор
слов. Здесь же осуществляется выбор тропов и фигур речи (образные средства
для выражения смысла речи – «цветы красноречия»).
Actio hypocrisis – произнесение речи на публике предполагает умение
пользоваться навыками и техникой речи (голос, интонация, жесты, мимика).
Глава2.
Изобразительность - качество речи, которое делает ее наглядной, Она основывается не только на понятийной, но и на образной информации (зрительной, слуховой, обонятельной, вкусовой, тактильной). Изобразительная речь быстрее воспринимается, вызывает эмоции и тесно связана с оценочностью. Поэтому она лучше сохраняется в памяти.
Изобразительно-выразительные средства языка — приемы, которые делают речь наглядной, образной и особым образом оформляют ее, привлекая к ней внимание.
Изобразительной стороне ораторской речи принадлежит важнейшая, основополагающая роль. Жан-Жак Руссо утверждал, что "...самые убедительные речи, бесспорно, те, где заключено больше всего образов." Это значит, что сила аргументированности речи непосредственно зависит от ее изобразительности. Аудитория верит оратору благодаря тому, что свои доводы он подкрепляет образностью, изображая обсуждаемые предметы внешнего мира и свой внутренний настрой.Сфера естественных доказательств, когда, в частности, используются ссылки на очевидцев (ими могут быть и сами убеждаемые), нуждается в ярких картинах внешней ситуации. В таком случае целесообразно использовать такие изобразительные средства, как атрибутизация, гипонимизация, синонимизация, а также тропы и амплификации – метафоры, метонимии, сравнения. Первая группа средств дает яркую, но очевидную и легко наблюдаемую картину мира. Тропы же способствуют изображению более тонких подробностей и деталей, не столь очевидных и потому менее доступных наблюдению. Подкреплением естественных доказательств могут служить также и диаграмматические фигуры, способные изображать явления внешнего мира.
Логические доказательства тоже делают необходимым широкое использование средств, связанных с внешней изобразительностью. Таковы, например, рассуждения по аналогии или индуктивные доводы, которые не являются абсолютными доказательствами, имея лишь вероятностный характер. Отсюда важность картин возможных внешних ситуаций. Силлогизмы же в большей степени потребуют от оратора таких изобразительных средств, которые смогут передать его внутренний настрой, ход его мыслей, смогут продемонстрировать концентрацию внимания.Изображение окружающего мира следует также использовать для подкрепления доводов к пафосу и к этосу. Так, с максимальной изобразительностью перед аудиторией должны предстать предметы угрозы и обещания, объекты сопереживания и отвержения. К реализации этических доводов особо предрасположены развернутые сравнения, которые концентрируют и еще более утверждают мысль, разделяемую аудиторией.Огромное значение для убеждающей речи имеют фигуры, способные изображать внутренний мир человека. Для того чтобы склонить аудиторию к необходимому решению, оратору необходимо "заразить" ее своими эмоциями. Уверенный эмоциональный настрой оратора, использующего этические или чувственные доводы, передается с помощью фигур прибавления – таких, как анафора, кольцо, двукратный словесный повтор
Глава3.
Выразительностью речи - называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной.
Типология выразительности пока, к сожалению, отсутствует. Пока можно
высказать лишь некоторые соображения, достаточно осторожные, о ее основаниях.
Одно из оснований — ситуация общения. Выразительность речи педагога ,очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора. Второе основание, более четкое, — структурные области языка: может быть выразительность произносительная, выразительность акцентологическая ,лексическая и словообразовательная Качество выразительности может сообщаться речи средствами языка, входящими в разные области языковой структуры. Но об этом подробнее — несколько позже. К тому же не забудем,что своими выразительными возможностями обладает сама структурная организация речи, включая в это понятие и структуру абзаца, и структуру главы или раздела устного выступления, и структуру целого текста.?По-видимому, справедливо следующее общее соображение: выразительно в речи все то, что выделяется семантически или формально на общем привычном речевом фоне.
Выразительно-изобразительные средства языка
Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней — начиная со звуков и кончая синтаксисом истилями. Даже отдельный звук, не говоря уже о какой-то их комбинации, может оказаться в речи выразительным.. Припомним звукозапись, к которой иногда прибегают поэты, ассонансы и аллитерации, скандирование речи.
Лексическая система языка сложна и многолика Возможности постоянного обновления в речи принципов, способов, признаков объединения в пределах целого текста слов, взятых из различных групп, скрывают в себе и возможности обновления речевой выразительности и ее типов. Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются актуализацией его семантики Актуализация семантики слова в поэзии обычно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. Эти ассоциации во многом зависят от предшествующего жизненного опыта читателя и психологических особенностей работы его мысли и сознания в целом.
А теперь перейдем к эпитетам, метафорам и другим средствам языка
Эпитет — это не слово в словаре; эпитетом слово становится, когда попадает в речь. В словосочетании деревянная полка прилагательное — не эпитет; в словосочетаниях деревянный взгляд или деревянная походка это же слово стало эпитетом. Эпитет ведет сознание от значения слова к личностному смыслу, а личностные смыслы могут и не совпадать у автора речи и читателя или двух читателей с различным жизненным опытом. Очень нужна семантическая и структурная типология эпитетов — по степени их близости к значению слова- определения и ассоциативной удаленности от него
Информация о работе Риторические приемы и изобразительно-выразительные средства языка Лисия