3. Принцип органического единства
– распределение материала и
организация его в речи должны
вытекать из самого материала
и намерений оратора. Не стоит тратить время на
то, что не является необходимым, без чего
можно обойтись в выступлении. Так как,
засыпав аудиторию множеством фактов
и примеров, вы рискуете общим восприятием
принципиально значимых вопросов. Этот
принцип требует: единство формы и содержания
и соблюдение пропорций:
а) между теорией и практикой;
б) между фактами позитивными и негативными;
в) между известными и неизвестными;
г) соотношение частей речи по объему
(между элементами композиции);
д) между рациональными и эмоциональными.
4. Принцип усиления – значимость,
вес, убедительность аргументов
и доказательств должны постепенно
нарастать, самые сильные доводы,
как правило, приберегаются к
концу рассуждения, т. е. данный принцип
требует плавный переход от
простого к сложному, от меньше эмоционального к больше
эмоциональному, от меньше интересного
к больше интересному [6, с. 57].
В конце выступления обобщите сказанное
и сделайте выводы, так как не обобщенный
изложенный материал у слушателей оставит
впечатление недосказанности, незавершенности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Риторические приемы позволяют максимально раскрыть тему
речи, сделать выступление живым, понятным
и интересным для аудитории. Таких приемов
существует много, однако далеко не все
из них используются в публичных выступлениях.
Самыми распространенными и эффективными
риторическими оборотами в публичной
речи является:
- сравнение – этот прием позволяет представить абстрактное
наглядно, когда необходимо донести до
слушателя числовую информацию;
- метафора – заключается в употреблении слов в переносном значении на
основе аналогии, сходства или сравнения
с использованием сравнительных оборотов
или союзов «будто», «словно», «точно»,
«как»;
- повтор – мысли, повторенные дважды, намного лучше
усваивается, даже если никто не отвлекался;
- риторический вопрос – это вопрос, ответ на который известен
заранее или же дается самим спросившим;
- аллегория представляет собой выражение
отвлеченного понятия через конкретный
образ;
- цепь – полный смысл первого звена идеи становится
ясным и законченным только в связи с другими звеньями, вплоть
до последнего звена в цепи;
- призыв – это распространенный риторический прием,
заключающийся в обращении к аудитории
с воззванием к чему-либо.
Все перечисленные выше ораторские приемы
часто взаимосвязаны, и один прием влечет за собой использование другого.
Существуют общие принципы построения выступления,
которые необходимо знать оратору и учитывать
в процессе создания своей речи. Основными
принципами являются:
- принцип последовательности – каждая
высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть
с ней соотносима;
- принцип экономии – умение достигать
поставленной цели наиболее простым, рациональным
способом, с минимальной затратой усилий,
времени, речевых средств;
- принцип органического единства – распределение материала и организация его в речи должны
вытекать из самого материала и намерений
оратора;
- принцип усиления – значимость, вес, убедительность
аргументов и доказательств должны постепенно
нарастать.
В конце выступления обобщите сказанное
и сделайте выводы, так как не обобщенный изложенный материал
у слушателей оставит впечатление недосказанности,
незавершенности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеева В. О. Ораторское искусство: учеб. пос. / В. О. Алексеева; Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2006. – 369 с.
- Буянов Е. В. Ораторское искусство // Ораторские приемы. Е. В. Буянов – 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://4brain.ru/oratorskoe-iskusstvo/oratorskie-priemy.php
- Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика
для юристов. / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 236
с.
- Осборн М., Энингер Д. Метафора в публичном выступлении
// Политическая лингвистика. – 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://journals.uspu.ru (дата обращения 10. 02. 2011).
- Осипова Н. П. Ораторське мистецтво: навч. пос. / Н. П. Осипова, Г. П. Клімова, Г. Ю. Васильєв – Х.: Одіссей, 2008. – 142 с.
- Пасинок В. Г. Основи культури мовлення:
навч. пос. / В. Г. Пасинок – К.: «Центр учбової літератури», 2012. – 184 с.