Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2015 в 15:18, реферат
В риторике выделяются три неравные части: первая из них универсальна, используется в самых разнообразных ситуациях. Универсальными канонами риторики являются: учение о теме, ее выборе, о построении речи, типах речи, выражении мысли в языковых формах, о культуре речи.
Вторая часть обращена к национальным, языковым основам риторики. Это этнические традиции, культура и литература, исторические факты и т.д. Эта область не вполне универсальна, т.к. может в отдельных случаях допустить какие-либо отклонения национальным предпочтениям.
Третья часть выражает позицию отдельных лиц или каких-либо общностей людей. В этой общности нормируется устойчивая система точек зрения и правил, это этическая система общения, речи. В этой сфере формируется феномен, называемый риторическим идеалом.
Риторический идеал – исторически сложившееся в национальной культуре представление о том, какой должна быть хорошая речь, система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, в сознании каждого человека — носителя определенной культуры — существует и действует определенная система ценностей и ожиданий по поводу того, как должно происходить речевое общение в той или иной ситуации. Система эта закономерна и исторически обусловлена. Поэтому история риторики может быть «рассказана» именно как история возникавших, утверждавшихся и сменявших друг друга риторических идеалов.
Риторический идеал обладает тремя важными свойствами:
1. исторической изменчивостью
2. культурной специфичностью
3. социальными особенностями
Риторический идеал, несмотря на свою изменчивость во времени, все же именно то, что соединяет в одно целое культуры и народы, обеспечивает литературу разных эпох бытования культуры одного народа, это то, что обеспечивает непрерывность речемыслительного творчества.
Внутри парадигмы риторического идеала могут происходить перестановки ценностей по значимости, могут добавляться новые элементы и исчезать некоторые прежние элементы. Тем не менее, как представляется, в целом эта парадигма сохраняет большую жизнеспособность и стремится жить до тех пор, пока жива, питающая ее культура.
Риторический идеал создаёт основу оценки любого конкретного речевого произведения (доклад, лекция, стихи (их декламация, я имею ввиду) и т.п., все то, что определяется общим понятием – ораторская речь) и создает определенные требования к речевому поведению и тексту.
Целями данной работы являются стремление изучить риторику Сократа, Платона и Аристотеля, и проанализировать, в чём отличие риторического идеала указанных древнегреческих мыслителей от риторики софистов.
В данной работе я постараюсь осветить такие вопросы как: в чём заключается риторика Сократа, какими особенностями обладает риторика Платона, какие черты присущи риторике Аристотеля, и в чём различие между риторическим идеалом Сократа, Платона и Аристотеля от риторики софистов.
Введение………………………………………………………3-4
Сократ. Его риторический идеал……………………….…4-7
Платон. Его риторический идеал……………………….…7-9
Аристотель. Его риторический идеал……………………9-11
Софисты. Софистический идеал и главные различия.11-17
Заключение…...………………………………………….…17-18
Список литературы..……………………………………….…19
Факультет управления
Кафедра «Теории и истории государства и права»
Контрольная работа
По дисциплине «Риторика»
На тему: Риторический идеал Сократа, Платона и Аристотеля. Его отличие от софистического идеала.
Проверил: Митин А.В.
Москва 2015
Содержание
Введение………………………………………………………
Сократ. Его риторический идеал……………………….…4-7
Платон. Его риторический идеал……………………….…7-9
Аристотель. Его риторический идеал……………………9-11
Софисты. Софистический идеал и главные различия.11-17
Заключение…...…………………………………………
Список литературы..……………………………………….…
Введение
В риторике выделяются три неравные части: первая из них универсальна, используется в самых разнообразных ситуациях. Универсальными канонами риторики являются: учение о теме, ее выборе, о построении речи, типах речи, выражении мысли в языковых формах, о культуре речи.
Вторая часть обращена к национальным, языковым основам риторики. Это этнические традиции, культура и литература, исторические факты и т.д. Эта область не вполне универсальна, т.к. может в отдельных случаях допустить какие-либо отклонения национальным предпочтениям.
Третья часть выражает позицию отдельных лиц или каких-либо общностей людей. В этой общности нормируется устойчивая система точек зрения и правил, это этическая система общения, речи. В этой сфере формируется феномен, называемый риторическим идеалом.
Риторический идеал – исторически сложившееся в национальной культуре представление о том, какой должна быть хорошая речь, система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, в сознании каждого человека — носителя определенной культуры — существует и действует определенная система ценностей и ожиданий по поводу того, как должно происходить речевое общение в той или иной ситуации. Система эта закономерна и исторически обусловлена. Поэтому история риторики может быть «рассказана» именно как история возникавших, утверждавшихся и сменявших друг друга риторических идеалов.
Риторический идеал обладает
тремя важными свойствами:
1. исторической изменчивостью
2. культурной специфичностью
3. социальными особенностями
Риторический идеал, несмотря
на свою изменчивость во времени, все же
именно то, что соединяет в одно целое
культуры и народы, обеспечивает литературу
разных эпох бытования культуры одного
народа, это то, что обеспечивает непрерывность
речемыслительного творчества.
Внутри парадигмы риторического идеала
могут происходить перестановки ценностей
по значимости, могут добавляться новые
элементы и исчезать некоторые прежние
элементы. Тем не менее, как представляется,
в целом эта парадигма сохраняет большую
жизнеспособность и стремится жить до
тех пор, пока жива, питающая ее культура.
Риторический идеал создаёт основу оценки любого конкретного речевого произведения (доклад, лекция, стихи (их декламация, я имею ввиду) и т.п., все то, что определяется общим понятием – ораторская речь) и создает определенные требования к речевому поведению и тексту.
Целями данной работы являются стремление изучить риторику Сократа, Платона и Аристотеля, и проанализировать, в чём отличие риторического идеала указанных древнегреческих мыслителей от риторики софистов.
В данной работе я постараюсь осветить такие вопросы как: в чём заключается риторика Сократа, какими особенностями обладает риторика Платона, какие черты присущи риторике Аристотеля, и в чём различие между риторическим идеалом Сократа, Платона и Аристотеля от риторики софистов.
Сократ. Его риторический идеал
Сократ (470/469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же) — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов на важное значение человеческой личности. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы.
Интересный факт. Сократовы парадоксы.
Многие высказывания, традиционно относимые к историческому Сократу, характеризуются как «парадоксальные», потому что они, с логической точки зрения, вроде бы противоречат здравому смыслу. К числу так называемых сократовских парадоксов относятся фразы:
Никто не желает зла.
Никто не делает зла по своей воле.
Добродетель — это знание.
«Сократовыми парадоксами» также могут называться само ссылающиеся парадоксы, образцом которых является фраза в отношении знания, также приписываемая Сократу: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
Сократ известен как автор теории подлинного красноречия, основанного на знании истины. Сократ всегда отмежевывался от риторики софистов, своими изощренными доказательствами часто сбивавших с толку слушателей и оппонентов.
Общественная жизнь Древней Греции V века до н. э. была такова, что гражданам по различным причинам приходилось выступать публично. Чтобы удачно выступить, необходимо было уметь говорить. Именно эта причина привела к тому, что в Греции появились платные учителя - софисты (мудрецы), которые владели искусством спора и могли убедить слушателей в чем угодно, потому что они считали, что цель оратора состоит в искусстве убеждения аудитории в правильности любых суждений. По-другому понимал цель риторики Сократ. Он считал, что главной задачей подлинного красноречия является установление истины, а не умение оратора убедить аудиторию в чем угодно. Его теория красноречия изложена в диалоге «Федр», написанном его учеником Платоном.
В этом диалоге Сократ говорил о том, что если оратор не разобрался в сущности предмета, о котором хочет говорить, то успеха своей речью он не добьется. Сократ учил своих учеников, как следует построить речь. Начинать нужно всегда со вступления, затем необходимо изложить материал, потом привести доказательства, а далее сделать правдоподобные выводы. Интересно, что подлинное красноречие, по мысли великого Сократа, доступно только философам - лишь они способны познать истину как меру всех вещей.
Интересна композиция сократических бесед. Обычно она начиналась с вопроса Сократа к собеседнику. Услышанный ответ казался мудрецу неубедительным, что он доказывал своими дальнейшими рассуждениями и следующими непростыми вопросами, которыми «запутывал» своего собеседника. Но сама система вопросов, рассуждений, приводимых аргументов была такова, что помогала найти истину, единственно правильный ответ на заданный им вопрос.
Для него главными философскими вопросами стали поиск смысла человеческого существования, предназначения человека, природы знания и истины. Идеал «общественной жизни» распался на два понятия: «жизнь деятельная» и «жизнь созерцательная». Идеалом первой был ритор, практик и политик, идеалом второй — философ, теоретик и мыслитель. Духовная жизнь античности образовала два полюса — риторику и философию. Философия, как ее понимает Сократ, есть искусство жить. Необходимой составляющей этого искусства является умение отдавать себе обоснованный отчет в правильности своих суждений и требовать от других того же.
Риторический идеал Сократа:
- диалогический (цель не манипулирование, а побуждение к мысли)
-гармонизирующий (цель диалога,
спора – не борьба, а объединение
усилий во имя продвижения
к общей цели, только при достижении
согласия между участниками
-смысловой (цель – достижение истины)
Платон. Его риторический идеал
Платон (428 или 427 до н. э., Афины — 348 или 347 до н. э., там же) — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон — первый философ, чьи сочинения дошли до нас не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью. Платоновский корпус— то есть исторически сложившаяся совокупность сочинений, которые со времён античности связываются с именем Платона, и значительная часть которых представляет собой диалоги, — формировался на протяжении долгого времени. Вероятно, на протяжении долгого процесса формирования классического «собрания сочинений» философа случались как потери, так и приобретения, определявшиеся в известные моменты не только состоянием рукописной традиции, но и уровнем и направлением современной ему филологической критики.
Как считает Платон, оратор должен не гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичь истину того, о чем он собирается говорить; правильная, истинная, точная речь должна исходить из подлинного определения своего объекта, предмета речи.
По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит от способности, умения, охватывая всеобщим взглядом, возводить к единой общей идее разрозненные объекты речи и разделять все на виды, на естественные составные части, а также умение возводить частное к общему и из общего получать частное.
Сократ значительно развил практические методы публичной полемики, на которой основаны все известные беседы Сам термин «полемика» в переводе с греч. означает «воин», «военное дело». Ведения споров называется эристика. В те времена она была сферой применения софистики. Этим искусствам Сократ противопоставлял диалектику - искусство ведения беседы, целью которой было достижение истинного знания. Мастер эристики или софистики, как правило, любой ценой пытался отстоять свою позицию и отрицать другое мнение. При этом он не очень беспокоился о том, будут ли его положения верны. Именно поэтому Эрида - заступниц споры - было две. Одна охраняла конструктивную (диалектическое) спор, целью которой было достижение истины, а вторая - конфликтную (эристичного), в которой главным было получение победы над противником.
Обычно Сократ начинал свои беседы с того, что с помощью искусных вопросов загоняв противника в тупик. Предметом разговора часто выступали на первый взгляд несложные проблемы, в которых софисты считали себя знатоками. Однако в течение беседы выявлялись противоречия в их взглядах. После этого Сократ подключал Майевтика (термин диалога Платона «Теэтет», означающий метод философствования, созданный Сократом), когда путем вопросов и ответов собеседники пытались дойти до истины.
В диалоге «Федр» Платон предлагает композицию речи: вступление, изложение и свидетельства, доказательства, правдоподобные выводы.
Он считает, что преподаватель ораторского искусства должен хорошо знать природу каждой вещи и ее идеи, а через это знание стремиться к познанию души, знать ее виды и то, какая речь и как воздействует на душу. Он должен соотнести виды речей и виды души и их состояний, установить соответствие каждого вида речи каждому виду души. Знать, какую душу какими речами и по какой причине непременно удастся убедить, а какую - нет.
Выдвигая на первый план эмоциональную убедительность речи (воздействие на душу), Платон не считает важными логические доказательства, которые отходили у него на второй план. Поэтому он убежден, что в судах «решительно никому нет никакого дела до истины, необходима только убедительность».
Оратор должен, по мнению Платона, распрощаться с истиной, но построить свою речь так, чтобы она казалась для слушателей правдоподобной.
Значит, требуется прежде всего ясное разделение речи на части так, чтобы четко было видно, где общий принцип, где частности, как этот общий принцип, или принцип общей идеи, определяет все частность, чтобы можно рациональным путем переходить от общего к частному и от частного к общему.
Аристотель. Его риторический идеал
Аристотель (384 до н. э., Стагира, Фракия — 322
до н. э., Халкида, остров Эвбея) —
Аристотель был первым мыслителем,
создавшим всестороннюю систему философии,
охватившую все сферы человеческого развития:
социологию, политику, логику, физику.
Его взгляды на онтологию (раздел философии,
изучающий фундаментальные принципы бытия,
его наиболее общие сущности и категории,
структуру и закономерности) имели серьёзное
влияние на последующее развитие человеческой
мысли. Метафизическое учение Аристотеля
было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим
Большим культурным и научным событием было появление «Риторики» Аристотеля, который значительно развил учение Платона об ораторском искусстве. Аристотель критиковал платоновскую теорию бестелесных форм («идей»), но полностью преодолеть платоновский идеализм не смог, хотя, по словам В. И. Ленина, «Аристотель вплотную подходит к материализму».
Композиция «Риторики» Аристотеля весьма четкая. В первой книге рассказывается о месте риторики среди других наук и выделяются роды речей; вторая книга посвящена страстям, нравам и общим способам доказательства; третья книга - проблемам стиля и построения речи.
Аристотель считает, что риторика - искусство, соответствующее диалектике, ибо обе они касаются таких предметов, знакомство с которыми может считаться достоянием всех. Это и сближает оба искусства. Он определяет риторику как искусство убеждения, которое использует возможное и вероятное в тех случаях, когда реальная достоверность - оказывается недостаточной.
Риторика занимается выделением способов убеждения, теоретическим осмыслением этих способов. Как отмечает Аристотель, действие убеждающей речи зависит от трех моментов: нравственного характера говорящего, качества самой речи, настроения слушателей. Уже в учении Аристотеля выделяется триада: отправитель речи - речь - получатель речи, которая находит свое развитие в современных исследованиях.