Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 10:11, доклад
ДЕМОСФЕН (лат. Demosthenes, греч. Димосфенис) (около 384 до н.э., Афины - 322 до н.э., остров Калабрия близ восточного берега Пелопоннеса), афинский политический деятель, оратор, вождь демократической антимакедонской группировки. Призывал греков к борьбе против захватнической политики македонского царя Филиппа II (речи Демосфена против него - "филиппики").
ДЕМОСФЕН (лат. Demosthenes,
греч. Димосфенис) (около 384 до н.э., Афины
- 322 до н.э., остров Калабрия близ восточного
берега Пелопоннеса), афинский политический
деятель, оратор, вождь демократической
антимакедонской группировки. Призывал
греков к борьбе против захватнической
политики македонского царя Филиппа II (речи
Демосфена против него - "филиппики").
Добился создания антимакедонской коалиции
греческих полисов.
Политическая
деятельность
Демосфен родился в Афинах, в семье владельца
оружейной и мебельной мастерских. С детства
он страдал физическими недостатками
(косноязычие, слабый голос, нервный тик). Афиняне
в то время были очень избалованы по отношению
к ораторам: от оратора требовались не
только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приёмы рук, пальцев,
положение тела во время речи, игра физиономии.
Между тем Демосфен был косноязычен, имел
слабый голос, короткое дыхание, привычку
подергивать плечом и пр.Как
рассказывает Плутарх, "когда в полном
отчаянии, закрывши от стыда лицо плащом,
он отправился домой, его пошел проводить
актер Сатир, близкий его приятель. Демосфен
стал ему жаловаться, что из всех ораторов
он самый трудолюбивый и отдает красноречию
все силы без остатка, а народ знать его
не желает, между тем как пьяницы, мореходы
и полные невежды всегда находят слушателей
и не сходят с возвышения. "Верно, Демосфен,
— отвечал Сатир, — но я быстро помогу
твоей беде. Прочти-ка мне, пожалуйста,
наизусть какой-нибудь отрывок из Еврипида
или Софокла". Демосфен прочитал, а Сатир
повторил, но при этом так передал соответствующий
характер и настроение, что Демосфену
и самому этот от« рывок показался совсем
иным. Так он убедился, сколько стройности
и красоты придает речи "игра", и понял,
что сами по себе упражнения значат очень
мало или даже вообще ничего не значат,
если ты не думаешь о том, как лучше всего
преподнести и передать слушателям содержание
твоих слов. Он устроил себе в подземелье
комнату для занятий, которая цела и до
нашего времени, и, неукоснительно уходя
туда всякий день, учился актерской игре
и укреплял голос Он
учился ясно произносить слова, набирая
в рот черепки и камешки, произнося речи
на берегу моря, при шуме волн, заменявших
в данном случае шум толпы; всходил на
крутизны, громко читая поэтов; упражнялся
в мимике перед зеркалом, причём спускавшийся
с потолка меч колол его всякий раз, когда
он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая
образцы красноречия, Демосфен по неделям
не выходил из комнаты, обрив себе половину
головы, во избежание соблазна. Его первые
попытки говорить публично не имели успеха,но
Демосфен продолжал работать над собой.
в возрасте семи лет мальчик лишился отца,
а имущество семьи было растрачено опекунами.Активно взявшись
за отстаивание собственных прав через
суд, консультировался у Исея (в то время
очень известного специалиста по имущественным
делам)и в возрасте 20 лет он выиграл процесс
над расхитителями отцовского наследства.
Правда, помимо морального удовлетворения,
выигранное дело денег Демосфену не принесло,
но опыт ведения подобных дел — ценное
приобретение, и юноша избрал профессию
логографа. Так, в силу жизненных обстоятельств
Демосфен становится оратором.
Время жизни Демосфена
относится к периоду
Демосфену удалось привлечь на свою сторону
большинство афинян, он становится главой
антимакедонской партии, активно участвует
в создании военного союза греческих
городов, направленного против Филиппа
II. Демосфен лично, как простой воин, участвовал
в битве при Херонее (338), в которой греческое
войско было разгромлено македонянами.
Филипп, по своему обыкновению, старался
после победы приобрести расположение
Афин, отпустив пленных без выкупа, выдав
тела убитых.; но Демосфен не переставал
предостерегать доверчивых афинян. В честь
павших при Херонее Демосфен произнес
одну из самых замечательных своих речей(«Надгробная
речь»). Несмотря на установление македонской
гегемонии над Грецией, Демосфен продолжал
пользоваться большой популярностью среди
афинян, в 330 году он был удостоен согражданами
почетного золотого венка.
После Херонеи Демосфен был вынужден сменить
политическую тактику. Продолжая пользоваться
репутацией врага македонян, он удерживал
афинян от участия в антимакедонских акциях,
заведомо обреченных на неудачу. В свою
очередь, сторонники македонян прикладывали
все усилия для устранения знаменитого
оратора с политической арены. В 324 году
Демосфен оказался замешан в запутанную
историю с деньгами, привезенными в Афины
бежавшим от
Смерть Александра Македонского в 323 году
изменила политическую ситуацию в Афинах.
Демосфен смог вернуться на родину и призвал
сограждан к восстанию против господства
Македонии. Однако восстание (Ламийская
война) закончилась поражением афинян
в битве при Кранноне. Демосфен бежал из
Афин. Народ Афин по предложению Демада вынес Демосфену и его сторонникам
смертный приговор. За ними Антипатр-близкий
друг Филиппа Македонского выслал «охотников
на людей» под предводительством бывшего трагического
актера Архия. Ищейки настигли
Демосфена и его сторонников в Эгине,
и, невзирая на то, что они просили защиты
у алтарей храма Эака, силой выволокли
их из храма и отправили к Антипатру. Среди
казненных не было Демосфена. Он нашел
убежище в храме Посейдона близ Арголиды.
Когда Архий настиг его там, Демосфен высмеял
его, припомнив сценические провалы своего
преследователя. Затем, несмотря на угрозы,
попросил дать ему немного времени, чтобы
оставить письменное распоряжение своим
домашним. Войдя в святилище, он поднес
к губам тростниковую палочку, которой
писали древние, и прикусил ее. Почувствовав
действие яда, Демосфен нетвердым шагом
попытался покинуть храм, но у алтаря упал
и умер. Так закончились дни величайшего
мастера древнегреческого красноречия,
которого потомки, ценя высокие достоинства
его прозы, стали звать просто "оратор",
как звали Гомера "поэт".
Афиняне вскоре поставили ему памятник вблизи этого храма. На цоколе статуи была вырезана надпись
Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум
Власть бы в Элладе не смог взять македонский Арей(под Ареем понимается Филипп)
Ораторское искусство
Речи Демосфена
называют «зеркалом характера». Он
не был ритором, не любил придуманных
украшений, но действовал на слушателей
силой убеждения, логикой, строгим развитием мысли,
кстати употребляя доводы и примеры. В
приготовлении к речам проводил он нередко
целые ночи. любую
встречу, беседу, деловой разговор oн тут
же превращал в предлог и предмет для усердной
работы. Оставшись один, он поскорее спускался
к себе в подземелье и излагал последовательно
все обстоятельства вместе с относящимися
к каждому из них доводами. Запоминая речи,
которые ему случалось услышать, он затем
восстанавливал ход рассуждений и периоды;
он повторял слова, сказанные другими
или же им самим, и придумывал всевозможные
поправки и способы выразить ту же мысль
иначе2 Ведь обыкновенный
судебный оратор в Афинах вынужден был
часами говорить на открытом воздухе перед
аудиторией в 6 тысяч слушателей так, чтобы
его слышали даже не желающие слушать!
Язык его величествен,
но прост, серьёзен и приятен, сжат, но
вместе с тем удивительно плавен. Он достигал
успеха не стремлением к эффектам, но нравственной
силой, благородством мысли, любовью к
родине, её чести, её славе и её прошлому.
Обличительные речи Демосфена были едкими
и желчными, за что, по сообщению Плутарха,
современники прозвали оратора аргом(др.-греч. ἀργῆς,
«змея»).
Современная наука признает принадлежащими
Демосфену 41 речь, а также несколько десятков
вступлений к речам и писем. Условно его
речи разделяют на судебные, судебно-политические
и политические. Судебные речи (364-345) Демосфена
характерны точной и конкретной аргументацией,
в них даны яркие, живые картины современного
ему быта. Из судебно-политических речей
наиболее яркие - "О преступном посольстве"
(343) и "За Ктесифона о венке" (330), направленные
против Эсхина. Самым значительным в наследии
Демосфена признают политические речи,
из которых выделяются 8 речей против Филиппа
II, произнесенных между 351-341 годами.
Демосфен тщательно готовил свои публичные
выступления, но большое значение уделял
живому и непринужденному изложению текстов
речей. Поэтому он не придерживался жесткого
плана, активно использовал паузы, которым
способствовали риторические вопросы:
"Что это значит?", "В чем причина?".
Вступление и повествовательная часть
у Демосфена были сведены до минимума,
все усилия он направлял на опровержение
доводов оппонентов и доказательство
своей правоты.
Демосфену было важно именно в момент
произнесения речи убедить слушателя
в своей правоте. Начиная новый раздел
речи, он сразу раскрывает его содержание,
в процессе изложения подводит итоги сказанному,
неоднократно повторяет особо важные
мысли. Нередко он строил воображаемый
диалог с противником. Большое значение
в ораторском искусстве Демосфена имела
мимика, жестикуляция, модуляции голоса.
Он свободно соединял и варьировал риторические
стили, использовал разнообразные варианты
построения фраз и предложений. Демосфен
умело применял антитезы ("век нынешний"
и "век минувший"), соединения синонимов
в пары ("знайте" и "понимайте"),
метафоры, олицетворения, фигуры умолчания,
когда слушатели сами догадывались о чем
шла речь. В результате его выступления
никогда не были монотонными.
Стремление убедить рождало страстный
пафос речей Демосфена. По преданию даже
Филипп II признавался, что если бы слушал
речи Демосфена, то обязательно голосовал
бы за войну против себя. Признание красноречия
Демосфена было столь высоким, что современники
и последующие поколения древних греков
называли его просто Оратором.
Речь Демосфена О венке была произнесена в защиту афинянина Ктесифона, которого Эсхин привлек в 336 до н.э. к суду за то, что тот якобы незаконно предложил почтить Демосфена золотым венком за заслуги перед отечеством. На деле же Эсхин, нападал на самого Демосфена, так что оратору приходилось защищать самого себя и дело своей жизни, в свою очередь обвиняя Эсхина. в этой речи "За Ктесифонта о венке" Демосфен противопоставляет всесилие монарха (в конкретном случае Филиппа Македонского) положению вождя демократической партии в Афинах: "Прежде всего, он самодержавно правил своими подначальными, а это для войны самое главное. Кроме того, его люди всегда были в полной боевой готовности. Ну, а кроме того, денег У него было предостаточно, и поступал он так, как сам решит, не объявляя о делах своих заранее в особых постановлениях, не обсуждая их на виду у всего света, не таскаясь в суды по облыжным доносам, не отвечая на обвинения в беззаконии и никому ни в чем не отчитываясь, — во всех своих делах был сам себе повелитель и хозяин и самый главный начальник. Ну а я? Я противостоял ему один на один, и справедливости ради об этом тоже надобно теперь сказать, но чем я мог распоряжаться по собственному усмотрению? Ничем и никем! Даже самая возможность говорить перед народом не была моим преимущественным правом, но делилась вами поровну между мною и его наемными слугами, так что когда случалось им меня переспорить — а случалось часто и по многим поводам! — то вы уходили домой, проголосовав за предложения своих врагов"
Эта речь (являющаяся ответом на выступление Эсхина) превратилась в памятник, уникальный по историческому и биографическому значению.
Цитаты:Кто чего хочет, тот в то и верит.Никто не сражается в войне с таким рвением, как в войне за родную страну. Ораторы должны всегда предлагать самое лучшее, а не самое легкое.Легче всего обмануть самого себя.
Лучшее ограждение от тиранов – недоверие граждан.Всякое слово без дела ничтожно и пусто. Ни в чем не ошибаться – это свойство богов. "Народ, который попадает в зависимость от царя, перестает быть свободным и превратится в раба" (Demoth., I, 23), "ведь всякий царь или тиран есть враг свободы и противник законов" "Не подчиняй себе законы, а подчиняйся им сам: только этим укрепляется народовластие"