Риторика Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:32, реферат

Описание работы

Первые систематические работы по теории ораторского искусства появились в Древней Греции. Их возникновение было связано с потребностью точно и красиво выражать мысли в философских беседах и судебной деятельности, в выступлениях государственных деятелей. Расцвет древнегреческой культуры в V-IV вв. до н.э. отразился и на ораторском искусстве. С серединыV в. до н.э появляются первые риторы.

Файлы: 1 файл

риториа.docx

— 19.62 Кб (Скачать файл)

Рито́рика (рето́рика) ( «ораторское искусство» от — «оратор») — первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации вообще.

 

Риторика Древней  Греции 

 

Первые систематические  работы по теории ораторского искусства  появились в Древней Греции. Их возникновение было связано с  потребностью точно и красиво  выражать мысли в философских  беседах и судебной деятельности, в выступлениях государственных  деятелей. Расцвет древнегреческой  культуры в V-IV вв. до н.э. отразился и на ораторском искусстве. С серединыV в. до н.э появляются первые риторы.

Беспокойный V век до н.э. выдвинул свободного человека как сгусток энергии и самостоятельности, какие только возможны в рамках рабовладельческого общества, и тем самым стал на путь антропоцентризма, прогрессирующего с каждым десятилетием. Отсюда та невероятная страсть к слову и преклонение перед его силой, которой отличались греки. Ведь всякий грек издревле славился как заядлый разговорщик, а гомеровские поэмы и до сих пор удивляют обилием и умелым построением речей. Греки, можно сказать, абсолютизируют слово, делая его владыкой всего сущего...

Возникновение и развитие риторики обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, достигнутым уровнем  духовной культуры древнегреческого общества. При общем подъеме экономической  жизни здесь бурно развивались  науки и искусства, судебная деятельность. Возникает потребность убеждения  словом во многих диалогах и спорах, столкновениях обвинителей и  защитников на судах. Страх перед  правителем или наказанием, невежество или грубая сила уступают место диспутам и беседам, в которых обосновываются не только философские проблемы бытия, но и решение практических вопросов. Именно в этот период было понято значение и могущество слова. С древности  дошли до нас меткие оценки речевой  деятельности и значимости слова. Выражения «блистательность речи», «статность (тезисность) речи», «хорошо учит говорить тот, кто учит хорошо делать», «сказано – сделано», «пожалуйста, поменьше слов», «словоохотливый попутчик заменяет в дороге экипаж» и другие значимы и сегодня. Формирование и развитие риторического мастерства, осознание его важности происходило в тесной связи с теми культурными процессами и традициями, которые были характерны для Древней Греции. Если, например, история как дисциплина, философия и искусство имели лишь одну покровительницу — музу Клио, то красноречие находилось в ведении сразу трех богинь. Это были Пейто — богиня убеждения и две Эриды — богини спора.

Во-вторых, содержанием политико-правовой жизни древнегреческих городов-полисов. Во многих из них демократия была основой  политического строя. Народное собрание, совет пятисот, народный суд –  три государственных учреждения, достижение успехов в которых  зависело в первую очередь от речевого искусства. Политическая карьера, защита своих прав определяются умелым владением  речью, способностью воздействовать на слушателей, доказывать, убеждать, наиболее приятным образом привлекая их внимание. Речь оказывается реальным и эффективным  инструментом приобретения славы, богатства. Могущество слова в политической жизни приравнивается к могуществу железа на войне. Суждения «Закон —  это справедливое рассуждение, предписывающее то, что благородно», «Нет такого закона, который был бы удобен для всех», «Народное благо — высший закон» также пришли к нам из эпохи  античности. Они наглядно свидетельствуют  о мастерстве речи тех, кто их высказывал.

В-третьих, в основе античного  судопроизводства лежала состязательность: обвинитель, и защищающийся произносили  речи, стараясь убедить судей и  присутствующих в своей правоте. Существовал актуальный «социальный  заказ» на умение красиво и убедительно  говорить, а также на определенную группу учителей риторики и составителей публичных речей. Именно в этот период возникла профессия логографа, который  помогал гражданам составить  судебную речь с использованием правил ораторского искусства и выступить  с нею в судебном разбирательстве.

Следовательно, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать  в различных советах и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – перед судом и  гражданами, а также на праздниках, дружеских встречах, поминовениях, которые бывали достаточно многолюдными. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому свободному гражданину города-полиса.

Первый известный риторический трактат принадлежал писателю и  политическому оратору Кораксу из Сицилии (род. ок. 467 до н.э.), обладавшему блестящими речевыми данными. Благодаря своему ораторскому дару он смог стать во главе управления республикой. Однако, оставив затем общественные дела, открыл школу красноречия.

В период расцвета афинской демократии софистами стали называть себя появившиеся платные преподаватели  философии, этики, политики, других наук и искусств, и в особенности  ораторского искусства – риторики. Появление этих учителей, предлагавших научить желающих «мудрости и  добродетели», было ответом на потребности  молодежи в образовании, в освоении искусства речи. Просветительская направленность деятельности софистов заметно оживила  и наполнила новым содержанием  общественную жизнь Греции.

Первоначально в Древней  Греции софистом именовали мудрого, искусного в каких-либо делах  человека (от греч. sofistes — мастер-искусник, мудрец, художник, изобретатель). В последующем софистами называли изощренных в построении суждений и умозаключений мыслителей и практиков, которые использовали свое ораторское мастерство в корыстных целях, а также платных учителей философии, риторики и эристики (искусства спора).

Древнегреческий писатель, публицист, автор многочисленных речей  и памфлетов Сократ (род. в 436 до н.э.) был учеником Горгия. В начале своей деятельности занимался составлением судебных речей, затем открыл школу риторики в Афинах. Сократ не выступал как оратор, но своими публицистическими трактатами по общим вопросам греческой политической жизни оказывал значительное воздействие на современников.

Влияние софистики в момент зарождения риторики было существенным. Однако в дальнейшем пути их разошлись  из-за преобладания в софистике негативных тенденций. Аристотель так оценивал современных ему софистов:

Софистика есть мудрость кажущаяся, а не подлинная, и софист – (это  человек), умеющий наживать деньги от кажущейся, не подлинной мудрости.

Дело в том, что софисты, обучая за плату искусству вести  полемику, в стремлении привести необходимые  доказательства не гнушались заведомым  нарушением логических законов и  правил употребления слов. По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. Убеждать может  только искусно составленная речь. При этом неважно, соответствует  она истине или нет. Обучая красноречию, софисты присвоили себе право  преподавать и мудрость, и добродетель. Не только не гнушаясь, но скорее всего  гордясь и даже бахвалясь умением  использовать разнообразные словесные  трюки, построенные или на игре значений многозначного слова, или на совпадении форм, софисты демонстрировали блестящие  и тонко разработанные способы  убедить кого угодно и в чем  угодно. Насколько сильно было воздействие  мастеров красноречия на умы сограждан, можно судить хотя бы по тому факту, что Критий (дядя Платона), известный философ и оратор, став одним из афинских тиранов, законодательно запретил «учить искусству говорить».


Информация о работе Риторика Древней Греции