Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:32, реферат
Первые систематические работы по теории ораторского искусства появились в Древней Греции. Их возникновение было связано с потребностью точно и красиво выражать мысли в философских беседах и судебной деятельности, в выступлениях государственных деятелей. Расцвет древнегреческой культуры в V-IV вв. до н.э. отразился и на ораторском искусстве. С серединыV в. до н.э появляются первые риторы.
Рито́рика (рето́рика) ( «ораторское искусство» от — «оратор») — первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации вообще.
Риторика Древней Греции
Первые систематические работы по теории ораторского искусства появились в Древней Греции. Их возникновение было связано с потребностью точно и красиво выражать мысли в философских беседах и судебной деятельности, в выступлениях государственных деятелей. Расцвет древнегреческой культуры в V-IV вв. до н.э. отразился и на ораторском искусстве. С серединыV в. до н.э появляются первые риторы.
Беспокойный V век до н.э. выдвинул свободного человека как сгусток энергии и самостоятельности, какие только возможны в рамках рабовладельческого общества, и тем самым стал на путь антропоцентризма, прогрессирующего с каждым десятилетием. Отсюда та невероятная страсть к слову и преклонение перед его силой, которой отличались греки. Ведь всякий грек издревле славился как заядлый разговорщик, а гомеровские поэмы и до сих пор удивляют обилием и умелым построением речей. Греки, можно сказать, абсолютизируют слово, делая его владыкой всего сущего...
Возникновение и развитие
риторики обусловлено рядом
Во-первых, достигнутым уровнем
духовной культуры древнегреческого общества.
При общем подъеме
Во-вторых, содержанием политико-правовой
жизни древнегреческих городов-
В-третьих, в основе античного
судопроизводства лежала состязательность:
обвинитель, и защищающийся произносили
речи, стараясь убедить судей и
присутствующих в своей правоте.
Существовал актуальный «социальный
заказ» на умение красиво и убедительно
говорить, а также на определенную
группу учителей риторики и составителей
публичных речей. Именно в этот период
возникла профессия логографа, который
помогал гражданам составить
судебную речь с использованием правил
ораторского искусства и
Следовательно, общественная жизнь Древней Греции была такова, что политику приходилось выступать в различных советах и на народных собраниях, полководцу – перед войском, частному лицу – перед судом и гражданами, а также на праздниках, дружеских встречах, поминовениях, которые бывали достаточно многолюдными. В этих условиях красноречие становится необходимым каждому свободному гражданину города-полиса.
Первый известный риторический трактат принадлежал писателю и политическому оратору Кораксу из Сицилии (род. ок. 467 до н.э.), обладавшему блестящими речевыми данными. Благодаря своему ораторскому дару он смог стать во главе управления республикой. Однако, оставив затем общественные дела, открыл школу красноречия.
В период расцвета афинской
демократии софистами стали называть
себя появившиеся платные
Первоначально в Древней Греции софистом именовали мудрого, искусного в каких-либо делах человека (от греч. sofistes — мастер-искусник, мудрец, художник, изобретатель). В последующем софистами называли изощренных в построении суждений и умозаключений мыслителей и практиков, которые использовали свое ораторское мастерство в корыстных целях, а также платных учителей философии, риторики и эристики (искусства спора).
Древнегреческий писатель, публицист, автор многочисленных речей и памфлетов Сократ (род. в 436 до н.э.) был учеником Горгия. В начале своей деятельности занимался составлением судебных речей, затем открыл школу риторики в Афинах. Сократ не выступал как оратор, но своими публицистическими трактатами по общим вопросам греческой политической жизни оказывал значительное воздействие на современников.
Влияние софистики в момент зарождения риторики было существенным. Однако в дальнейшем пути их разошлись из-за преобладания в софистике негативных тенденций. Аристотель так оценивал современных ему софистов:
Софистика есть мудрость кажущаяся, а не подлинная, и софист – (это человек), умеющий наживать деньги от кажущейся, не подлинной мудрости.
Дело в том, что софисты,
обучая за плату искусству вести
полемику, в стремлении привести необходимые
доказательства не гнушались заведомым
нарушением логических законов и
правил употребления слов. По мнению софистов,
цель оратора не раскрытие истины,
а убедительность. Убеждать может
только искусно составленная речь.
При этом неважно, соответствует
она истине или нет. Обучая красноречию,
софисты присвоили себе право
преподавать и мудрость, и добродетель.
Не только не гнушаясь, но скорее всего
гордясь и даже бахвалясь умением
использовать разнообразные словесные
трюки, построенные или на игре значений
многозначного слова, или на совпадении
форм, софисты демонстрировали