Риторика и информационное общество
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:29, реферат
Описание работы
Риторика - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову. Главная особенность риторики в том, что она абстрагируется от системы конкретного языка (который выбирается ритором) и сосредоточивается на структуре языковой личности отправителя и получателя речи - ритора, на речевой технике аргументации и на методе построения целесообразного высказывания.
Содержание работы
Введение…………………………………………………………………………….2
Становление риторики……………………………………………………………...3
Риторика и информационное общество……………………………………………4
Заключение…………………………………………………………………………..6
Основная литература………………………………………………………………..7
Файлы: 1 файл
Федеральное
государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
“Омский государственно
технический университет”
Кафедра: Государственного,
муниципального управления и таможенного
дела
Реферат по дисциплине: Риторика
На тему: Риторика и информационное
общество
Выполнил студент:
ТД-143
Павлючков Виталий
12.12.2013
Подпись:
Проверила: Владимирова Н.В
Подпись:
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………….2
Становление риторики……………………………………………………………...3
Риторика и информационное
общество……………………………………………4
Заключение…………………………………………………………………………..6
Основная литература………………………………………………………………..7
1
Введение
Риторика - филологическая дисциплина,
изучающая отношение мысли к слову. Главная
особенность риторики в том, что она абстрагируется
от системы конкретного языка (который
выбирается ритором) и сосредоточивается
на структуре языковой личности отправителя
и получателя речи - ритора, на речевой
технике аргументации и на методе построения
целесообразного высказывания. Поэтому
риторику вполне можно назвать персоналистической
теорией речи. Традиционная особенность риторики
как учебного предмета в том, что она излагается
догматически - в виде положений и правил.
Догматический метод изложения иногда
вводит в заблуждение относительно природы
положений и правил риторики. Правила
риторики не являются обязательными предписаниями
и запретами, они лишь обобщают опыт великих
мастеров слова, указывая на трудности
и опасности, подстерегающие всякого говорящего
или пишущего публично. В русской традиции
риторика подразделяется на частную и
общую. Частная риторика изучает конкретные
виды речи. Общая риторика изучает принципы
построения целесообразной речи. Риторика
обобщает опыт общественно-языковой практики
и имеет дело с высказываниями и нормами
аргументации, отложившимися в культуре
конкретного общества. Существуют русская,
французская, американская риторика, каждая
из которых изучает специфический только
для данной культурно-языковой общности
тип языковой личности и характер речевых
отношений. Поэтому возможны общая и частная
русская риторика, но невозможна универсальная
риторика.
2
Становление риторики.
Риторика (греч. ) – наука об
ораторском искусстве, изучающая отношение
мысли к высказыванию; непосредственным
предметом риторики является публичная
аргументация. В разные периоды в риторику
вкладывали различное содержание. Она
рассматривалась и как особый жанр литературы,
и как мастерство любого вида речи (письменной
и устной), и как наука и искусство устной
речи. Уже во времена глубокой древности
четко обозначились два подхода к пониманию
риторики. С одной стороны, Платон, Сократ,
Аристотель, Цицерон развивали концепцию
содержательной риторики, где одним из
главных компонентов была идея (логос).
С другой стороны, школа Квинтилиана рассматривала
риторику в основном как искусство украшения
речи. Видимо, поэтому у риторики
есть и другие названия: красноречие (красная
речь – “красивая”), краснословие, или,
по латыни, элоквенция; витийство (от славянского
“вити словеса”), теория словесности,
ораторское искусство. Больше всего разногласий
вызывает последний термин. Действительно,
риторика – это наука или искусство? Уже в античности риторику рассматривали
и как науку, и как искусство. Одни называли
ее “царицей всех искусств” и теснее
всего связывали с поэзией и сценическим
мастерством. Другие, в частности Аристотель,
подчеркивали, что риторика – искусство
убеждать, но основывали ее на сугубо научных
дисциплинах – диалектике и логике. В
наши дни риторика чаще рассматривается
как наука, ее иногда определяют как теорию
убеждающей коммуникации. Противоречия
здесь нет, оба подхода оправданны. Это
связано с тем, что человеческое мышление
осуществляется в двух формах – логической
и образной, и им соответствуют две разновидности
познания – наука и искусство, взаимно
дополняющие друг друга. Ораторская речь – вид эмоционально-интеллектуального
творчества, реализуемого в словесной
форме: она одновременно воздействует
и на сознание, и на чувства человека. Мастерство
публичного выступления в том и состоит,
чтобы умело использовать обе формы человеческого
мышления. Все люди так или иначе причастны
к риторике, поскольку, как объяснял Аристотель,
“всем в известной мере приходится как
разбирать, так и поддерживать какое-нибудь
мнение, как оправдываться, так и обвинять”.
В самом деле, нет таких профессий, где
не пригодилось бы владение словом. Чтобы
произнести хорошую речь, мало знать, что
сказать: надо еще знать, как сказать. Надо
представлять себе особенности ораторской
речи, учитывать множество факторов, влияющих
на оратора и на слушателей, владеть техникой
говорения. О том, насколько много знаний
и умений требуется от оратора, говорит
простое перечисление законов риторики.
3
Риторика и информационное
общество
Развитие демократии, распространение
идей свободы личности и равенства людей
перед законом обусловили потребность
общества в риторике, которая показала
бы, как убеждать равному равного. История
свидетельствует, что в периоды фундаментальных
общественных перемен риторика всегда
была востребована жизнью – можно вспомнить
роль и место риторики в жизни Древней
Греции, Древнего Рима, в эпоху Великой
Французской революции, период Гражданской
войны в США, роль революционной риторики
после свержения самодержавия и в период
Октябрьской революции и гражданской
войны в России. Не случайно в античных
демократиях публичная речь играла столь
заметную роль и сошла на нет в Средневековье,
когда господствовала в основном богословско-церковная
риторика. В настоящее время права человека
постепенно становятся важнейшей стороной
общественной жизни развитых государств.
В этих условиях людей стало нужно убеждать,
причем лиц, не равных друг другу по уровню
образования и культуры, но требующих
равного к себе отношения. В демократических
государствах убеждать людей стало необходимо
при подготовке к выборам. Человек индивидуально
неповторим, не похож на других, а это затрудняет
общение, обусловливает необходимость
в обучении общению. Страны. В России, так
же как и в любой развитой демократической
стране, публичное демократическое обсуждение
различных общественных проблем является
важнейшим условием самого существования
демократического государства, основой
его функционирования, гарантией общественного
одобрения важных решений населением
Нельзя утверждать, что общественные дискуссии
в современной России полностью отсутствуют.
Но по жизненно важным проблемам, когда
необходимо принять важное решение на
государственном или местном уровне, такие
обсуждения проводит, в основном, управленческая
или законодательная элита, и чаще – кулуарно.
Такие дискуссии практикуются
в выборных политических органах: в Государственной
Думе, в местных органах самоуправления.
Возникают ток-шоу на телевидении. Эти
программы отражают потребность общества
в публичном обсуждении проблем, интерес
к подобным обсуждениям. Вместе с тем следует
отметить, что часто обсуждаются мелкие
проблемы, многие из программ быстро исчезают,
что показывает неустойчивость интереса
публики к подобным передачам. Дискуссии
в газетах вызывают интерес читателей,
но имеют ограниченный резонанс, поскольку
люди часто не верят в действенность газетного
слова, полагают, что дискуссии и компроматы
делаются по заказу и не отражают правды.
Необходимо признать, что в современном
российском обществе практически полностью
отсутствуют традиция и техника всестороннего
демократического публичного обсуждения
проблем, представляющих общественный
интерес в трудовых коллективах, дискуссионных
клубах, учебных заведениях и в целом на
уровне рядовых граждан.
4
Отсутствуют в российской политической
практике и опыт публичных обсуждений,
и общепринятые правила проведения таких
мероприятий, единые требования к регламенту
выступлений и к ответам на вопросы, распределению
ролей участников обсуждения. Нет традиции
равного соблюдения регламента всеми
участниками таких обсуждений вне зависимости
от должностного положения, нет опыта
уважительного задавания вопросов и уважительного
ответа на заданные вопросы по существу,
нет традиции неукоснительного соблюдения
этических и риторических норм ведения
дискуссии. Вместе с тем публичное обсуждение
проблем, представляющих общественный
интерес, имеет огромное значение для
формирования механизмов демократических
процедур, для повседневной демократической
практики. Без навыков и привычки к публичному
обсуждению общественно значимых проблем
как национального, так и местного значения
рядовыми гражданами России формирование
и развитие демократического государства
невозможно. Социальный прогресс в XX в. Значительно
расширил возможности риторики. Миллионы
людей в России оказались втянутыми в
процессы политических преобразований:
три революции, две мировые войны, «холодная
война», распространение демократии в
мире, распад СССР затронули население
страны. Радио и телевидение содействовали
влиянию слова на умонастроение огромной
аудитории. Роль и возможности ораторского
искусства намного возросли. Конец XX –
начало XXI в. Отмечены демократизацией
общественной жизни в России и странах
бывшего социалистического лагеря. Бывшие
советские республики стали независимыми
государствами. Демократические выборы
президентов, парламентариев, органов
самоуправления вовлекли в политическую
жизнь миллионы людей. Ораторское искусство
вновь стало востребованным. Необходимо
всячески поощрять в российском обществе
развитие устного публичного обсуждения
общественно значимых проблем, а также
обучать риторическим навыкам, начиная
со школы. Риторическое образование граждан
России– очень важная задача сегодня.
5
Заключение
Риторика и культура речи пронизывает
все сферы общества. Язык – это форма мышления
и средство коммуникации. Риторика необходимо
для формирования культурного уровня
человека, его возможности устанавливать
взаимоотношения с обществом. Профессиональная
карьера очень зависит от культуры общения
и использования профессионального языка.
Умение налаживать отношения с коллегами
совершено необходимо для продуктивной
профессиональной деятельности.
Необходимо всячески пропагандировать
идею устного публичного дебатирования
общественно значимых проблем, а так же
пропагандировать риторические нормы
и обучать дебатированию, начиная со школы.
Представляется, что это - важнейшая общественная
задача сегодняшнего дня, решение которой
позволит сформировать в обществе подлинно
демократический климат, приведет к формированию
гражданской отвественности граждан за
свою страну, за собственное решение на
выборах или референдуме, будет способствовать
формированию внимания и интереса к чужому
мнению, формированию политической и межличностной
толерантности, столь необходимой нашему
обществу.
6
Литература
- Татьяна Жаринова. «Нужна Ли Риторика
Современному Обществу? » // Журнал «Самиздат».
– 2005 г.
- Т.В. Мазур, “Профессионально ориентированная
риторическая подготовка студентов-юристов
в вузе”. – 2001 г.
- Аверинцев С.С. Риторика как подход к обобщению действительности
- Панов М. И. Введение в риторику
7
Омск 2014
Информация о работе Риторика и информационное общество