Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 17:37, доклад
Теоретические разработки Платона были, несомненно, шагом вперед. Можно уже говорить о более системной теории ораторского искусства, которая оказала огромное влияние на ораторов-практиков и теоретиков того времени. Большое влияние его теория оказала и на Цицерона, который неоднократно в своих теоретических исследованиях ссылается на Платона.Особенности философских взглядов Платона отразились в его теории красноречия.
РИТОРИКА ПЛАТОНА
Теоретические разработки Платона
были, несомненно, шагом вперед. Можно
уже говорить о более системной теории
ораторского искусства, которая оказала
огромное влияние на ораторов-практиков
и теоретиков того времени. Большое влияние
его теория оказала и на Цицерона, который
неоднократно в своих теоретических исследованиях
ссылается на Платона.Особенности философских
взглядов Платона отразились в его теории
красноречия.
К красноречию Платон подходит
сквозь призму своих философских воззрений:
„Всякая речь должна быть составлена,
словно живое существо, - у нее должно быть
тело с головой и ногами, причем туловище
и конечности должны подходить друг к
другу и соответствовать целому".
Как считает Платон, оратор
должен не гоняться за чужими мнениями,
а сам постигать и постичь истину того,
о чем он собирается говорить; „Тот, кто
намерен заняться ораторским искусством,
должен прежде всего определить свой путь
в нем и уловить, в чем признак каждой его
разновидности".
По мнению Платона, искусство
оратора во многом зависит от способности,
умения, охватывая все общим взглядом,
возводить к единой общей идее разрозненные
объекты речи и разделять все на виды,
на естественные составные части, а также
умение возводить частное к общему и из
общего получать частное.
В диалоге „Федр" Платон
предлагает композицию речи: вступление,
изложение и свидетельства, доказательства,
правдоподобные выводы.
Выдвигая на первый план эмоциональную
убедительность речи (воздействие на душу),
Платон не считает важными логические
доказательства, которые отходили у него
на второй план. Поэтому он убежден, что
в судах „решительно никому нет никакого
дела до истины, необходима только убедительность".
Оратор должен, по мнению Платона,
распрощаться с истиной, но построить
свою речь так, чтобы она казалась для
слушателей правдоподобной.
Красноречие должно прежде
всего воздействовать, убеждать. Эта мысль
связана с его взглядами на познание, которое,
по мнению Платона, есть воспоминание
души об идеях. Ведь душа до соединения
ее с телом созерцала в космосе некоторые
(определенные) идеи. Поэтому о чувственных
вещах и явлениях возможно не знание, а
только весьма и весьма вероятное „мнение.".
Отсюда красноречие прежде всего связано
с убеждением, влиянием на душу, на мнение.
И основной принцип красноречия как искусства
убеждения, по Платону, состоит в том, чтобы
внушить, что справедливо и несправедливо,
хорошо и дурно.
Красноречие - инструмент весьма
тонкий, и пользоваться им, по мнению Платона,
следует осторожно, по справедливости,
не злоупотребляя его огромными возможностями.
„Красноречие - это мастер убеждения,
внушающего веру в справедливое и несправедливое,
а не поучающего, что справедливо, что
нет".
Красноречие должно иметь благие
намерения (вспомним: высшая идея - идея
блага), оно изгоняет из души стремление
к дурным удовольствиям и несправедливости,
очищает душу, совершенствует ее.
Риторика, как и всякое подлинное
искусство, по мысли Платона, есть творческая
деятельность, она приводит эмоции, страсти
в системное, упорядоченное состояние,
воплощая тем самым высшую справедливость.
Эта творческая деятельность, однако,
требует тщательной подготовки оратора.
И здесь Платон поддерживает идею софистов,
которые тоже считали, что хороший оратор
должен много работать над самоусовершенствованием
и речами. Философ неоднократно говорит
о необходимости для всякого оратора проходить
особую школу ораторского искусства, которая
научила бы его правильно, соразмерно
и эффективно сочинять речи.
Рассуждения Платона свидетельствуют
о том; что он придавал огромное значение
именно технической стороне речи, понимая
совершенную технику речи в тесной связи
с учетом психологии слушателей, считая
науку о красноречии важным философско-психологическим
учением.
Подводя итог анализу риторических
взглядов Платона, можно согласиться с
А. Ф. Лосевым, который писал: „ Ясно вытекает
вывод об огромном интересе Платона к
ораторскому искусству, об его постоянной
склонности строить теорию этого искусства,
хотя теория эта у него весьма несистематична".