Русский язык и культура речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 17:14, реферат

Описание работы

Культура речи(как наука) – смежная с нормативной грамматикой и стилистикой. Однако, в отличие от нормативно стилистики учение о Культуре Речи распространяется на те речевые явления и сферы, которые не входят в систему литературной нормы(просторечие, территориальные и социальные диалекты, сленги, арго - это речь низов общества, деклассированных групп и уголовного мира: нищих, воров и мошенников, картёжных шулеров и т. п. (ср. возникшие в этой среде арготизмы блат, блатная музыка, феня)., жаргоны и т.д.).

Файлы: 1 файл

Русский язык1.docx

— 26.06 Кб (Скачать файл)

Русский язык

 

Правильность, выразительность и  точность речи – это необходимые атрибуты общей гуманитарной культуры.

Молчи – зайдешь за умного.

Культура речи – теоретическая и практическая дисциплина, обобщающая достижения и выводы истории литературного языка, грамматики, стилистики и других разделов языкознания с целью воздействия на языковую практику.

Культура речи(как наука) – смежная с нормативной грамматикой и стилистикой. Однако, в отличие от нормативно стилистики учение о Культуре Речи распространяется на те речевые явления и сферы, которые не входят в систему литературной нормы(просторечие, территориальные и социальные диалекты, сленги, арго - это речь низов общества, деклассированных групп и уголовного мира: нищих, воров и мошенников, картёжных шулеров и т. п. (ср. возникшие в этой среде арготизмы блат, блатная музыка, феня)., жаргоны и т.д.).

Национальный язык: диалекты – сленги – термины(профессиональные) – литературный язык.

В теории о Культуре Речи высшей формой национального языка  признается литературный язык. Язык художественной литературы в лучших своих образцах закрепляет и накапливает культурные достижения и традиции народа.

Говорить и писать правильно  и говорить и писать хорошо –  не одно и то же.

Нет ничего в природе чего-нибудь, что уже не повторилось.

 

Словарный запас : 1) пассивный, 2)активный

Пассивное владение языком – это способность понимать значение слов, активное – это умение свободно использовать словарный запас. Он не формируется сам по себе. Является результатом общения с разными людьми, чтения и практической части.

Предмет курса К.Р. – норма литературного языка и правило публичного речевого общения ( в устной и письменной формах)

Публичное общение – любое общение вне дома, компании друзей, независимо от числа его участников, степени их знакомства, предмета речи.

Цель курса : формирование и развитие коммуникативной компетенции специалиста в сфере науки делового и профессионального общения.

Язык – это самое интимное пристанище человеческой души.

Язык – код, система знаков и правил их употребления. Данная система описывается в грамматиках и словарях. Понятно, что код существует независимо от квалификации тех, кто им пользуется. Способ использования языка происходит в речи.

Речь – деятельность по использованию языкового кода, по употреблению языковой системы.

 

Различие между языком и речи:

1)реализуясь через речь, язык выполняет свою коммуникативную функцию,

2)речь - это вид общения, она вводит язык в контекст употребления,

3)речь конкретна и неповторима, язык же абстрактен и воспроизводим,

4)речь актуальна, язык потенциален,

5)речь развертывается во времени и реализуется в пространстве, язык же отвлечен от этих параметров мира, Я-ЗДЕСЬ-СЕЙЧАС,

6)речь бесконечна, система языка конечны,

7)речь материальна, она состоит из артикулируемых знаков, воспринимаемых чувствами( слух, зрение, осязание), язык включает в себя абстрактные аналоги единиц,

8)речь активна и динамична, система языка пассивна и статична,

9)речь подвижна, язык стабилен,

10)речь линейна, язык имеет уровненную организацию,

11)речь стремится к объединению слов в речевом потоке, задачи языка - сохранить раздельность, удержать иерархичность отношений,

12)речь субъективна, язык объективен по отношению к говорящему,

речь отражает опыт индивидуума, язык же фиксирует "картину мира" говорящего на нем народа,

13)речь преднамеренна и обращена к определенной цели, язык же нецеленаправлен,

14)речь вариативна, язык же каждый период своего существования инвариантен,

15)речь контекстно и сутиативно обусловлена, язык независим от обстановки общения,  

16)речь допускает элементы случайного, неупорядоченного, язык характеризуется четкими и регулярными связями.

17)речь может рассмотрена с точки зрения истинности и ложности, к языку же истинная оценка неприменима.    

                                                                                          

Уровень владения языка - коммуникативная языковая компетентность говорящего, которая включает :

1) лингвистический компонент 

2) социолингвинстические знания и умения

3) прагматический компонент, который  предполагает навыки использования  языковых средств в определенных  функциональных целях.                                                                                                         

 

Основные единицы речевого общения:                                                          

1)Речевое взаимодействие(отправитель - получатель, речевой акт, средства взаимодействия).                                                                                                            2) Речевое событие - вербальные и невербальные элементы общения.                                                         3) Речевая ситуация - конкретные обстоятельства речевого взаимодействия.

 

Как говорится зависит от того, что , кому и где говорится.

 

Литературная норма, как  основа, обеспечивающая коммуникацию.

Норма языковая – это совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации. Норма, как совокупность стабильных и унифицированных языковых средств, сознательно фиксируемых и культивируемых обществом, является специфическим признаком литературного языка.

Литературный представлен в устной и письменной формах.

В жизни существует два  вида норм( не только в языке) :

1)Регистрирующая 2)Предписывающая

Языковые нормы относятся  к обоим видам норм.

 

Нормативный, коммуникативный  и этические аспекты речевой  культуры.

Нормативный аспект(соблюдение речевых норм) - грамотность речи. Коммуникативный аспект - высшая степень владения языком=языковое мастерство.

Речевой этикет - это выработанная обществом совокупность правил речевого поведения, определяемых взаимоотношения субъектов общения в стереотипных ситуациях. Функции этикета - это уменьшения конфликтности и непонимания между людьми.

Нормы речевого этикета - обаятельные для выполнения правила , невыполнение которых привлекает внимание окружающих и вызывает у них осуждение.

Традиции общения - правила, необязательные для соблюдения, но в силу тех или иных причин их принято придерживаться. Отступление от традиций общения тоже замечается окружающими, но чаще вызывает удивление и сожаление.

Речевой этикет: этикет устного и письменного общения. Речевой этикет учета особенностей партнеров в общении.

Социальный статус - занимаемая позиция в обществе или социальной группе, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Социальная роль - ожидаемое поведение, ассоциируемая со статусом. Коммуникативная роль - типовая позиция в общение, занимаемая его субъектами для достижения цели общения.

Фактор, определяющий речевой этикет, помимо социального статуса - ситуация общения:

1)тип ситуации - официальная(начальник - подчиненный)

2)неофициальная ситуация(знакомые, друзья, родственники)

3)полуофициальная ситуация - в общении с коллегами, с родителями.

4)степень знакомство субъектов общения

5)психологическая дистанция субъектов

6)функции участия собеседников в разговоре : контактная функция, интеллектуальная функция(аргументация своей точки зрения)

эмоциональная функция - поддержание  чувств и эмоций собеседника

7)отношение к собеседнику - речевой  этикет предписывает использование  в речи формул, демонстрирующих  вежливое, ласковое, дружеское отношение  говорящего к слушающему.

8) место и время общения

 

Национальная специфика - фактор, определяющий речевой этикет.  По принятому в России этикету форма обращения на ТЫ используется: к друзьям, родителям, к коллегам, старший к младшему. Форма ВЫ: + к подчиненному. Формы обращения в зависимости от этикета общения - Дорогие, друзья - официально-деловая, сограждане - публицистическое направление, возлюбленные братья и сестры - богослужение, уважаемые, товарищи, господа, эй,пацаны, милочка моя. Наиболее приемлемыми являются обращения с привлечением внимания собеседника.

Речь как показатель социального статуса говорящего.

Коммуникативно значимым является,прежде всего, такой элемент речи как молчание.

К коммуникативным техникам ведения  диалога относятся: контроль за социальной дистанцией, контроль за выражением лица, контроль позы, поддержание контакта глаз, контроль тона и громкости голоса, понимание социальных сигналов других людей.

Выделяются 3 группы сигналов: вербальная, невербальная и паралингвистическая.

7процентов - вербальное, 38 - вокальное, 55 - невербальное. Все невербальные  сигналы, которые производят люди  в процессе общения, можно разделить  на врожденные и приобретенные. Выделяется несколько основных зон, в которых происходит общение: публичная зона - свыше 3,6м, социальная - от 1,22 до 3,6м, личная зона от 46см до 1,22м, интимная зона - от 15см до 46см.

Среди невербальных сигналов особо  следует выделить кинесику(жесты и мимика, которые выражают статусные отношения между людьми)

По средствам фонации(громкость) иллюстрируется ориентация статуса говорящего.

Умение начать и поддержать разговор также требует развитие определенных коммуникативных умений(вступать в контакт, задавать вопросы, вести разговор, услышать и понять то, что имел в виду партнер, воспринять и понять то, что партнер не в состоянии выразить, передать партнеру, что его поняли и услышали, выравнивать эмоциональное напряжение в беседе. Синтез всех этих умений - такт.

Два вида речевого поведения: фатическое(высказаться+понимание), информативное(совместное решение задач и т.д.)

Тактика речевого поведения - совокупность приемов ведения беседы или линия поведения на определенном этапе беседы, стратегия речевого поведения-продуманный процесс построения коммуникации. Аспекты речи:коммуникативный, нормативный, ситуативный. Готовность к сотрудничеству партнеров - принцип кооперации: количество, качество, отношение, способ.

Максима вежливости - (западная культура) 1) Максима такта - Максима границ личной сферы, 2) Максима великодушия - успешный коллективный акт,  3) Максима одобрения - позитивность в оценке людей, 4) Максима скромности - неприятие похвал в свой адрес 5) Максима согласия 6) Максима симпатии

Умение слушать или  слушание - смысловое восприятие устного высказывания, активный мыслительный процесс, направленный на переработку речевых сообщений. 2вида: неревлексифное - умение внимательно молчать,не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями,такое слушание пассивное, но это требует значительного физического и психологического напряжения, рефлексифное - активное вмешательство в речь собеседника: выяснение, перефразирование, отражение чувств.

 

Основы этики деловых  отношений

Именно размышление о долге, добре и зле, смысле жизни,справедливости, счастье и совести создают особую этическую сферу бытия людей.

Этика(греч.этос - нрав, характер, обычай) - термин более 2300лет назад ввел Аристотель, дав и название, как науке о добродетели.

Этика деловых отношений - возникает во второй половине 20 века, ее появление обусловлено потребностью в теоретическом осмысление моральных норм и отношений, которые сложились в сфере человеческой деятельности.ВВВВВ

Взаимосвязь этики с  другими дисциплинами: 1) с философией 2)социология 3) культурология 4)культура управления 5) психология 6)педагогика 7)основы менеджмента 8)мотивация

Разновидности этики: производственная, управленческая, коммерческая, социальная, этика органов власти, политическая, семейная, этика теневого бизнеса

Элементы деловой этики: 1)моральные формы общества 2)правила поведения 3)принципы делового общения 4) закономерности межличностного общения 5)личные и трудовые права сотрудника 6)стиль руководителя 7)культура управления 8)деловая философия 9)служебные взаимоотношения 10)разрешение конфликтов

 

Деловая этика разных культур: 1) американская 2)европейская 3)российская 4)азиатская

Речевой этикет :1)техника и искусство , риторика 2)деловая беседа 3)публичное выступление 4)деловая дискуссия 5) деловое совещание 6)собеседование 7)критика и самокритика 8) манипуляция в общении 9) искусство комплиментов

 

Этика дистанционного общения: 1) письменное общение 2)телефонные переговоры 3) электронное общение 4)Интернет общение

Дипломатический этикет: 1) визитная карточка 2)титулы и звания 3) виды приемов 4) подготовка приема 5)рассадка  за столом 6)завершение приема

Светский этикет: знакомство и представление, поведение дома, поведение на работе, поведение в обществе, этика досуга, имидж и одежда, подарки и сувениры

 

Что мы знаем ограничено, что не знаем - безгранично.

Национальный стиль общения - это типичные наиболее вероятные особенности мышления и поведения.

Существенные особенности, характеризующие  американский стиль деловых отношений:

1)прагматизм

2)стремление к инновациям сильнее, чем следование традициям

3)скрупулезность

4)конструктивизм

5)узкая специализация кадров 

Американцы все продумывают, главное - деньги, анализируй - разделяй обязанности-проверяй исполнение, могут назвать по именам, важны хобби и семья, избегают разговор о политике и религии, если позвали в гости-сувенир, хорошее вино, пьют пиво и коктейль.

 

Великобритания: аналитический подход, собственные традиции, жесткость и строгость в переговорных процессах, авторитет деловой репутаций, социальный консерватизм, следование нормам не только делового, но и светского этикета. Деловая репутация важна. Нельзя отказываться на ланч. Руку не жмут. Просто приветствие. Виски, пиво. Не обсуждается религия и обстановка в Северной Ирландии.

Информация о работе Русский язык и культура речи