Русский язык в городской культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 02:59, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей современной городской коммуникации. Данная цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть особенности языка как основного средства коммуникации; описать основные факторы, влияющие на формирование современной речи горожан, рассмотреть особенности городского общения, выявить роль массовых коммуникаций в жизни современного города.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 34.17 Кб (Скачать файл)

Полемизируя с классическими урбанистическими теориями, согласно которым урбанизм как таковой вызывает повышенное количество психологических расстройств, сокращение социального участия  и упадок традиционных ценностей, Фишер  предлагает альтернативное объяснение: поведение, считающееся девиантным в господствующей культуре, в альтернативной субкультуре может оказаться вполне приемлемым.

Исследование  Фишера, проведенное в 50 северных калифорнийских сообществах, показало, что горожане более толерантны к нетрадиционным формам поведения. Именно поэтому в городах, выше доля психически нездоровых людей и людей с отклоняющимся поведением. Вместе с тем прямой связи между количеством жителей города и распространенностью социальных аномалий и психических расстройств зафиксировано не было.

Согласно  концепции Л. Вирта, город оказывается  нечеловечным и негуманным вследствие доминирования вторичных групп  над первичными группами. Результатом  этого являются семейные разрывы, алкоголизм, преступность. Г. Гэнс указывает, что не городская среда сама по себе, а факторы, связанные с демографическими характеристиками населения, классовым положением, семейным статусом, образовательным уровнем способствуют обострению социальных и психологических проблем в городах. В этой связи Клод Фишер подчеркивает субкультурный аспект городской жизни: не городская жизнь как таковая является источником отклонений, она скорее дает возможность для устройства в нем представителей многих субкультур, а это в свою очередь "портит" картину благополучия в городах.

В соответствии с социопространственным подходом, концентрация людей и ресурсов, воздействие на крупнейшие метрополисы всемирных процессов, в том числе иммиграции вызывают многие социальные проблемы. Из этого вытекает еще одна особенность городской жизни - ее ускоренный ритм. Разговор с одной и той же целью может быть для селян главным образом "общением ради общения" и для горожан - "общением ради цели".

Общение между соседями в большом городе приобретает свои особенности. Альберт  Хантер определил соседство как  уникально сцепленные звенья социально-пространственной организации, на которые воздействуют силы и институты огромного общества и рутина повседневной жизни. К.Фишер при анализе городских сетей обнаружил, что чем более интенсивную жизнь ведет горожанин, чем больше контактирует с окружающими, тем меньше он контактирует с соседями. Последователями Фишера было выявлено, что рабочие более сильно заинтересованы в соседях, чем представители среднего класса.[7]

Трансформации, происходящие в российском обществе, обусловили возникновения специфических  форм социального взаимодействия в  городе. Совместные исследования санкт-петербургских  и финских социологов (Е.Н. Порецкиной, Т. Юркинен-Паккасвиста) выявили тенденцию к интенсификации соседских и родственных контактов в целях самообеспечения и взаимопомощи. Такие контакты представляют собой способ компенсации негативных черт экономических и социальных преобразований.

Таким образом, можно заключить, что городской  образ жизни - результат взаимодействия социальных факторов и пространственной организации, и эти факторы оказывают  существенное влияние на формы городского общения.

 

4. Роль массовых информационных  коммуникаций в жизни современного  города 

 

К средствам  массовой коммуникации относятся кино, театр, цирк и т.д., все зрелищные  представления, которые отличаются регулярностью обращения к массовой аудитории, а также такие технические  средства массовой коммуникации, как  телефон, телеграф, телетайп и т.д.

Современный город – это, прежде всего, активное деловое, творческое и культурное общение  горожан. Какую роль в современной  городской коммуникации играют местные  газеты и журналы, радио и телевидение, интернет? Как они способствуют формированию современной городской культуры?

Без какой-либо доли преувеличения Интернет можно  рассматривать как некое глобальное средство массовой информации. Возможность  иметь практически мгновенный доступ ко всем источникам информации одновременно и при этом делать индивидуальный выбор сегодня предоставлена жителям всех городов и уже не является диковинкой.

Миллионы  людей каждый день используют Интернет для различных целей. Наиболее распространенное применение - электронная почта, которая  приобрела особо важное значение и для граждан бывших союзных республик, устанавливающих связи с жителями зарубежья. К тому же, во времена кризиса Интернет оказался постоянным источником новостей и информации, в основном потому, что его нельзя полностью отключить.

Электронная почта, изначально предназначенная  для обмена небольшими текстовыми сообщениями, развивается и совершенствуется. Современное электронное письмо,- это уже не просто короткий текст. В таком письме могут содержаться  необходимые рисунки, и даже небольшие  видеоролики с движущимися объектами, а также звуковое и музыкальное  сопровождение письма.

Таким образом, современные электронные письма могут служить не только удобным  способом общения, но и надежным и  быстрым способом обмена информацией, незаменимым для общения ученых и изобретателей, музыкантов и художников.

Можно предположить, что с развитием качества связи, доля электронных посланий большого объема будет увеличиваться, а скорость их передачи возрастать, способствуя  постоянному увеличению числа пользователей  электронной почты.

К тому же Интернет предоставляет не только огромное количество всевозможной информации, но и возможность общения в  реальном времени, используя специальные  программы. Плюсы подобной электронной  коммуникации – уничтожение расстояний, возможность отсроченного ответа, создание сообществ по интересам, а также, при желании, полная анонимность  и создание легенды, т.е. возможность  «существовать» в другой физической и моральной оболочке (хотя о пользе последнего плюса сейчас идет широкая  дискуссия в обществе).

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что электронные цифровые технологии в сочетании с Интернетом (и  технологиями следующего поколения  информационных сетей) определяют будущее  коммуникаций. Интернет уверенно отвоевывает  себе жизненное пространство у других средств распространения и обмена информацией. В возникшей ситуации многим газетам и журналам приходится срочно делать выбор: размещать свое издание в сети Интернет или нет.[2]

Роль  прессы заметно снижается. Однако телевидение  по-прежнему занимает ведущие позиции  в формировании культуры общения  современного человека. Средства массовой информации – мощная сила воздействия  на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное  убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется  в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.

Наличие театров, кинотеатров и других учреждений создаёт отличительную особенность  городской коммуникации – горожане общаются «культурно», организованно. Наличие же качественной и дешёвой  сотовой связи, электронной почты  и т.д. обуславливает другую особенность: люди больше общаются опосредованно, язык речевых сообщений становится более  лаконичным, возможность постоянного  доступа к услугам связи.

Существуют  также и проблемы, характерные  для городской коммуникации, связанные  с большой численностью населения, а значит и информационных сообщений, и информационного «мусора».

Информационное  перенасыщение городского пространства, проявляющееся, в частности, в наружной рекламе, больнее всего ударяет  по психике и самочувствию горожан. Становясь невольными заложниками  навязчивых и агрессивных рекламы  и масс медиа, жители мегаполисов  испытывают стресс, подавленность, одиночество, страх. Современный город и человек  в нем живут отдельной жизнью, город, заполненный рекламой, становится чужим, неродным и неуютным. Непричастность к судьбе города формирует у его  жителей чувство безответственности и безразличия – разрыв становится все более драматичным и непреодолимым. Информационное насилие превращает человека в существо механическое и  приводит к атрофии эмоций и рефлексии, лишая его критического подхода  к окружающему миру.

Функционирование  средств массовой коммуникации немыслимо  без соответствующего технического обеспечения в отличие, например, от средств устной коммуникации, связанных  в первую очередь с живым, естественным, непосредственным общением между людьми. Научно-техническая революция создает  оптимальные условия для технического развития средств массовой информации.

 

Заключение 

 

Основными особенностями современной городской  коммуникации, таким образом, можно  считать наличие и широкое  употребление множества различных  средств коммуникации, изменение  языка: преобладание в нём жаргонизмов  и заимствованных слов, лаконичность информационных сообщений и опосредованный характер коммуникации.

Социальные  факторы и пространственная организация  оказывают существенное влияние  на формы городского общения.

Коммуникация  между людьми существовала во все  эпохи, а в наше время просто появились  технические средства ее реализации (раньше информация на большие расстояния передавалась с помощью огня, гонгов и т.д., а сейчас - телевидения, интернета, радио, газет и т.п.).

Эволюция  средств массовой коммуникации, рассматривая сквозь призму развития человеческой культуры, показывает, как постепенно увеличивалась скорость обмена информацией, с тем, чтобы сохранить путь к  овладению человеком знаний, добытых  предшествующими поколениями людей.


Информация о работе Русский язык в городской культуре