Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 02:59, реферат
Целью данной работы является рассмотрение особенностей современной городской коммуникации. Данная цель предполагает решение следующих задач: рассмотреть особенности языка как основного средства коммуникации; описать основные факторы, влияющие на формирование современной речи горожан, рассмотреть особенности городского общения, выявить роль массовых коммуникаций в жизни современного города.
Полемизируя
с классическими
Исследование Фишера, проведенное в 50 северных калифорнийских сообществах, показало, что горожане более толерантны к нетрадиционным формам поведения. Именно поэтому в городах, выше доля психически нездоровых людей и людей с отклоняющимся поведением. Вместе с тем прямой связи между количеством жителей города и распространенностью социальных аномалий и психических расстройств зафиксировано не было.
Согласно концепции Л. Вирта, город оказывается нечеловечным и негуманным вследствие доминирования вторичных групп над первичными группами. Результатом этого являются семейные разрывы, алкоголизм, преступность. Г. Гэнс указывает, что не городская среда сама по себе, а факторы, связанные с демографическими характеристиками населения, классовым положением, семейным статусом, образовательным уровнем способствуют обострению социальных и психологических проблем в городах. В этой связи Клод Фишер подчеркивает субкультурный аспект городской жизни: не городская жизнь как таковая является источником отклонений, она скорее дает возможность для устройства в нем представителей многих субкультур, а это в свою очередь "портит" картину благополучия в городах.
В соответствии с социопространственным подходом, концентрация людей и ресурсов, воздействие на крупнейшие метрополисы всемирных процессов, в том числе иммиграции вызывают многие социальные проблемы. Из этого вытекает еще одна особенность городской жизни - ее ускоренный ритм. Разговор с одной и той же целью может быть для селян главным образом "общением ради общения" и для горожан - "общением ради цели".
Общение между соседями в большом городе приобретает свои особенности. Альберт Хантер определил соседство как уникально сцепленные звенья социально-пространственной организации, на которые воздействуют силы и институты огромного общества и рутина повседневной жизни. К.Фишер при анализе городских сетей обнаружил, что чем более интенсивную жизнь ведет горожанин, чем больше контактирует с окружающими, тем меньше он контактирует с соседями. Последователями Фишера было выявлено, что рабочие более сильно заинтересованы в соседях, чем представители среднего класса.[7]
Трансформации, происходящие в российском обществе, обусловили возникновения специфических форм социального взаимодействия в городе. Совместные исследования санкт-петербургских и финских социологов (Е.Н. Порецкиной, Т. Юркинен-Паккасвиста) выявили тенденцию к интенсификации соседских и родственных контактов в целях самообеспечения и взаимопомощи. Такие контакты представляют собой способ компенсации негативных черт экономических и социальных преобразований.
Таким образом, можно заключить, что городской образ жизни - результат взаимодействия социальных факторов и пространственной организации, и эти факторы оказывают существенное влияние на формы городского общения.
4. Роль массовых информационных
коммуникаций в жизни
К средствам
массовой коммуникации относятся кино,
театр, цирк и т.д., все зрелищные
представления, которые отличаются
регулярностью обращения к
Современный
город – это, прежде всего, активное
деловое, творческое и культурное общение
горожан. Какую роль в современной
городской коммуникации играют местные
газеты и журналы, радио и телевидение,
интернет? Как они способствуют формированию
современной городской
Без какой-либо
доли преувеличения Интернет можно
рассматривать как некое
Миллионы людей каждый день используют Интернет для различных целей. Наиболее распространенное применение - электронная почта, которая приобрела особо важное значение и для граждан бывших союзных республик, устанавливающих связи с жителями зарубежья. К тому же, во времена кризиса Интернет оказался постоянным источником новостей и информации, в основном потому, что его нельзя полностью отключить.
Электронная
почта, изначально предназначенная
для обмена небольшими текстовыми сообщениями,
развивается и
Таким образом, современные электронные письма могут служить не только удобным способом общения, но и надежным и быстрым способом обмена информацией, незаменимым для общения ученых и изобретателей, музыкантов и художников.
Можно предположить, что с развитием качества связи, доля электронных посланий большого объема будет увеличиваться, а скорость их передачи возрастать, способствуя постоянному увеличению числа пользователей электронной почты.
К тому же Интернет предоставляет не только огромное количество всевозможной информации, но и возможность общения в реальном времени, используя специальные программы. Плюсы подобной электронной коммуникации – уничтожение расстояний, возможность отсроченного ответа, создание сообществ по интересам, а также, при желании, полная анонимность и создание легенды, т.е. возможность «существовать» в другой физической и моральной оболочке (хотя о пользе последнего плюса сейчас идет широкая дискуссия в обществе).
Сегодня
уже ни у кого не вызывает сомнения,
что электронные цифровые технологии
в сочетании с Интернетом (и
технологиями следующего поколения
информационных сетей) определяют будущее
коммуникаций. Интернет уверенно отвоевывает
себе жизненное пространство у других
средств распространения и
Роль прессы заметно снижается. Однако телевидение по-прежнему занимает ведущие позиции в формировании культуры общения современного человека. Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать реципиента наилучшим образом. Особенно четко это проявляется в отношении электронных СМИ. По мере расширения технических возможностей их роль возрастает. А по эмоциональному воздействию на чувства и сознание людей они остаются пока непревзойденными и собирают самую большую аудиторию.
Наличие
театров, кинотеатров и других учреждений
создаёт отличительную
Существуют также и проблемы, характерные для городской коммуникации, связанные с большой численностью населения, а значит и информационных сообщений, и информационного «мусора».
Информационное
перенасыщение городского пространства,
проявляющееся, в частности, в наружной
рекламе, больнее всего ударяет
по психике и самочувствию горожан.
Становясь невольными заложниками
навязчивых и агрессивных рекламы
и масс медиа, жители мегаполисов
испытывают стресс, подавленность, одиночество,
страх. Современный город и человек
в нем живут отдельной жизнью,
город, заполненный рекламой, становится
чужим, неродным и неуютным. Непричастность
к судьбе города формирует у его
жителей чувство
Функционирование
средств массовой коммуникации немыслимо
без соответствующего технического
обеспечения в отличие, например,
от средств устной коммуникации, связанных
в первую очередь с живым, естественным,
непосредственным общением между людьми.
Научно-техническая революция
Заключение
Основными
особенностями современной
Социальные факторы и пространственная организация оказывают существенное влияние на формы городского общения.
Коммуникация между людьми существовала во все эпохи, а в наше время просто появились технические средства ее реализации (раньше информация на большие расстояния передавалась с помощью огня, гонгов и т.д., а сейчас - телевидения, интернета, радио, газет и т.п.).
Эволюция
средств массовой коммуникации, рассматривая
сквозь призму развития человеческой
культуры, показывает, как постепенно
увеличивалась скорость обмена информацией,
с тем, чтобы сохранить путь к
овладению человеком знаний, добытых
предшествующими поколениями