Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:54, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Русский язык"
Информативные (рефераты-конспекты) содержат в обобщенном виде основные положения первоисточника. Индикативные (указательные, или рефераты-резюме) содержат не все, а лишь те основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа; все второстепенное для данной темы в индикативном реферате опускается. По количеству реферируемых первичных документов рефераты подразделяются на: а) монографические, составленные по одному тексту; б) обзорные, составленные по нескольким текстам на одну тему.
13-билет
1.Микротема научного текста-эт
2.Репродуктивные и
Виды репродуктивных рефератов: а) реферат-конспект; в) реферат-резюме. Реферат-конспект содержит в общем виде фактографическую информацию, иллюстративный материал, сведения о полученных результатах и сферах их применения. Реферат-резюме – приводит только основные положения, обобщенные в выводах и тесно связанные с темой текста.Виды продуктивных рефератов: а) реферат-обзор; в) реферат-доклад. Реферат-обзор охватывает несколько первичных текстов, дает сопоставление разных точек зрения по конкретному вопросу. Реферат-доклад – дает анализ информации, приведенной в первоисточниках и объективную оценку состояния проблемы.
14-билет
1.Данная
и новая информация текста-отно
Данная информация текста обычно имеет обобщенное значение (характеризуется в общих чертах). Новая информация текста раскрывает, конкретизирует данное, влияет на развитие смысла в тексте. Количество новой информации в одной микротеме может быть разным в зависимости от содержания текста.
2.Рецензия
как жанровая разновидность
15-билет
1.Роль предложения в тексте. Прогрессия текста. 15- 15-билет
1.Роль предложения в тексте. Прогрессия текста. Предложение может выполнять ряд текстообразующих функций (ролей). Знание механизма действия этих функций помогает понять не только структуру текста, но и его смысл, разобраться, каким образом развивается в нем информация, а следовательно, имеет большое значение для понимания внутритекстовых связей.
Прогрессия
текста – увеличение его
Данное текста разнонаправленное, если в предложении, содержащем коммуникативную задачу, несколько смысловых центров. (Информация текста в таком случае развивается в нескольких направлениях.
2.Структура научной рецензии. . В содержательной структуре рецензии обязательно наличие следующих компонентов (частей): 1. Предмет анализа. 2. Актуальность темы. 3. Краткое содержание. 4. Оценочная часть. 5. Выводы.
В первой части указывается, что представляет собой рецензируемая работа: дипломный проект, диссертация …Во второй части отмечается важность затрагиваемых в работе вопросов, их значение и т.п.
В третьей части рецензент осмысливает содержание прочитанного и связывает его с имеющимися знаниями. В оценочной части обычно в начале дается общая оценка. Затем отмечаются достоинства работы: новизна, глубина раскрытия темы, аргументированность выводов.
16-билет
1.Способы развитие информации в тексте. Чтобы представить варианты прогрессии текста, необходимо знать о способах развития информации в нем. Информация текста может развиваться параллельным или цепным способом. По способу параллельности могут быть связаны части простого или сложного предложения, представляющие две или более независимые друг от друга ситуации действительности. В каждой из этих частей есть смысловой центр – новая информация.
В отличие от
параллельного способа
2.Отзыв о научной работе. Кроме рецензий, рефератов, аннотаций, составляются отзывы о научных работах (статьях, сборниках, монографиях).
Отзыв – это критическое описание какой-нибудь научной работы, мнение, оценка о работе. Основное назначение отзыва – представить работу к защите или к изданию
Отзыв, в отличие
от рецензии реализуется через рассуждение-
17-билет
1.Параллельный способ развития информации в тексте. Параллельный способ развития информации внутри предложения. По способу параллельности могут быть связаны части простого или сложного предложения, представляющие две или более независимые друг от друга ситуации действительности. В каждой из этих частей есть смысловой центр – новая информация (Н1, Н2 и т.д.).
Параллельный способ развития информации между предложениями. Параллельный способ развития информации между предложениями такой, при котором новые дозы информации (Н1, Н2, Н3, и т.п.) существует в них независимо друг от друга, параллельно. При этом явление характеризуется с разных сторон, между дозами новой информации нет отношений взаимозависимости. Они объединены только коммуникативной задачей текста.
2.Структура научного отзыва. 1. Вводная часть (оценочная); 2. Описательно-оценочная часть; 3. Вывод-оценка – резюмирующая часть.
Лексико-стилистические средства каждой части: 1. Посвящена важной проблеме, актуальному вопросу… 2. Довольно убедительно, убедительно доказывает, заслуга автора состоит в том, что… 3. В заключении дается правильный вывод, статья представляет интерес…
18-билет
1.Цепной способ развития информации. В отличие от параллельного способа информация текста может развиваться последовательно. При этом последующая новая информация вытекает из предыдущей: Н2 ← из Н1; Н3 ← из Н2 и т.п. Новая информация в таком случае развивается как бы по цепочке. Такой способ развития новой информации называется цепным. Явление описывается с одной какой-либо стороны и ситуации при этом оказываются взаимосвязанными.
Логико-грамматические
отношения цепного способа
Чтобы понять развитие их в тексте, необходимо разобраться, каким образом они отражаются в предложении.
2.Резюме-выводы
как текст вторичной
Резюме-вывод не идентичен реферату. Во-первых, он короче; во-вторых, благодаря его минимальному размеру он значительно дольше остается в памяти. Выбор языковых средств для построения резюме-выводов подчинен основной задаче свертывания информации: минимум языковых средств – максимум информации. Резюме-выводы как жанр вторичного текста, в отличие от рецензии и отзыва, как правило, не содержат критический анализ и оценку. В отличие от реферата-обзора он значительно короче и в этом смысле приближается к аннотации.
Резюме-выводы, раскрывающие качество описываемого предмета в нескольких предложениях, по своей функции близки к функции рекламного текста.
19-билет
1.Компресссия как вид переработки научного тексте. Компрессия – это основной вид переработки текста. На основе определенных операций с текстом-источником можно построить тексты новых жанров – конспекты, аннотации, тезисы, рефераты, резюме. Для этого необходимо четкое понимание содержания текста, понимание смысловой связи частей текста между собой.
Понимание текста – это процесс перевода смысла данного текста в другую форму его закрепления. В результате понимания происходит последовательное изменение структуры текста в сознании читателя и процесс мысленного перемещения от одного элемента текста к другому.
Главное – это может быть процесс смысловой компрессии, в результате которого образуется минитекст, который содержит в себе основной смысл исходного текста. Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию и необходима при составлении тезисов, реферата, аннотации, рецензии, а также курсовой и дипломной работ. Для этого нужно уметь выделить главную и второстепенную информацию, уметь воспроизводить информацию текста по плану в письменной форме.
2.Понятие о подстилях научного стиля. Научный стиль – один из функциональных стилей литературного языка, обслуживающий сферу науки. Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на четыре подстиля: Собственно-научный. Научно-учебный .Научно-популярный. Научно-технический.
20-билет
1.Виды
и правила компрессии текста-
Текст, созданный в результате компрессии, по отношению к тексту-первоисточнику, называется вторичным. Существуют вторичные тексты разной степени сжатия. Компрессия текста основана на трех главных правилах:1.Внимательное чтение текста и выделение ключевых слов и предложений. Ключевые слова – это слова, которые содержат основной смысл высказывания. Чтобы найти ключевой элемент текста необходимо знать строение абзаца. 2.Написание вторичного текста. Для выявления своих позиций, автор вторичного текста по отношению к первоисточнику, использует специальные стандартные выражения (клише), выбор которых раскрывает и отражает структуру текста-первоисточника.3.В планах, тезисах, аннотации и при реферировании для называния основных положений текста используются ключевые слова и словосочетания, или слова с обобщенно-конкретным значением (их необходимо определять самостоятельно) для краткой передачи основного содержания абзацев или частей текста.
2.Собственно
научный подстиль научного стил