Шпаргалка по "Русскому языку"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 10:50, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Русский язык".

Файлы: 1 файл

Шпаргалки по русскому языку. Синтаксис..doc

— 385.50 Кб (Скачать файл)
  1. Предложение может определять на основе 3-х групповых признаков:
  • Сематических
  • Структурных
  • Интонационных.

Виноградов. Предложение  – грамматически интонационно-оформленная  по законам данного языка единица  речи, которая является главным средством выражения и сообщения мысли.

Рассматривает предложение  в следующих отношениях:

  • Назначение
  • Грамматическая сущность
  • Формальные признаки.

Функции предложения:

    1. Сообщение:

Которое понимается широко констатацией реальной действительности (повествование).

Получение какой-либо информации (вопросительное).

Побуждение кого-л  к чему-л (побудительное).

    1. Познавательная (информативная).
    2. Эстетическая.

 

Основным структурно-семаническим признаком является предикативностью. Все определения предметности разделяются на:

  1. группа. Определение, которое связано с ориентацией на экстралингвистические формулы.

группа. Параллельно связанные с ориентацией собственно-лингвистическими языковыми формулами.

 

 

 

 

 

 

 

11. Соотношение  предложения, слова и словосочетания  с точки зрения их грамматических  характеристик и функций в  речи.

Словосочетание, будучи средством наименования и являясь строительным материалом для предложения, близко к слову, но вместе  с тем отличается от него. Сближает их то, что словосочетание как и слово, обладает системой форм, обусловленной грамматической природой главного слова, служащего стержнем словосочетания. Если это слово – имя существительное, с-е имеет формы падежей и чисел (книга студента, книгу студента, книгами студента…); если это слово - имя прилагательное =) с-е имеет формы падежей, чисел и родов (способный к музыке, способному к музыке, способная к музыке, способные к музыке…); если это – глагол, то с-е богато глаг.формами (читает книгу, читал книгу, читала книгу, читали бы книгу…).

Различия: с-е, выражая расчлененное представление, состоит из отчётливо выделяющихся слов-названий, в нём каждое слово оформлено отдельно, в слове же морфемы слиты воедино (место жительства – местожительство, непроницаемый для воды – водонепроницаемый).

Коренным образом  отличается с-е от пр-я.

Предложение- единица речи, не называющая, а сообщающая о чём-либо и потому служит ед-цей общения. Словосочетанию же функция сообщения не свойственна, и оно, отдельно взятое, не выступает как единица общения. С-е не соотносится с теми единицам мышления, с которыми соотнесено П. С-е не выражает суждения, т.к.логическим содержанием словосочетания, как и слова, является понятие или представление, хотя и расчленённое. С-ю не свойственна категория модальности, являющаяся неотъемлемым признаком всякого предложения. В отличии от предложения с-е, как и слово, не имеет интонации.

 

 

 

12. Понятие предикативности. Категории предикативности.

Предикат-ть-категория,выражающая соотнесенность бытийного пр-ка с предметом грамматич.независимым.Ср-ва выражения пред-ти:-и в двусост.предл.;ед.гл.член в односост.пр.С т.зр.пред-ти,разганичив.предл.простые,сложные,двусост.и односост.

Темпоральность -  синтаксическое время

- передает соотнесённость высказывания  моменту речи;

- синтаксические показатели –  форма глаг.(Мне трудно говорить (сейчас), Было холодно (фчера)

-  не всегда происходит соспадение грамматического и синтансического времени (летом я буду учиться водить машину; летом мне учиться водить машинку; Всё, летом, я учусь водить машину)

Модальность-катег.,отображ-я общ. различия в отн-ии сознания чела к обознач.предл.событию. Это событие мыслится как осущ-ое в то или иное грам.время,либо как возможное(не осущ-ое),либо как желательное(требуемое).

модальность: реальная – нереальная, объективная – субъективная

Объективная м. – констатирует положение дел в мире без отношения  к нему говорящего (реальная (изъяв.наклон.глагола),ирреальная(было-бы, если бы))

Субъективная ирреальная модальность:

Ирреальная мод-ть как нечто  возможное (купил бы…, но…);

Как желаемое (поехал бы я…);

Требемое (купите эту книгу);

Ирреальная м-ть условия (я купил бы..,, если бы….);

Должноем(покупать эти..)

Предл.с реал.модальностью- или ед.гл.член употр.в форме изъявит.накл.(действие реально происходит в дейст-ти).Пр.с ирреал.мод.-или гл.членупотр.в форме усл.или повелит.накл.С т.зр.модальности:воскл.и невоск.пр.;ср-во выраж-я:интонация.Разл-т объективн.(передает нейтральное,объект.отн.автора речи к факту дейс-ти;отн-е сообщаемого к дейст-ти)и субъективную мод-ть(отражает индив.,субъектив.отн.;отн-е говорящего к сообщаемому).Дел.на утв.и отр.пр.

Персональность – грам.категория, обознасчающая синт.лицо, и указывающая на соотнесенность высказывания с говорящим:

*значение 1лица, направленного  на говорящего;

*направл. На собеседника  (ко 2 лицу) – Ты рад нас видеть?;

*нап-е на 3 лицо –  Она радуется

 

 

13. Модальность  как категория предикативности. Типы ирреальной модальности (Грамматика-80). Средства реализации модальности в предложении.

Модальность-катег.,отображ-я общ. различия в отн-ии сознания чела к обознач.предл.событию. Это событие мыслится как осущ-ое в то или иное грам.время,либо как возможное(не осущ-ое),либо как желательное(требуемое).

модальность: реальная –  нереальная, объективная – субъективная

Объективная м. – констатирует положение дел в мире без отношения  к нему говорящего (реальная (изъяв.наклон.глагола),ирреальная(было-бы, если бы))

Субъективная ирреальная модальность:

Ирреальная мод-ть как  нечто возможное (купил бы…, но…);

Как желаемое (поехал бы я…);

Требемое (купите эту  книгу);

Ирреальная м-ть условия (я купил бы..,, если бы….);

Должноем(покупать эти..)

Предл.с реал.модальностью- или ед.гл.член употр.в форме изъявит.накл.(действие реально происходит в дейст-ти).Пр.с ирреал.мод.-или гл.членупотр.в форме усл.или повелит.накл.С т.зр.модальности:воскл.и невоск.пр.;ср-во выраж-я:интонация.Разл-т объективн.(передает нейтральное,объект.отн.автора речи к факту дейс-ти;отн-е сообщаемого к дейст-ти)и субъективную мод-ть(отражает индив.,субъектив.отн.;отн-е говорящего к сообщаемому).Дел.на утв.и отр.пр.

 

 

 

14. Темпоральность  как категория предикативности.  Средства и формы выражения  категории темпоральности в предложении. Время морфологическое и синтаксическое.

П.-синтаксическая предикативная  яединица коммуникативного назначения, интонационно оформленная и выраж-я  законченную мысль.

Предикат-ть-категория,выражающая соотнесенность бытийного пр-ка с предметом грамматич.независимым.Ср-ва выражения пред-ти:-и в двусост.предл.;ед.гл.член в односост.пр.С т.зр.пред-ти,разганичив.предл.простые,сложные,двусост.и односост.

Темпоральность -  синтаксическое время

- передает соотнесённость  высказывания моменту речи;

- синтаксические показатели  – форма глаг.(Мне трудно говорить (сейчас), Было холодно (фчера)

-  не всегда происходит  соспадение грамматического и  синтансического времени (летом  я буду учиться водить машину; летом мне учиться водить машинку; Всё, летом, я учусь водить машину)

….

 

 

15. Вопрос о статусе персональности как категории предикативности.

Предикат-ть-категория,выражающая соотнесенность бытийного пр-ка с предметом грамматич.независимым.Ср-ва выражения пред-ти:-и в двусост.предл.;ед.гл.член в односост.пр.С т.зр.пред-ти,разганичив.предл.простые,сложные,двусост.и односост.

Персональность – грам.категория, обознасчающая синт.лицо, и указывающая на соотнесенность высказывания с говорящим:

*значение 1лица, направленного  на говорящего;

*направл. На собеседника (ко 2 лицу) – Ты рад нас видеть?;

*нап-е на 3 лицо –  Она радуется

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16. Понятие  структурной схемы предложения.  Вклад ученых Пражской лингвистической  школы в разработку понятия  модели, структурной схемы предложения.

Предложение – это единица речи или единица языка? В современном языкознании предложение рассматривается как единица речи и как единица языка, но в определениях упор делается на предложение как единицу речи.

В предложении  есть не только элементы производимые, но также и элементы воспроизводимые – это сформировалось в рамках Пражской лингвистической школы (Матезиус). Он полемизировал с Аланом Гардинером (Оксфорд), который относит слова к языку, а предложение к речи. Матезиус же говорит о связи предложения с грамматической системой языка – понятие модели предложения. То есть в языке предложение – абстрактная модель, а в речи – конкретное высказывание.

В 1970 году появился новый подход к описанию предложения  – структурная схема.

 

 

 

17. Н.Ю.  Шведова, Грамматика-80 о понятии структурной схемы предложения. Регулярные реализации структурных схем предложения в современном русском языке

Существует 2 понимания структурной схемы (грамматика 80)

  • по Шведовой – структурная схема – предикативный минимум предложения

Мальчик спит. N1Vf    Мальчик бросил мяч. N1Vf

  • 2ой подход – номинативный минимум – при глаголе необходимо указывать присловный распространитель

Мяч находится в комнате. N1VfN2loc падежная форма существительного с наречным местным значением

Структурная схема  может быть

  • свободная Мальчик бросил мяч (свободная конструкция предложения)
  • связанная (с ограниченным кругом лексики) День как день, Неделя как неделя, Чем он не жених.

Всего в грамматике 80 31 свободная структурная схема (22 однокомпонентные и 9 двухкомпонентные).

Понятие парадигмы – система форм предложения, отражающая частные модально-временные значения, в которых проявляется ее общее значение. Система форм предложения – парадигма предложения.

Синтаксический  индикатив:

  • настоящее время он учится
  • прошедшее время он учился
  • будущее время он будет учиться

Синтаксически ирреальные наклонения:

  • сослагательное он учился бы
  • условное учился бы он
  • желательное лишь бы он учился, учился бы он хоть бы
  • побудительное пусть он учится
  • долженствовательное он и учись

Некоторые предложения имеют неполные парадигмы: Светает – новая форма долженствования или инфинитив Молчать – нет других форм.

Шведова вводит понятие регулярной реализации – все реализации возводятся к одной структурной схеме.

Виды регулярной реализации:

  1. неполная реализация
  • конситуативно обусловленная Вы кто? – Студент. N1N1 (я студент)
  • конситуативно не обусловленная Иду в библиотеку. N1Vf (я иду)
  1. реализация со связками Труд является лучшим средством против старости. N1N1 (труд – лучшее средство)
  1. реализация с полузнаменательными связками Мой сосед оказался интересным собеседником. N1N1 (мой сосед – интересный собеседник)
  2. модальная реализация Он умеет (хочет, должен, готов) учиться
  3. реализация с замещением позиций Характер у него ой-ой-ой N1Adj (Характер у него трудный)
  4. качественная реализация Шуму сегодня (шум сегодня)
  5. отрицательная реализация Она еще не была взрослой девушкой (она была взрослой девушкой).

 

 

 

18. Простое  предложение. Понятие минимального  предложения. Виды простых предложений.

Больш-во синт-ов считают  осн. ед-ей ПП. Раздел науки – синтаксис ПП. Проблема – в определении конститутив. признаков ПП, выявлении способов отграничения ПП от др. неосн. ед-ц.

Информация о работе Шпаргалка по "Русскому языку"