Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:01, реферат
В античном мире устное слово имело огромное значение, поэтому долгое время ораторское искусство существовало лишь в устной форме. Поэты и писатели Древней Греции создавали письменные литературные произведения, однако основным способом потребления этих произведений греками, все же, оставалось их устное чтение на публике. Чтецами произведений в ту пору выступали специально обученные рапсоды, выступавшие на разнообразных торжественных мероприятиях.
Введение.
Глава 1. Софисты – учителя риторики.
Глава 2. Протагор и Горгий – особенности риторики софистов.
Глава 3. Сократ, Платон и Аристотель – основатели теории «подлинного красноречия».
Заключение.
Литература.
Идеи
(высшая среди них - идея блага) - вечные
и неизменные умопостигаемые прообразы
вещей, всего преходящего и
Вещи - это лишь подобие и отражение идей.
Красноречие - инструмент весьма тонкий, и пользоваться им, по мнению Платона, следует осторожно, по справедливости, не злоупотребляя его огромными возможностями. «Красноречие - это мастер убеждения, внушающего веру в справедливое и несправедливое, а не поучающего, что справедливо, что нет».
Платон
совершенствовал искусство
Как считал Платон, оратор должен не гоняться за чужими мнениями, а сам постигать и постичь истину того, о чем он собирается говорить.
По мнению Платона, искусство оратора во многом зависит от способности, умения, охватывая все общим взглядом, возводить к единой общей идее разрозненные объекты речи и разделять все на виды, на естественные составные части, а также умение возводить частное к общему и из общего получать частное.
Он считал, что преподаватель ораторского искусства должен хорошо знать природу каждой вещи и ее идеи, а через это знание стремиться к познанию души, знать ее виды и то, какая речь и как воздействует на душу.
Выдвигая на первый план эмоциональную убедительность речи, Платон не считал важными логические доказательства, которые отходили у него на второй план. Поэтому он был убежден, что в судах «решительно никому нет никакого дела до истины, необходима только убедительность». Оратор должен, по мнению Платона, распрощаться с истиной, но построить свою речь так, чтобы она казалась для слушателей правдоподобной.
Что
мы можем рассматриваются у
Таким образом, не доказательства служат основой красноречия, а эмоциональное воздействие, эмоциональное убеждение, эмоциональное внушение. И в этом недостаток теории Платона.
Платон отверг ценностный релятивизм софистов и отметил, что главным для ритора является не копирование чужих мыслей, а собственное постижение истины, нахождение собственного пути в ораторском искусстве.
Но
идею софистов о том, что хороший
оратор должен много работать над
самоусовершенствованием и
Рассуждения Платона свидетельствуют о том, что он придавал огромное значение именно технической стороне речи, понимая совершенную технику речи в тесной связи с учетом психологии слушателей, считая науку о красноречии важным философско-психологическим учением. Подводя итог анализу риторических взглядов Платона, можно согласиться с А.Ф. Лосевым, который писал: «Ясно вытекает вывод об огромном интересе Платона к ораторскому искусству, об его постоянной склонности строить теорию этого искусства, хотя теория эта у него весьма несистематичная».
Риторика Аристотеля.
Аристотель – древнегреческий учёный, философ. Родился примерно в 384-322 гг. до н.э. в греческой колонии Стагире, в Халкидиках. Будучи учеником Платона перенял от него многие идеи в том числе и риторическую школу, которую чуть позже несколько изменил и развил.
Он завершил превращение риторики в научную дисциплину, установив неразрывную связь между риторикой, логикой и диалектикой и, среди важнейших черт риторики, выделил ее «особую динамическую выразительность и подход к действительности возможного и вероятностного». Проанализировав весь накопленный опыт Аристотель сформулировал цель риторики: она должна помогать человеку склонить другого к чему-либо или отговорить его от чего-нибудь. Тем самым он утверждал, что риторика необходима как в делах, касающихся обыденных потребностей отдельного человека, так и в делах государственного значения.
Перу знаменитого Аристотеля принадлежит большое количество научных трудов. Например такие произведения, как «Топика» и «О софистических опровержениях», посвященные риторике, и конечно же авторитетный античный трактат «Риторика», написанный около 330 г. до н.э.
В отличие от софистов Аристотель признавал достоинством речи ее ясность, краткость уместность, а реальный путь для достижения этих качеств он видел в сближении ораторской речи с разговорной речью. Исследуя вопрос, откуда черпаются изящные и удачные выражения, Аристотель говорит о роли метафор, пословиц, шуток, указывает, что каждому роду речи соответствует особый стиль.
В построении речи философ выделял четыре части: предисловие, рассказ, доказательство, заключение.
Риторика определяется как искусство убеждения, способность находить возможные способы убеждения в каждом конкретном случае. Аристотель рассматривает средства убеждения, которые разделяет на: 1) логические; 2) нравственные; 3) эмоциональные.
Аристотель так же считал, что личные качества и особенности оратора, такие как разум, добропорядочность и твердое состояние духа просто необходимы для достижения оратором поставленной цели, так как именно через эти качества он вызывает к себе доверие слушателя.
Аристотель считал, что риторика является искусством, соответствующим диалектике. «Итак, очевидно, что риторика не касается какого-нибудь отдельного класса предметов, но, как и диалектика, а также, что она полезна и что дело ее - не убеждать, но в каждом данном случае находить способы убеждения». Риторика занимается выделением способов убеждения, теоретическим осмыслением этих способов. Аристотель отмечал, что действие убеждающей речи зависит от трех моментов: нравственного характера говорящего, качества самой речи, настроения слушателей. Уже в учении Аристотеля выделяется триада: отправитель речи - речь - получатель речи, которая находит свое развитие и в современных исследованиях.
На
основании вышеизложенного
Не манипулирование людьми, а побуждение их мысли - вот цель речевого общения и деятельности говорящего;
Главная цель разговора - не победа любой ценой, а объединение сил участников общения для достижения согласия;
Цель разговора между людьми, как и цель речи - поиск и обнаружение истины.
Заключение
В данной работе я постарался осветить такие вопросы как: что такое риторика, кем были древнегреческие софисты, в чём заключается софистическая риторика, в чём заключается различие между риторическим идеалом Сократа, Платона и Аристотеля от риторики софистов.
Литература