Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:00, реферат
Развитие антропоцентрической парадигмы было обусловлено осознанием того, что язык, будучи человеческим установлением, не может быть понят и объяснен вне связи с его создателем и пользователем.
Истоки антропоцентрической парадигмы восходят к идеям В. фон Гумбольдта и Э. Бенвениста. Особую значимость имело гумбольдтовское понимание языка как мира, лежащего между миром внешних явлений и внутренним миром человека. Именно В. фон Гумбольдт впервые отметил, что «человек становится человеком только через язык, в котором действуют творческие первосилы человека, его глубинные возможности.
Введение…………………………………………………………………………3
Термин «парадигма» в языкознании………………………………………….4
Антропоцентрическая парадигма: ее основные признаки…………………..7
Заключение……...…………………………………………………………………8
Список литературы………………………………………………………………..9
| |
Становление антропоцентрической парадигмы
| |
|
|
|
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Заключение……...………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Развитие антропоцентрической парадигмы было обусловлено осознанием того, что язык, будучи человеческим установлением, не может быть понят и объяснен вне связи с его создателем и пользователем.
Истоки антропоцентрической парадигмы восходят к идеям В. фон Гумбольдта и Э. Бенвениста. Особую значимость имело гумбольдтовское понимание языка как мира, лежащего между миром внешних явлений и внутренним миром человека. Именно В. фон Гумбольдт впервые отметил, что «человек становится человеком только через язык, в котором действуют творческие первосилы человека, его глубинные возможности.
В отечественной лингвистике об антропоцентризме как основном принципе современной лингвистики заговорил Ю.С. Степанов, анализируя концепцию Э. Бенвениста: «Язык создан по мерке человека, и этот масштаб запечатлен в самой организации языка; в соответствии с ним язык и должен изучаться. Поэтому в своем главном стволе лингвистика всегда будет наукой о языке в человеке и о человеке в языке».
Антропоцентризм осознается главным принципом современной лингвистики на рубеже XX–XXI вв.
В современном языкознании все прочнее закрепляется слово «парадигма», использующееся для обозначения особенностей определенного направления в исследовании.
Вышедшая в 1970 году в Чикаго книга Томаса Куна “The Structure of Scientific Revolutions” спровоцировала популярность употребления термина парадигма, научная парадигма в значении «лингвистическая теория», «лингвистическое направление», «лингвистическая школа» и подобных, употреблявшихся ранее для описания особенностей той или иной методики анализа языка.
Но лингвистам известно и другое значение данного термина и привычно его использование в грамматике (падежная парадигма, парадигма числа, парадигма рода, парадигма времени глагола и т.д.). Интересной в этом смысле является работа В.З. Демьянкова “Парадигма с человеческим лицом: человек и его язык”, в которой автор осуществил попытку анализа использования слова «парадигма» в европейской науке, в том числе и в русском языкознании. Автор пишет: «Однако возникает вопрос: что же такое парадигма, чем она отличается от теории и школы?» [3, с. 391]. Отвечая на поставленный вопрос, В.З. Демьянков дает обзор истории существования данного слова в научном языке и анализ способностей данного слова служить обозначением определенных понятий. Справедливыми представляются слова о том, что «Парадигма» – концепт, востребованный философией науки сравнительно недавно. До начала XX в. «парадигма» была «дремлющим концептом» этой области. Только в XX в. термин этот начали интенсивно употреблять, размышляя о том, как упорядочивать знания о научных результатах и как соотносить знания одного и того же предмета, полученные разными науками. Активное использование термина научная парадигма стало одним из первых проявлений антропоцентричной философии науки» [3, с. 391].
Как результат подробнейшего и полного описания значения термина «парадигма», анализа особенностей его происхождения и употребления в разных языках и разных науках, В.З. Демьянков в заключении указывает, что 2. В речи о теории в фокусе внимания находится объект теоретического объяснения. А употребляя термин парадигма, имеют в виду, прежде всего, человеческий фактор теоретических объяснений. 3. Парадигмой теории языка может быть названа целая система взглядов (вспомним испанский узус) в совокупности с набором показательных примеров (то, что иначе называют образцом, примером для подражания или «моделью») решения конкретных задач – описания и объяснения языковых явлений (вспомним итальянское esempi e paradigmi). 4. Парадигма – своеобразная накопительная система: исследователи, работающие в ее рамках, добавляют все новые и новые «единицы хранения», образцы и технические приемы (схемы) решения задач. … История теорий языка показывает, что лингвистика – одна из наиболее эклектичных дисциплин, поскольку появление новой теории, новых идей не вызывает крушения и радикального пересмотра старых данных. Это означает неизбежность многопарадигмальности теоретического языкознания» [3, с. 410-411].
Наиболее часты случаи употребления термина «парадигма» в работах, посвященных рассмотрению проблемных вопросов когнитивной лингвистики, истории языкознания, лингвокультурологии. Так, Н.Ф. Алефиренко, на базе определения («научная парадигма – это господствующая на каждом этапе истории лингвистических учений система воззрений на язык, определяющая предмет и принципы лингвистического исследования в соответствии с культурно-историческим и философским контекстом эпохи») выделяет четыре парадигмы: лингвистический компаративизм, системно-структурная парадигма, коммуникативно-прагматическая парадигма и дискурсивно-когнитивная парадигма [1, с. 18-19].
Автор работы “Наука о языке: парадигмы лингвистического знания” Л.А. Манерко, проводя анализ выделяемых в лингвистике парадигм, указывает, что Э.А. Макаев называет четыре парадигмы («незавершенная парадигма Ф. Боппа, Р. Раска, Я. Грима, А.Х. Востокова», «сравнительное языкознание в концепции А. Шлейхера является завершенной парадигмой», «завершенная младограмматическая парадигма», «незавершенная парадигма сравнительного языкознания») [4, с. 46-47].
В современном языкознании, по мнению Л.А. Манерко, «следует признать существование (постепенно и/или параллельно) следующих парадигм лингвистического знания:
Согласно В.А. Масловой, в
истории языкознания выделяются
три научные парадигмы –
Следовательно, следует согласиться
с тем, что термин парадигма в
современном языкознании
Используя высказывание В.З. Демьянкова («Парадигма – что-то вроде почетного звания для теории или научного направления, упоминаемое при констатации успехов, достигнутых разработчиками этой теории» [3, с. 410], подчеркнем важность антропоцентрической парадигмы.
Антропоцентризм (или антропоцентрическая парадигма) признается ведущим направлением в современном языкознании большинством языковедов, поскольку не трудно заметить, что антропоцентрическая (или когнитивно-дискурсивная) парадигма выделяется практически всеми современными исследователями. Так, Т.Г. Попова отмечает, что «ключевым для понимания сути современного направления лингвистических исследований можно считать познание человека через язык. Таким образом, главным для науки о языке становится активизация антропологического подхода к изучению языковой семантики, предполагающего учет человеческого фактора в лингвистике, необходимость соотнесения анализа языковой системы с анализом концептуальных систем, закрепляющих познавательный опыт носителей языка» [7, с. 10].
По мнению Л.А. Манерко, «понятие антропоцентрической парадигмы связывается с человеком, с раскрытием его сущности, его роли и участия его сознания, так как antropos в переводе с греческого «человек», а латинское centrum – «центр», то есть данная парадигма ориентирована на человека, раскрытие человеческого фактора в языке» [4, с. 53].
Антропоцентризм как направление
охватило своим влиянием не только
общелингвистические
Антропоцентрический подход
к изучению языка, наблюдающийся
на протяжении последних десятилетий
во всех разделах языкознания, наиболее
четкие контуры получил в новом
разделе лингвистики –
Заключение
Возникновение антропоцентрической парадигмы в языкознании было предопределено, поскольку сам язык антропоцентричен по своей сути. Взгляд исследователя перемещается с объекта познания на субъект, анализируется человек в языке и язык в человеке. В центре внимания оказывается личность носителя языка. Новый подход учитывает роль человеческого фактора в языке, вместо опоры на форму появляется опора на содержание, не на механизм, лежащий в основе языка, а на его применение.
Сущность антропоцентризма как основного принципа лингвистических исследований заключается в том, что «научные объекты изучаются прежде всего по их роли для человека, по их назначению в его жизнедеятельности, по их функциям для развития человеческой личности и ее усовершенствования человек становится точкой отсчета в анализе тех или иных явлений, он вовлечен в этот анализ, определяя его перспективы и конечные цели. Он знаменует тенденцию поставить человека во главу угла во всех теоретических предпосылках научного исследования и обусловливает его специфический ракурс».
Список литературы
Информация о работе Становление антропоцентрической парадигмы