Стихотворная речь
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 22:17, реферат
Описание работы
Целью работы является ознакомление процессу обучения работе со стихотворным текстом.
Задачи работы:
-изучить природу стихотворной речи и ее специфику;
-рассмотреть важнейшие художественные компоненты стиха;
-определить основные теоретические аспекты работы со стихотворным текстом.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРИРОДА И СПЕЦИФИКА СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ 4
2 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТИХА 6
3 ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД СТИХОТВОРНЫМ ТЕКСТОМ 8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 12
Файлы: 1 файл
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Обучение студентов театральных
специализаций работе над стихотворным
текстом - очень важный момент в театральной
педагогике и в частности в предмете «
Сценическая речь». Интерес к поэтическому
слову в театре не только не угасает, но
постоянно растет, репертуары театров
пополняются стихотворной драматургией.
Творческая работа над стихотворным текстом
развивает образное мышление и речь, обогащает
внутренний мир, укрепляет память. И, главное,
способствует раскрытию творческой индивидуальности,
развитию потенциальных возможностей.
Также в практике театра при работе над
стихотворными пьесами часто возникают
сложности. Это связано как с особенностями
постановочного, режиссерского характера,
так и с типичным для актеров недостатком
– отсутствием умения читать стихи, доносить
мысль и чувство в чеканной поэтической
форме. Стихотворная речь – яркая, ритмичная,
многообразная, звучная – пока редко становится
органичной для актера. Живой человеческий
образ ломает рамки стиха, стих превращается
в прозу или, наоборот, за стихотворной
формой пропадают искренность, правдивость
слова и действия. Искусство чтения стихов
– сложная и необходимая часть работы
в театральной школе.
Целью работы является ознакомление
процессу обучения работе со стихотворным
текстом.
Задачи работы:
-изучить природу стихотворной
речи и ее специфику;
-рассмотреть важнейшие художественные
компоненты стиха;
-определить основные теоретические
аспекты работы со стихотворным текстом.
1
ПРИРОДА И СПЕЦИФИКА СТИХОТВОРНОЙ РЕЧИ
1.Стихотворная речь по своей
природе обладает особой эмоциональной
выразительностью. Она- эффектная по своей
сути. Стихи создаются в состоянии душевного
волнения и передают душевное волнение.
Повышенная эмоциональность, эффектность
обусловливает непосредственность, искренность
и задушевность в выражении мыслей и чувств.
Поэзия – это самовыражение, исповедь,
поэт, как близкий друг, раскрывает свою
душу перед читателем.
2.Вторая важная особенность
стихотворной речи - ритмичность. Ритм
- равномерная повторяемость определенных
элементов во времени или в пространстве.
Ритму принадлежит огромная роль в жизни
природы и человека. Ритм в стихотворении
- это равномерная повторяемость определенных
речевых единиц во времени. Ритмичный
строй стиха оказывает эмоциональное
воздействие на читателя, создавая определенное
настроение. Повторяются строки или единицы
и внутри строк. Повторяются созвучия
в конце строк - рифмы, повторяются группы
строк строфы. Стих - явление полиритмическое:
ритм охватывает внешнюю и внутреннюю
ткань стиха. Художественной прозе также
присущ ритм, однако, во-первых, он не так
сильно выражен, а во-вторых, имеет переменный
характер.
3.Особая интонация. Стих читается
в соответствии с ритмом, в определенной
музыкальной тональности. Один исследователь
справедливо заметил, что если стих прочитать
в соответствии с правилами грамматики,
следуя только знакам препинания, логическим
ударениям и логическим паузам, то от него
ничего не останется.
4. Ритмические паузы. В отличие
от логических пауз, выражающих законченную
мысль, ритмические паузы в стихе определяются
ритмом. Постоянные ритмические паузы
всегда в конце строк, независимо от того,
совпадают ли строки с предложением или
нет. В длинных строках всегда есть ритмическая
пауза в середине строки - цезура.
5.Наличие рифм - созвучий
в конце стихов. Рифмы имеют
ритмико-интонационное и смысловое
значение.
6.Строфическое построение.
Строфа - группа стихов, объединенных
по интонационно-смысловому принципу
и по способу сочетания рифм.
Строфа всегда выражает законченную
мысль или рисует целостную
картину.
7. Насыщенность тропами
и фигурами. Это объясняется тем,
что
стихотворная речь - аффектная. Именно
в состоянии волнения человек
прибегает к различного рода уподоблениям
и эмоциональным
высказываниям.
2
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ КОМПОНЕНТЫ СТИХА
Художественные средства стиха
становятся необходимыми для выявления
подтекста, для создания внутренней жизни
произведения.
Соблюдение цезуры внутри
стиха помогает уловить ритм и в то же
время дает возможность выстроить линию
взаимодействия героев. Через цезуру осуществляется
переход от более общих суждений к более
конкретным, собирается внимание на более
важной мысли, на нарастании и развитии
действия или на новом действии.
Стих удлиняется за счет цезуры;
приходится как бы собирать, активизировать
вторую половину стиха, делать ее ритм
более острым.
Таким образом, одно только
выразительное средство стихотворной
речи, одна закономерность, присущая ей
произведении, — цезура — неизменно служит
точному, глубокому раскрытию смысла [1,c.29-30].
Аллитерация (лат.) — повторение одинаковых
или созвучных согласных; служит одним
из средств выразительности речи, особенно
стихотворной. Как и ассонанс- повторение
гласных звуков в том или ином высказывании.
Применение этого приема служит четкой
и эмоциональной ритмичности стиха.
Согласные создают определенные
паузы в конце стиха, что помогает вскрытию
подтекста, делает эти паузы творчески
необходимыми. События, описанные автором,
раскрываются точно и ярко, сохраняется
перспектива мысли, стройность рассказа.
Необходимо учитывать разговорность стиха,
его приближенность к живой речи, действенное
выделение слова-образа, своеобразие ритма
и метра, интонации и мироощущения в целом.
При помощи новой рифмовки, когда зачастую
рифмуется слово в целом, а не только его
окончание, ярче выделяется главное ударение.
Особую роль в построении мысли играет пауза, подчеркивающая
слово-образ.
Метр, или размер стиха — это общая
схема стиха, в основе которой — определенная
ритмическая единица (ямб, хорей, амфибрахий
и т. п.). При несомненно существующих типичных
чертах современной поэзии она и очень
разнообразна, в частности, по форме, структуре
стиха, выражающей особенности авторской личности. Поэтому работа над современной
поэзией, как и над классикой, требует
пристального внимания к личности автора,
изучения его творчества в целом. Наиболее типичной в этом смысле
является строка-лесенка Маяковского.
Перенос стиха («зашагивание»)-ритмическая
особенность стиха, опирающаяся на внутренний
темпо-ритм поэтической мысли. его рассматривают
как дополнительный знак препинания. Перенос
— средство обособления слова, укрупнения
его. Другой прием оживления интонации
— в "эффекте переноса через цезуру".
Цезура, как и перенос в конце строки, выделяет
слово и делает его более выразительным.
Каждый речевой элемент имеет
семантическую нагрузку. В целом получается,
что стихотворение – это «сложно построенный смысл».
Смысловая сложность заключается в том,
что за внешним текстовым образом всегда
стоит глубинный внутренний смысл. Смысловая
двуплановость и многоплановость закономерна
для поэтического текста. Строй поэтического
текста условен, ненормативен из-за чрезмерной активности
субъективного начала, и поэтому «наращение
смыслов» в поэтическом тексте происходит
значительно активнее, нежели в тексте
прозаическом.
Активность художественной
формы в стихотворном тексте бывает столь
сильной, что все произведение целиком
может представлять собой развернутую метафору.
3
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД СТИХОТВОРНЫМ
ТЕКСТОМ
При очевидных различиях прозаического
и стихотворного текста нельзя провести
резкую границу между ними, поскольку
сильно в них единое, объединяющее начало – художественность. В основе
их деления лежит речевая организация
текста: прозаический текст – это речь отрывистая, членение
речи здесь определяется смысловым и синтаксическим
строем и автоматически из него вытекает;
стихотворный текст, или поэтический, – это речь периодическая, ритмически
организованная. Членение в стихотворном
тексте качественно отлично от членения
в прозаическом тексте, воспринимаемом
как сплошное текстовое пространство[2,
c.96].
Знания о метре, ритме, способе
рифмовки имеют огромное значение
для идеи каждого стихотворения. Основное
в работе над стихом - это понимание, какую
роль играют эти особенности формы для
воплощения смысла и как надо их использовать.
Работа над стихом должна помочь погрузиться
в стихию поэтической речи, творчески
овладеть ее законами, сделать саму музыку
ритмической речи ярчайшим выразительным
средством для донесения содержания, идеи
произведения.
Каждый размер — это выражение
ритма определенных явлений; сущности
данной темы; он отражает замысел автора
и по-разному звучит интонационно. Поэтому
необходимо понимать особенности размера,
находить его характер, его ритм, способ
словесного действия для более яркого
и глубокого раскрытия содержания именно
данного произведения.
Этому предшествуют, как и в
освоении прозы, большая работа над логическим
и образным строем произведения, накопление
видений, подробнейший разбор каждого
эпизода, выявление второго плана. Структура
поэтического произведения помогает определить
верный актерский ход, а он в свою очередь
дает возможность избегнуть условной
«рубки, скандирования» стиха. Музыкальность
стихотворной речи наиболее полно и выразительно
доносит до зрителя идею, мысль, чувство
[2, c.27-28].
В работе над стихом очень удобно
и полезно обращать внимание на дыхание.
Цезуры внутри стиха и концевые стиховые
паузы тесно связаны с ходом мысли, с изменением
и развитием действия. Внутренняя перестройка
на паузе должна связываться с дыханием
читающего. Определенным образом организованный
добор дыхания в конце стиха помогает
сделать слова более широкими и плавными
или, наоборот, обозначить смену ритма,
связанную с резким изменением хода действия.
Там, где стиховой паузе соответствует
конец мысли, где впереди ожидается новая
мысль, взятое дыхание помогает подчеркнуть
этот переход, делает его более насыщенным
и точным. Совпадающие с развитием мысли
доборы дыхания, разные по качеству и объему,
помогают рождению действенного слова,
подчеркивают различное движение мысли
в эпизодах.
Одной из сложностей в стихотворной
драматургии остается «музыкальность»
стиха[2,c.182].Преобладающее большинство
крупнейших стиховедов утверждают: ритмические
средства, звуковые явления музыки и стиха
имеют различные основы. Драматический
стих далек от "напевности", "музыкальности"
и потому, что в нем доминирует так называемый
разговорный (говорной) стих. А напевный
стих - лишь вкрапление, инкрустация на
его фоне. Таким образом, если языковая
структура подсказывает актеру мелодичность
звучания, он должен понять ее творческую
обусловленность и непременно реализовать
в звучащей речи, не утрачивая и действенности,
конфликтности.
Действенность - то общее, что
объединяет речь в пьесе стихотворной
и прозаической. Одновременно с этим в
стихотворной драматургии действенное
слово подчиняется ритмической инерции
стиха.
Если здесь возникнет много
пауз, - перерывов в речи, - в них "затеряются"
основные ритмические межстиховые паузы
и распадется единство строки. Этого не
произойдет, если:
-межстиховое членение выразится
именно в паузе (то есть в перерыве артикуляции,
в безусловном отделении друг от друга
слов, находящихся на разных строках, даже
если между ними есть грамматическая и
логическая связь, как бывает при переносе);
-границы между разными речевыми
тактами или фразами внутри строки возникнут
за счет интонационной паузы. Интонационные
перепады внутри строки выразят смену
речевых тактов и, одновременно, сохранят
единство, цельность строки. В стихотворной
драматургии забота о сохранении единства
строки принадлежит не одному исполнителю,
а всему актерскому ансамблю, так как строка
часто делится между несколькими действующими
лицами.
Закон единства стихотворной
строки оказывает значительное влияние
на пространственное решение той или иной
сцены, на мизансцену, даже на жест актера[2,
c.199].
Итак, ритмические элементы
требуют к себе пристального внимания
создателей спектакля. Необходимо подмечать
особенности интонационно-синтаксической
структуры, особенности стихотворной
формы, вслушиваясь в звуковой ее строй.
Уточнение психологической обусловленности
ритмические элементы получают в контексте
замысленного спектакля, они зависят от
его образной системы [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди популярных драматических
произведений значительное по объему
место занимают пьесы, написанные в стихотворной
форме. Это касается как зарубежной, так
и русской драматургии. Работа над стиховой
драмой имеет специфические особенности.
В работе достигнуты заявленные
задачи и установлено, что действие, которое
заключено в стихе и является сутью стихотворной
драматургии. Как действие, так и поступки
героев пьесы находятся в тесной взаимосвязи
с ритмической структурой пьесы. В стиховой
драме действие проявляется не столько
в логическом анализе текста, сколько
в актерском понимании темпо-ритма стиха,
его художественных компонентах.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
- Сценическая речь: Учебник / Под ред. И. П. Козляниновой и И. Ю. Промптовой. 3-е изд. М.: Изя-во «ГИТИС». 2002. — 511 с.
- Shipley J. Dictionary of World Literary Terms. Цит. по: Тамарченко Н.Д. Теоретическая поэтика:
понятия и определения. М., 2001.
- М.Е.Коленова .Особенности работы над стихотворной
пьесой. Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств,2012.
Информация о работе Стихотворная речь