Стили речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

Русский язык – понятие широкое, всеобъемлющее. На этом языке пишутся законы и научные труды, романы и стихотворения, газетные статьи и судебные протоколы. Русский язык обладает неисчерпаемыми возможностями для выражения мыслей, развития разнообразных тем, создания произведений любых жанров. Однако использовать языковые ресурсы нужно умело, учитывая речевую ситуацию, цели и содержание высказывания, его адресность. Как не похожи, например, по стилю частное письмо и докладная записка на имя начальника! Одна и та же информация получает разное языковое выражение.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….
Стиль. Общая характеристика функциональных стилей речи …………
Официально-деловой стиль речи ……………………………………….
Научный стиль ……………………………………………………………
Публицистический ………………………………………………………..
Художественный ………………………………………………………….
Разговорный ………………………………………………………………
Заключение ………………………………………………………………….
Приложение …………………………………………………………………
Список использованной литературы ………………………………………..

Файлы: 1 файл

Функциональные стили речи в русском языке.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Предмет публицистики – жизнь в обществе, экономика, экология – все, что касается каждого.

Публицистический  стиль используется в общественно-политической сфере деятельности. Это язык газет, общественно-политических журналов, пропагандистских радио- и телепередач, комментариев к документальным фильмам, язык выступлений на собраниях, митингах, торжествах и т.п. Публицистический стиль – это речевая деятельность в области политики во всем многообразии ее значений. Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).

Характерными  особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением публицистики, – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.

Публицистический  стиль представлен множеством жанров:

1. газетные – очерк, статья, фельетон, репортаж;

2. телевизионные – аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;

3. ораторские – выступление на митинге, тост, дебаты;

4. коммуникативные – пресс-конференция, встреча "без галстука", телемосты;

5. рекламные – очерк, объявление, плакат, лозунг. 

§2. Функции  публицистического стиля

Одной из важных особенностей публицистического стиля  является сочетание в его рамках двух функций языка: функции сообщения (информативной) и функции воздействия (экспрессивной).

Функция сообщения состоит в том, что авторы текстов публицистики информируют широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах.

Информационная  функция присуща всем стилям речи. Ее специфика в публицистическом стиле заключается в тематике и характере информации, в ее источниках и адресатах. Так, телевизионные передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан.

Способ подачи информации в публицистическом стиле  также имеет свои отличительные  черты. Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает оценку, мнения, настроения авторов, содержит их комментарии и размышления. Это отличает ее, например, от официально-деловой информации. Другое отличие в предоставлении информации связано с тем, что публицист стремится писать избирательно – прежде всего о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, он выделяет только те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.

Информирование  граждан о положении дел в  общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого стиля – функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения. Поэтому публицистическому стилю присущи открытая тенденциозность, полемичность, эмоциональность (что вызвано стремлением публициста доказать правильность своей позиции).

В различных  публицистических жанрах одна из двух названных функций может выступать в качестве ведущей, при этом важно, чтобы функция воздействия не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное информирование аудитории. 

 

§3. Языковые признаки публицистического стиля речи 

 

Лексические признаки

1. В публицистическом  стиле всегда присутствуют готовые  стандартные формулы (или речевые  клише), которые носят не индивидуально-авторский,  а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др. В результате многократных повторений эти клише нередко превращаются в надоевшие (стертые) штампы: коренные преобразования, радикальные реформы.

Речевые образцы  отражают характер времени. Многие клише  уже устарели, например: акулы империализма, болезнь роста, слуги народа, враг народа. Наоборот, новомодными для официальной прессы конца 90-х гг. стали слова и выражения: элита, борьба элит, элита криминального мира, высшая финансовая элита, раскручивать,  виртуальный, имидж, знаковая фигура, пирог власти, дитя застоя, деревянный рубль,  инъекция лжи.

Многочисленные  примеры речевых клише вошли  в состав так называемой публицистической фразеологии, позволяющей быстро и  точно давать информацию: мирное наступление, сила диктата,  пути прогресса, вопрос безопасности, пакет предложений.

2. Отношения  между отправителем и адресатом  в публицистическом стиле подобны  отношению между актером и  зрителями. "Театральная" лексика – вторая яркая черта публицистического стиля. Она пронизывает все публицистические тексты: политическое шоу, на политической арене, закулисная борьба, роль лидера, драматические события, известный в политике трюк, кошмарный сценарий и др.

3. Характерной  особенностью публицистического  стиля является эмоционально-оценочная лексика. Эта оценка носит не индивидуальный, а социальный характер. Например, слова с положительной оценкой: актив, милосердие, помыслы, дерзать, процветание;  слова с отрицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж, расизм, обезличка.

4. В публицистическом  стиле особое место принадлежит  книжным пластам лексики, имеющим  торжественную, гражданско-патетическую, риторическую окраску: дерзать, воздвигать, самопожертвование,  воинство, отчизна. Патетическую тональность придает тексту также использование старославянизмов: свершения, держава, страж и т.д.

5. В текстах  публицистического стиля часто  присутствует военная терминология: гвардия, штурм высоты, передний край, линия огня, прямая наводка, стратегия, мобилизация резервов. Но она употребляется, естественно, не в своем прямом значении, а образно (речь в текстах с этими словами может идти, например, об уборке урожая, введении в строй новых объектов производства и т.д.).

6. В качестве  оценочного средства в публицистике  могут встретиться слова пассивного словарного запаса – архаизмы. Например: Доллар и его лекари. Военные барыши растут.  

 

Морфологические признаки

К морфологическим  признакам публицистического стиля  мы относим частотное употребление тех или иных грамматических форм частей речи. Это:

1) единственное  число имени существительного  в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостью; Преподаватель всегда знает студента;

2) родительный  падеж имени существительного: время перемен, пакет предложений, реформа цен, выход из кризиса и др.;

3) императивные  формы глагола:  Оставайтесь с нами на первом канале!

4) настоящее  время глагола: в Москве открывается, 3 апреля начинается;

5) причастия  на -омый: ведомый, невесомый, влекомый;

6) производные  предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом. 

 

Синтаксические  признаки

К синтаксическим признакам публицистического стиля  следует отнести часто повторяющиеся, а также специфические по характеру типы предложений (синтаксических конструкций). В их числе:

1) риторические  вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны?

2) восклицательные  предложения: Все на выборы!

3) предложения  с измененным обратным порядком: Воюет армия с природой (ср.: Армия воюет с природой). Исключение составляли предприятия добывающей промышленности (сравни: Предприятия составляли исключение);

4) заголовки  статей, очерков, выполняющие рекламную  функцию: Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий.

В заголовках часто  используется специфический языковой прием – "соединение несоединимого". Он дает возможность минимальными языковыми средствами вскрыть внутреннюю противоречивость предмета или явления: трудящийся тунеядец, повторяемое неповторимое, мрачное веселье, красноречивое молчание.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 
 


Функциональные  стили современного русского языка



 

 

№ п/п

Функциональный  стиль

Сфера общения

Жанры стилей

Основная форма  речи

1.

Научный

научнаядеятельность

учебники по специальности, монография, научная статья, аннотация, реферат, конспект, тезисы, курсовая работа, лекция, дипломная работа, диссертация, доклад

письменная

2.

Официально-деловой

общение граждан с  учреждениями

документы, деловые письма, отчеты, приказы, распоряжения, договоры, указы, деловые беседы

письменная

3.

Публицистический

идеология, политика, агитационно-массовая деятельность

парламентское выступление, репортажи, интервью, очерк, фельетон, дискуссионное выступление, информационная заметка

письменная и устная

4.

Литературно-художественный

словесно- художественное творчество

роман, повесть, рассказ, новелла, эссе, стихотворение, поэма, баллада

письменная 

5.

Разговорный

общение людей в быту

беседы в семье, выяснение  отношений, обсуждение планов, дружеское  общение, анекдот

устная


 

 

   




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Блохина Н.Г. Современный русский язык. Текст. Стили речи. Культура речи: учебное пособие для ВУЗов / Н.Г. Блохина. Тамбов, 2006. 122 с.

Голуб И.Б. Стилистика русского языка / И.Б. Голуб. – 2-е изд., испр. М.: Рольф, 1999. 448 с.


Информация о работе Стили речи