Стили речи
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 14:30, реферат
Описание работы
Стилистическая организация речи это система языковых элементов внутри литературного языка, разграниченные условиями и задачами общения; форма наших высказываний зависит от того, где, с кем и зачем мы говорим.
Выделяют пять стилей: четыре книжных: научный, официально-деловой, публицистический, художественный – и разговорный стиль.
Содержание работы
Введение
Особенности различных стилей речи
1.1.Научный стиль
1.2.Официально-деловой стиль
1.3.Публицистический стиль
1.4.Художественный стиль
1.5.Разговорный стиль
Заключение
Файлы: 1 файл
РЕФЕРАТ ПО РУССКОМ
УЯЗЫКУ ТЕМА: СТИЛИ РЕЧИ
Выполнила: Ларионова Ю.
Проверила: Мусина С.Г.
СТИЛИ РЕЧИ
Содержание
"1-2" Введение
Особенности различных стилей речи
1.1.Научный стиль
1.2.Официально-деловой стиль
1.3.Публицистический стиль
1.4.Художественный стиль
1.5.Разговорный стиль
Заключение
Введение
Стилистическая организация речи это
система языковых элементов внутри литературного
языка, разграниченные условиями и задачами
общения; форма наших высказываний зависит
от того, где, с кем и зачем мы говорим.
Выделяют пять стилей: четыре книжных:
научный, официально-деловой, публицистический,
художественный – и разговорный стиль.
Для каждого стиля характерны определенные
средства языка: слова, их формы, словосочетания,
типы предложений, причем их принадлежность
к разговорному или книжному стилю осознается
при сопоставлении с нейтральными средствами.
Стили речи реализуются в определенных
формах, или типах текстов, называемых
жанрами речи. Жанры речи – типизированная
форма организации речи, определяющая
типы текстов, отличающихся заданным характером
речевой деятельности и формой использования
языка. В основном каждый жанр речи принадлежит
к определенному стилю речи, но есть и
межстилевые жанры, например: статья, очерк,
эссе.
1. ОСОБЕННОСТИ РАЗЛИЧНЫХ
СТИЛЕЙ РЕЧИ
1.1. Научный стиль
Научный стиль – один из книжных стилей, который
используется в научных трудах, учебниках
и учебных пособиях, устных выступлениях
на научные темы.
Задача научного
стиля – сообщить научную информацию,
объяснить ее, представив систему научной
аргументации. Используется в официальной
обстановке, характеризуется логичностью,
объективностью, смысловой точностью.
В научном стиле можно выделить следующие
разновидности:
1) собственно научный стиль
(присущий научным трудам – монографиям,
диссертациям, статьям в научных журналах,
книгах, энциклопедиях, научным докладам),
2) научно-популярный
стиль (присущий текстам, предназначенным
для популяризации научных знаний, т. е.
научно-популярной литературе, статьям
в неспециальных журналах, газетах, выступлениям
на радио и телевидении, публичных лекциях
перед массовой аудиторией),
3) научно-учебный
стиль (используется в учебниках, учебных
пособиях, справочниках, предназначенных
для учащихся).
Для научного стиля характерно использование
следующих языковых средств:
на уровне лексики:
- насыщенность терминами данной науки;
- использование слов с абстрактным значением:
закон, число, предел, свойство; отглагольных
существительные со значением действия:
переработка, приземление, использование;
- употребление слов в прямых значениях,
отсутствие образности (метафор, метонимий,
междометий, восклицательных частиц);
- частое использование лексических средств,
указывающих на связь и последовательность
мыслей: сначала, прежде всего, во-первых,
следовательно, наоборот, потому что, поэтому;
на уровне морфологии:
- редкое использование личных местоимений
«я» и «ты» и глаголов в форме 1 и 2 лица
единственного числа;
- специальные приемы авторизации: авторское
«мы», неопределенно-личные (Считают, что...)
и безличные конструкции (Известно, что...;
Представляется необходимым...),
- использование причастий и деепричастий
и оборотов с ними;
на синтаксическом уровне:
- употребление сложных предложений с
использованием союзов, указывающих на
связь явлений;
- неупотребление восклицательных предложений,
незначительное употребление вопросительных
предложений;
- частые цитаты, ссылки;
- использование в качестве компонентов
текста формул, графиков, схем.
Основные типы
речи – рассуждение, описание.
Основные жанры
– учебник, статья, доклад, диссертация,
научная монография, энциклопедическая
статья, патентная заявка, аннотация, резюме,
рецензия.
В качестве примера можно привести отрывок
из речевого произведения научного стиля
собственно научной его разновидности
– монографии по лингвистике:
- «Правило 3 (факультативная
окраска презумпций). Если составляющая
с потенциальной презумпцией Р. является
синтаксическим актантом миропорождающего
предиката, то имеется две возможности:
а) Р. является презумпцией в соответствующем
мире и может быть переведена в презумпцию
реального мира (или, по крайней мере, в
суждение, истинное в реальном мире) при
соответствующем изменении содержания
– модальной «окраске» (термин «окраска»
– из Schiebe 1979); б) Р. остается презумпцией
в реальном мире. Различие пониманий а)
и б) не имеет регулярного семантического
выражения [Падучева Е. В. Высказывание
и его соотнесенность с действительностью.
М., 2001. с. 77].»
В этом отрывке нашли отражение следующие
черты научного стиля:
– лингвистические термины презумпция,
синтаксический, актант, предикат, модальный,
семантический;
– символ Р. (презумпция) в качестве компонента
текста;
– слова с абстрактным значением составляющая,
возможность, суждение, изменение, понимание,
выражение;
– отсутствие слов в переносном значении:
слово окраска употреблено как термин,
заключено в кавычки и снабжено соответствующей
ссылкой;
– слова, указывающие на объективные критерии
оценки ситуации: потенциальный, соответствующий,
истинный, регулярный;
– отсутствие обращений, междометий, модальных
частиц, вопросительных и восклицательных
предложений и других средств образности;
– сложное предложение с условным подчинительным
союзом, если ... то, указывающее на причинно-следственные
отношения;
– придание тексту большей четкости с
помощью расчленения на пункты: а) и б);
– ссылка на другое произведение научной
литературы, полное описание которой представлено
в библиографии: Schiebe 1979.
1.2. Официально-деловой
стиль
Официально-деловой стиль –
один из книжных, используется в сфере
деловых отношений, деловых бумагах, т.
е. законах, документах, актах, договорах,
постановлениях, уставах, служебной переписке
и др.
Задача этого
стиля – сообщить информацию, дать
инструкцию. Официально-деловой стиль
характеризуется точностью, однозначностью,
неличным характером, стандартизированностью
построения текста, долженствующе-предписывающим
характером текста.
Для официально-делового стиля характерно
использование следующих языковых средств:
на уровне лексики:
- употребление полных наименований, точных
дат;
- книжная лексика (вследствие, в течение,
в силу того что, характеризоваться);
- использование слов в прямых значениях;
- отсутствие экспрессивной и оценочной
лексики;
- частое употребление отглагольных существительных (апробация, использование,
выполнение);
- наличие стандартизированных оборотов (по истечении срока,
в установленном порядке, вступать в законную
силу);
- ограниченные возможности синонимической
замены, частые лексические повторы;
на уровне морфологии
- отсутствие личных местоимений, особенно
1 и 2 лица, вместо которых используются
собственные имена, собственные наименования
или специальные обозначения (Заказчик, Исполнитель),
а также глаголов в форме 1 и 2 лица;
на синтаксическом уровне:
- осложнение простого предложения обособленными
оборотами, однородными членами;
- четкое членение текста на смысловые
блоки, обычно с использованием подзаголовков
и цифрового оформления пунктов.
Для официально-делового стиля характерны
как монологические способы организации
речи, так и диалог (разговор двух лиц)
или полилог (разговор нескольких лиц).
Основные жанры: монологические – приказ,
служебное распоряжение, инструкция, заявление,
запрос, жалоба (рекламация), рекомендация,
отчет, обзор; жанры-полилоги – собрание,
совещание, переговоры, интервью.
В качестве примера приведем отрывок из
типового договора:
ДОГОВОР № 7. О передаче
неисключительных имущественных прав
г. Москва 23 марта
2002 г.
Гражданка Российской
Федерации Ружева Анна Ильинична, именуемая
в дальнейшем Автор, – с одной стороны
и ООО «Аранта», именуемое в дальнейшем
Фирма, в лице генерального директора
Бозина Сергея Ивановича, действующего
на основании Устава, – с другой стороны
заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Определения, используемые
в Договоре
1.1. Произведение
– «Русский язык для школьников и поступающих
в вузы», подготовленный Автором. Описание
Произведения – пособие содержит основные
теоретические понятия школьного курса
русского языка и разъясняет порядок разбора
языкового материала, адресован учащимся
и особенно выпускникам средней школы
в связи с отсутствием единого комплекта
учебников по русскому языку для средних
общеобразовательных учебных заведений.
В этом отрывке нашли отражение следующие
черты официально-делового стиля:
– отсутствие личных местоимений;
– полное именование действующих лиц
с указанием их социального статуса;
– замена их в дальнейшем на специальные
обозначения Автор, Фирма;
– стандартизированные обороты: настоящий
Договор о нижеследующем, именуемый в
дальнейшем, действующий на основании;
– точное указание на место и время заключения
договора;
– осложнение простого предложения различными
обособленными членами;
– членение текста на блоки с использованием
подзаголовков и цифрового обозначения.
1.3. Публицистический
стиль
Публицистический стиль – один
из книжных, используется в общественно-публицистической
и литературно-критической литературе,
средствах массовой информации, на собраниях
и митингах.
Задача этого
стиля – воздействие на массовое сознание
посредством общественно значимой информации.
Характерные черты публицистического
стиля – логичность, образность, эмоциональность,
оценочность, призывность.
Для публицистического стиля характерно
использование следующих языковых средств:
на уровне лексики:
- широкое употребление общественно-политической,
экономической, общекультурной лексики;
- использование торжественной лексики
(мерило, воззрение, источать, несравненно),
часто в сочетании с разговорной;
- использование образных средств: эпитетов,
сравнений, метафор, фразеологизмов и
«крылатых выражений»;
- акцентирование авторского «я», личной
оценки ситуации;
- частая языковая игра, каламбуры, пародирование
(особенно в заголовках);
на уровне морфологии и синтаксиса:
- активное использование личных местоимений
1 и 2 лица и соответствующих форм глагола;
- неиспользование причастных и деепричастных
оборотов, их замена придаточными предложениями;
- употребление побудительных и восклицательных
предложений, риторических вопросов;
- использование обращений;
- частые лексические и синтаксические
повторы
Основные жанры: публичное выступление
(речь, доклад), дискуссия, критическая
заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия,
очерк, зарисовка.
1.4. Художественный
стиль
Художественный стиль используется
в произведениях художественной литературы,
относится к книжной речи.
Задача стиля
– нарисовать словами картину, выразить
отношение к изображаемому, воздействовать
на чувства и воображение читателя. Особенность
– единство коммуникативной и эстетической
функции, высокая образность.
Художественный стиль характеризуется
следующими выразительными средствами:
- тропы – обороты, в которых слово или
выражение употреблено в переносном значении:
метафора, метонимия, олицетворение, сравнение,
эпитет и др.;
- фигуры речи: анафора, антитеза, градация,
инверсия, параллелизм, риторический вопрос;
- ритм, рифма, преимущественно в поэтическом
произведении.
Более широким понятием является язык
художественной литературы: художественный
стиль обычно используется в авторской
речи, а в речи персонажей могут присутствовать
и другие стили, например разговорный.
В качестве примера приведем отрывок из
поэтического текста – стихотворения
А. Блока:
Осень поздняя. Небо
открытое,
И леса сквозят тишиной.
Прилегла на берег
размытый
Голова русалки больной.
Здесь использованы следующие характерные
для художественного стиля языковые средства:
– ритм, рифма;
– инверсия – прилагательное после существительного:
осень поздняя, небо открытое, берег размытый,
русалка больная;
– тропы: открытое небо, леса сквозят тишиной,
голова русалки прилегла на берег;
– синтаксический параллелизм в первой
строке;
– назывные предложения, создающие ощущение
статичности, неподвижности.
1.5. Разговорный стиль
Разговорный стиль противопоставлен
книжным и используется в непринужденных
беседах, чаще в неофициальной обстановке.
Основная форма существования – устная,
но может быть осуществлен и в письменной
форме (записки, частные письма, фиксация
речи персонажей, а иногда и авторской
речи в художественных произведениях).
Задача речи
– общение, обмена впечатлениями. Отличительными
признаками разговорного стиля являются
неофициальность, непринужденность, неподготовленность,
эмоциональность, использование мимики
и жеста.
Для публицистического стиля характерно
использование следующих языковых средств:
на фонетическом уровне:
- бо́льшая степень редукции гласных, произносительная
компрессия слов (сейчас [щ’ас], здравствуйте
[(з)дра́с’т’и]);
- разнообразное интонирование при относительно
свободном порядке слов;
на уровне лексики и словообразования:
- использование разговорной и просторечной
лексики, жаргона (работяга, электричка,
дотошный, потихоньку, лебезить);
- преимущественное употребление конкретной
лексики, незначительное использование
абстрактных, терминологических слов;
- экспрессивность и оценочность в лексике
и словообразовании (обалденно, бух, книжонка,
здоровенный);
- частое использование фразеологизмов;
на уровне морфологии:
- наиболее частое из всех стилей употребление
личных местоимений;
- преобладание употребления глаголов
над употреблением существительных;
- редкое использование причастий и кратких
прилагательных, неиспользование деепричастий;
- несклоняемость сложных числительных,
склоняемость аббревиатур;
- употребление частиц, междометий;
- частое переносное использование морфологических
средств (например, использование времен
и наклонений в несвойственных им в книжных
стилях значении);
на синтаксическом уровне:
- употребление односоставных и неполных
предложений;
- отсутствие сложных синтаксических конструкций;
- бессоюзие сложного предложения;
- частое использование побудительных,
вопросительных и восклицательных предложений;
- употребление обращений.
В качестве примера приведем высказывание
одного из персонажей рассказа А. П. Чехова
«Месть»:
– Отворите же, черт
возьми! Долго ли еще мне придется коченеть
на этом сквозном ветру? Если б вы знали,
что в вашем коридоре двадцать градусов
мороза, вы не заставили бы меня ждать
так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?
В этом небольшом отрывке нашли отражение
следующие черты разговорного стиля:
– вопросительные и восклицательные предложения,
– междометие разговорного стиля, черт
возьми,
– личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы
в этой же форме.
Еще один пример – отрывок из письма А.
С. Пушкина к жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа
1834 года:
«Стыдно, женка. Ты
на меня сердишься, не разбирая, кто виноват,
я или почта, и оставляешь меня две недели
без известия о себе и о детях. Я так был
смущен, что не знал, что и подумать. Письмо
твое успокоило меня, но не утешило. Описание
вашего путешествия в Калугу, как ни смешно,
для меня вовсе не забавно. Что за охота
таскаться в скверный уездный городишко,
чтоб видеть скверных актеров, скверно
играющих старую, скверную оперу? <...>
Просил я тебя по Кулагам не разъезжать,
да, видно, уж у тебя такая натура.»
В этом отрывке проявились следующие языковые
признаки разговорного стиля:
– использование разговорной и просторечной
лексики: женка, таскаться,
скверный, разъезжать, что за охота,
союз да в значении
‘но’, частицы уж и вовсе не, вводное
слово видно,
– слово с оценочным словообразовательным
суффиксом городишко,
– инверсионный порядок слов в некоторых
предложениях,
– лексический повтор слова скверный,
– обращение,
– наличие вопросительного предложения,
– употребление личных местоимений 1 и
2 лица единственного числа,
– употребление глаголов в настоящем
времени,
– употребление отсутствующей в языке
формы множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать)
для обозначения всех маленьких провинциальных
городов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучение стилистических особенностей
речи, стилей учит сознательному отбору
и использованию языковых средств в речи.
Точность как качество речи всегда связывается
с умением ясно мыслить, со знанием предмета
речи и значения слов.
Языковая норма складываются как результат
отбора элементов (лексических, орфографических,
орфоэпических и т.д.) из числа существующих
в современном языке для обслуживания
коммуникативных потребностей общества.
Стилистическая норма это принятая обществом
в данный исторический период совокупность
правил, которые регламентируют использование
слов в зависимости от сферы употребления.
Стилистические нормы изменчивы и отражают
те языковые варианты, которые наиболее
распространены в практике использования.
Стиль же речи это совокупность приемов,
способов, манер использования этих средств,
а также совокупность лексических, грамматических
и синтаксических особенностей, которые
придают речи определенную окраску и делают
речь или научной, или официальной, или
разговорной.
Информация о работе Стили речи